Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Островская Евгения, Главный специалист отдела государственного долга министерства финансов Красноярского края

  • Все статьи автора
  • Варава Дмитрий, Заместитель начальника отдела государственного долга министерства финансов Красноярского края

  • Все статьи автора

Красноярский край: долг платежом красен

Декабрь 2010

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЯ

Красноярский край занимает территорию в 2340 тыс. кв. км, или 13,8% территории страны, являясь вторым по величине после Республики Саха (Якутия) субъектом Российской Федерации.

Покрытый на 69% лесным массивом край входит в число наиболее богатых природными ресурсами регионов России. Здесь сосредоточены значительные запасы никеля, платиноидов, золота, меди, угля, нефти и газа.

Обеспеченность ресурсами дает краю ряд преимуществ, вместе с тем влечет и негативные последствия, которые проявляются в виде доминирования экспортно-ориентирован­ных сырьевых отраслей и зависимости от мировых рынков металлов. На долю Красноярского края приходится 80% производства никеля, 70% — меди и 98% — металлов платиновой группы в стране.

КРАЕВОЙ БЮДЖЕТ

Красноярский край имеет крупный по субфедеральным меркам бюджет. Впервые объем доходов краевого бюджета превысил отметку в 100 млрд руб. в 2007 г. (рис. 1). По итогам 2009 г. по объему доходов и расходов бюджета регион находится на 4-м месте после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, значительно опережая остальные субъекты Сибирского федерального округа (рис. 2).

Краевой бюджет характеризуется высокой степенью независимости. Объем его доходов без учета безвозмездных поступлений в 2010 г. ожидается на уровне 95,5 млрд руб., или 77% от общей суммы доходов.

Благодаря хорошей ценовой конъюнктуре на мировом рынке цветных металлов и, как следствие, высокому уровню налоговых поступлений в краевой бюджет, а также в результате взвешенной и продуманной финансовой политики при формировании бюджетных расходов краевой бюджет в 2006—2008 гг. был профицитным. Однако ухудшение экономической ситуации в мире и в 2010 г. негативно отразилось на его наполняемости в прошлом году, а затем и текущем. В первую очередь снизились поступления от налога на прибыль организаций, что связано с общим снижением рентабельности деятельности предприятий края, а также с особенностями механизма налогообложения прибыли. Авансовые платежи по налогу на прибыль в 2008 г., рассчитанные и начисленные на основе показателей 2007 г., существенно превысили сумму налога, подлежащего уплате в 2008 г. Вследствие этого образовались значительные переплаты по налогу на прибыль, которые и были зачтены в 2009 г.

В результате краевой бюджет был исполнен по доходам в сумме 124,4 млрд руб., по расходам — 136,3 млрд руб., дефицит бюджета в 2009 г. составил 11,9 млрд руб., а объем государственного долга края вырос с 1,2 млрд до 13,8 млрд руб.

Если на начало 2009 г. прямых долговых обязательств у Красноярского края не было и весь долг складывался из государственных гарантий, то на начало 2010 г. государственный долг состоял на 74% из обязательств по краевым облигациям, на 25,6% из условных обязательств по выданным государственным гарантиям и на 0,4% из задолженности по бюджетному кредиту.

Объем доходов на 2010 г. запланирован на уровне 124,1 млрд руб. при объеме расходов 142,0 млрд руб. При этом предполагается, что финансирование дефицита краевого бюджета будет осуществляться за счет имеющихся остатков денежных средств.

Особенностью краевого бюджета является высокая концентрация его налоговой базы. С целью диверсификации и развития экономики региона в 2005 г. было принято решение о реализации крупных инвестиционных проектов, в частности программы комплексного развития Нижнего Приангарья, освоения Ванкорского нефтегазового месторождения и сооружения нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан.

Первые результаты уже получены — на Ванкорском месторождении началась добыча нефти. Постепенно снижается степень зависимости налоговых доходов края от отдельных предприятий: если в 2007 г. на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 62,2% налоговых поступлений в краевой бюджет, то сейчас эта цифра находится на уровне 53,3%.

РЕЙТИНГИ

В 2007 г. Красноярский край вошел в число 5 субъектов Российской Федерации, имеющих рейтинг трех ведущих мировых рейтинговых агентств. В настоящее время край имеет рейтинг BB+ по оценкам Fitch и S&P и Ва2 — Moody’s. Последний включил регион в десятку лучших субъектов РФ. По версии S&P край находится на 6-м месте, в рейтинге Fitch — на 4-м месте (после Москвы, Санкт-Петер­бурга и Республики Татарстан) .

Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает лидирующую позицию во всех трех рейтинговых листах (табл. 1).

ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА

Долговая политика края характеризуется выбором облигационных займов в качестве среднесрочного инструмента и предпочтением более «мобильных» кредитов коммерческих банков для краткосрочных целей. Вместе с тем она отличается достаточной консервативностью, показатель долговой нагрузки края долгое время находится на минимальном уровне (рис. 3).

Приоритетом финансовой политики Красноярского края всегда являлось безусловное исполнение своих долговых обязательств.

