Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Третьяков Владимир, Генеральный директор рейтингового агентства АК&M

  • Все статьи автора

Результаты ежегодного исследования кредитоспособности регионов РФ

Ноябрь 2010

В настоящей статье представлены результаты очередного ежегодного исследования относительной кредитоспособности регионов РФ в 2009 г., проводимое экспертами рейтингового агентства АК&M при поддержке Совета Феде­ра­ции Феде­рального собрания РФ и генерального спонсора — инвестиционной компании «УРАЛСИБ Кэпитал». Методика аудирована ЗАО «БДО “Юникон”».

В основе данного исследования лежит анализ ряда доступных широкому кругу заинтересованных лиц формальных показателей, характеризующих финансовую и экономическую ситуацию в 81 регионе РФ в 2009 г. Оценке подвергались возможности субъектов Российской Федерации выполнять свои долговые обязательства. Итоги исследования сведены в списочный рейтинг относительной кредитоспособности регионов.

Анализ осуществлялся по двум группам критериев, определяющих:

  • финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2010 г.);
  • уровень экономического развития региона с созданием предпосылок к формированию доходной части бюджета (основаны на данных Росстата на 1 января 2010 г.).

Источником информации об исполнении бюджетов и объемах государственного долга субъектов РФ является сайт Министерства финансов РФ.

В группу критериев, определяющих финансовое состояние региона, входит:

  • отношение объема государственного долга к величине доходов бюджета без учета размера безвозмездных поступлений;
  • отношение объема доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ к общему объему доходов;
  • объем доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • отношение дефицита бюджета к доходам бюджета.

Отношение объема государственного долга к величине доходов бюджета без учета размера безвозмездных поступлений

Этот критерий является наиболее значимым. Он характеризует долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, кредитоспособность региона. Очевидно, что чем больше долг субъекта РФ, тем выше риск неисполнения обязательств.

Отношение объема доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ к общемуобъему доходов

Уровень доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов определяет степень независимости бюджета субъекта РФ от федерального центра. С увеличением доли безвозмездных поступлений возрастает опасность неисполнения обязательств из-за риска их несвоевременного получения. Кроме того, недостаток доходов без учета безвозмездных поступлений говорит о слабости источников формирования доходной базы региона, что также повышает вероятность невозврата долгов.

Объем доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ

Данный критерий в абсолютном выражении показывает объем собственной доходной базы бюджета субъекта РФ, а следовательно, позволяет оценить возможности региона погашать свои обязательства по долгам.

Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета

Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над доходами регионального бюджета. Значительный дефицит бюджета свидетельствует о несоответствии величины доходов инвестиционным потребностям региона.

Рост дефицита бюджета в настоящем исследовании рассматривается как усиление кредитного риска.

К группе критериев, определяющих уровень экономического развития региона, относится:

  • объем производства товаров и услуг на душу населения;
  • отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей;
  • доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона;
  • сальдо прибыли и убытков предприятий;
  • денежные доходы населения;
  • инвестиции в основной капитал на душу населения.

Объем производства товаров и услуг на душу населения

Этот показатель отражает уровень экономического развития субъекта РФ, что, в свою очередь, выявляет предпосылки формирования регионального бюджета. Экономически развитые субъекты РФ обладают большей ресурсной базой для пополнения доходов бюджета, а следовательно, лучшими возможностями для выплаты долговых обязательств, что является существенным позитивным фактором при оценке кредитоспособности.

Объем производства товаров и услуг в регионе рассчитывается как сумма объемов производства по трем базовым видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», и объема платных услуг населению.

Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей

Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей является одним из наиболее важных факторов, характеризующих качество функционирования налоговой системы региона, что напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые поступления — это основа доходов бюджета субъекта РФ, а следовательно, накопление долгов по налогам нарушает механизм образования денежных потоков, что в конечном счете отрицательно влияет на кредитоспособность региона.

Доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона

От доли прибыльных предприятий на территории региона зависит качественный уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. На долю налога на прибыль предприятий приходится значительная часть суммарных доходов бюджетов. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приводит к сокращению налоговых поступлений, что обостряет кредитный риск.

Сальдо прибыли и убытков крупных и средних предприятий

Этот критерий определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет, дополняет предыдущий показатель и указывает абсолютную величину поступления налога на прибыль.

Среднедушевые денежные доходы населения

Денежные доходы населения косвенно отражают уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджета. Уменьшение денежных доходов чревато недополучением соответствующего налога, что в итоге увеличивает кредитный риск региона.

Инвестиции в основной капитал на душу населения

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Иными словами, данный показатель определяет предпосылки экономического развития субъекта РФ, а следовательно, и формирования доходной части бюджета.

ВЕСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

В табл. 1 и 2 приведены состав критериев и их весовое влияние на кредитоспособность региона (определены экспертным путем).

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ

По каждому из критериев определялось место региона на нормированной линейке значений для анализируемых субъектов Российской Федерации, т. е. рассчитывалось относительное значение критерия в диапазоне от 0 до 100.

Относительные значения критериев суммировались с учетом весовых коэффициентов, отражающих степень влияния критериев на кредитоспособность, в результате чего определялся относительный уровень кредитоспособности регионов по финансовым и экономическим показателям. Значение относительного уровня кредитоспособности характеризует положение региона в ранжируемом списке относительной кредитоспособности по финансовым и экономическим показателям.