Красноярский край входит в число нескольких регионов, полностью и в срок выполнивших свои обязательства по ставшим уже притчей во языцех агрооблигациям. При этом объем эмиссии агрооблигаций Красноярского края (251,29 млн руб. с учетом деноминации) был одним из самых больших, а среди крупных эмитентов край стал вторым, кто в 1998 г. продолжил обслуживание долга. В ноябре 1999 г., несмотря на сложную послекризисную ситуацию, с которой столкнулись практически все регионы Российской Федерации, Красноярский край не только полностью погасил свои обязательства по агрооблигациям, но и сделал это досрочно.

ИСТОРИЯ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

Выпуск агрооблигаций 1997 г., который, представлял собой, по сути, секьюритизацию уже имеющегося долга, положил начало истории облигационных заимствований Красноярского края.

Первый же «классический» биржевой выпуск краевых облигаций (объемом 1,5 млрд руб. и сроком обращения 2 года) был размещен в 2003 г. Эффективная доходность к погашению выпуска находилась на уровне 13,5% годовых.

Второй выпуск с аналогичными параметрами был размещен в 2004 г. с эффективной доходностью, равной уже 11,4% годовых. Третий выпуск состоялся 2005 г. объемом 3 млрд руб. на 3 года с рекордно низкой эффективной доходностью в 6,93% годовых. К настоящему моменту эти выпуски полностью погашены, обязательства по ним выполнены в срок и полном объеме (табл. 2).

Четвертый выпуск облигаций края был размещен в конце прошлого года с эффективной доходностью 11,67% годовых. Данное размещение стало самым успешным в сегменте субфедерального и муниципального долга в 2009 г.

Находящийся в обращении выпуск облигаций 2009 г. отличается высокой ликвидностью и его можно причислить к лидерам субфедерального рынка.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

В кризисный 2009 г. Красноярский край вошел с практически полным отсутствием долговых обязательств, что позволило ему оказать поддержку предприятиям региона в форме предоставления государственных гарантий края.

В начале года был принят специальный краевой закон, установивший порядок предоставления государственных гарантий края, а также разработан ряд подзаконных правовых актов, более детально регламентирующих процедуру представления и рассмотрения документов потенциальных принципалов.

В результате проделанной работы государственные гарантии на общую сумму 2,5 млрд руб. получили предприятия промышленности, жилищного и дорожного строительства, сельского хозяйства.

В 2010 г. практика оказания поддержки правительства была продолжена — за 9 мес. года выдано государственных гарантий края на сумму 1,7 млрд руб.

РАЗМЕЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ДЕПОЗИТЫ

Еще одной «антикризисной» мерой стала программа размещения временно свободных средств краевого бюджета на банковские депозиты, заработавшая также в начале 2009 г.

С 18 банками, выразившими готовность привлекать бюджетные средства и отвечающими установленным требованиям, были заключены соответствующие соглашения, после чего они получили право участвовать в отборах заявок, проводимых по мере появления временно свободных средств бюджета. Размещение этих средств принесло дополнительные доходы в краевой бюджет.

Всего в 2009 г. было размещено 37,2 млрд руб. средств краевого бюджета. Размер процентной ставки колебался от 11 до 16,5% в зависимости от сроков и сумм размещаемых средств. Доходы от размещения средств в банках составили 834,5 млн руб.

В 2010 г. размещено 36,1 млрд руб. под процентные ставки в диапазоне от 4 до 10,5%, благодаря чему планируется получение доходов в объеме 567,1 млн руб.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В 2011—2013 гг. Красноярский край планирует продолжить показавшую себя успешной практику привлечения заемных средств через биржевое размещение государственных облигаций. Предполагается, что займы будут размещаться на срок до 5 лет с амортизацией долга.

Кроме того, планируется проведение аукционов по отбору кредитных организаций с целью получения кредитных ресурсов на обеспечение кассового баланса бюджета.

Программа предоставления государственных гарантий в 2011—2012 гг. сохранится в прежнем объеме. На 2013 г. оказание государственной поддержки в данной форме не запланировано. Прогнозируется повышение обеспеченности предприятий собственными средствами, расширение возможностей привлечения кредитов в реальный сектор без господдержки.

Дефицит краевого бюджета в 2010—2013 гг. повлечет увеличение объема государственного долга края, но показатель долговой нагрузки останется на экономически безопасном уровне.




Содержание (развернуть содержание)
Двойное страхование — двойная «головная боль» или новые возможности для страхователей?
Социальная ответственность — залог успеха
Судьба Связьинвеста
Рынок телекоммуникационных услуг: тенденции развития и перспективы
Банковские еврооблигации стран СНГ: поиск новых возможностей
VII Федеральный инвестиционный форум: откровенные дискуссии и немного юмора
Восточный фронт готов к открытию
Итоги XIII Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и сайтов
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Новая программа облигационного займа Санкт-Петербурга
Красноярский край: долг платежом красен
Облигации в год акций
Антикризисные меры правительства улучшили ситуацию в регионах,но не исключили дефолтов в будущем
Государственный долг Калужской области и модернизация региона

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100