Интегрированный уровень относительной кредитоспособности — это сумма значений относительного уровня кредитоспособности по финансовым показателям и относительного уровня кредитоспособности по экономическим показателям с весовыми коэффициентами 0,55 и 0,45 соответственно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСсЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования показали, что кризисный 2009 г. существенно повлиял как на макроэкономические, так и на бюджетные показатели российских регионов. В числе ключевых параметров можно отметить увеличение долговой нагрузки (среднее отношение госдолга к собственным доходам бюджетов увеличилось с 24,2 до 31%), рост дефицита бюджетов (среднее значение поднялось с 0,12 до 3,6% к доходам бюджетов), снижение собственных доходов бюджетов (–14,5%). Все это стало следствием ухудшения общеэкономических индикаторов, среди которых, в частности, находятся производство товаров и услуг на душу населения, доля прибыльных предприятий, сальдированный финансовый результат предприятий.

Сложный в плане доступности заемных средств 2009 г. внес свои коррективы в структуру источников финансирования дефицитов бюджетов. Основным заемным ресурсом для регионов и, соответственно, причиной повышения долговой нагрузки стали недорогие (1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ) бюджетные кредиты Минфина, объем которых достиг 170 млрд руб., что в 8,5 раз превышает показатели 2008 г. Это было частью антикризисных мер в условиях резкого сжатия рынка долговых бумаг. В то же время некоторые регионы осуществили заимствования на рынке облигаций, главным образом в конце 2009 г., после того как была установлена благоприятная ставка по кредитам и возобновился спрос на долговые бумаги. В числе регионов, привлекших заемные средства на облигационном рынке, — Красноярский край, Нижегородская, Тверская, Иркутская и Самарская области, ХМАО, Республика Карелия. Единственным регионом, который не имел долговой нагрузки в 2009 г., как, впрочем, и годом ранее, является Ямало-Ненецкий АО. Низкое отношение госдолга к собственным доходам у Еврейской АО (0,22%), Санкт-Петербурга (0,65%).

Лидером рейтинга относительной кредитоспособности, составленного по результатам исследования, как и ранее, стала Москва. Несмотря на то что в столице произошло сокращение бюджетных доходов, рост дефицита бюджета и долговой нагрузки, сохраняющиеся высокие макропоказатели, определяющие экономический потенциал города, позволили Москве завоевать первенство по кредитоспособности среди других субъектов РФ. Наиболее существенно улучшил свои позиции в рейтинге Чукотский АО, который поднялся с 70-го на 29-е место. Это явилось следствием существенного снижения объема госдолга — со 100% к собственным доходам до 23%, а также ощутимого увеличения собственных доходов бюджета. Ключевыми факторами, повлиявшими на бюджетные показатели Чукотки, стали рост золотодобычи на 40% и досрочное погашение долга по «золотым» кредитам. Денежные средства в размере 3 млрд 248 млн руб. на стопроцентное покрытие остатков долга по кредитам поступили в регион из федерального бюджета. Отметим, что большинство золотодобывающих регионов в 2009 г. заметно укрепили свое положение в рейтинге (Амурская, Иркутская области, Хабаровский край и др.), что обусловлено высокими ценами на золото на мировом рынке и разработкой новых месторождений.

Возглавляет группу лидеров по ослаблению позиций Вологодская область, которая вышла из первой десятки и опустилась на 45-е место. Причина — существенное накопление госдолга, увеличение дефицита бюджета и падение доходов, что во многом вызвано ухудшением конъюнктуры рынка металлов и минеральных удобрений в 2009 г., от которой во многом зависит благополучие бюджета Вологодской области. Можно заметить, что и другие регионы, ориентированные на черную металлургию (Челябинская, Свердловская и Липецкая области) сдали свои позиции в 2009 г., правда, в меньшей степени.

Наиболее проблемными регионами, как и в прошлые годы, остаются северокавказские республики, что объясняется сравнительно низким уровнем промышленного производства и доходной базы. Исключением из этого ряда стала Республика Дагестан, во многом — за счет активного развития в последнее время своей гидроэнергетики. Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ, а также показатели регионов, ранжированные по значениям критериев, приведены в табл. 3.






Содержание (развернуть содержание)
Капитал не подчиняется приказам
Российская экономика — 2011: перспективы, возможности, риски
Выздоравливая от кризиса
Квалифицированный инвестор: реальность статуса
Коллективные инвестиции в искусство Инфраструктура фондов художественных ценностей
Служба риск-менеджмента НПФа — назревшая необходимость
Инвестиции в будущее
Приватизации быть?
Сто в кубе. Уроки математики от ЦентрТелекома
Долговой рынок в России и за ее пределами: срез на сентябрь
Ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Правовой капкан для спецдепозитариев
Управление рисками в деятельности специализированных депозитариев
Жаркое лето — 2010: вызов сельскому хозяйству России Уроки, задачи, решения
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Федеральная поддержка и кредитоспособность регионов России в период кризиса
Ликвидность и рефинансирование остаются ключевыми факторами, влияющими на рейтинги региональных и местных органов власти России
В посткризисный период интерес к кредитным рейтингам растет
Результаты ежегодного исследования кредитоспособности регионов РФ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100