Casual
РЦБ.RU

В посткризисный период интерес к кредитным рейтингам растет

Ноябрь 2010

Год 2010-й стал периодом постепенного восстановления мировой и российской экономики после потрясений 2008–2009 гг. Несмотря на то что пик кризиса позади, региональные и муниципальные власти по-прежнему осторожны в части бюджетных прогнозов. В условиях снижения налоговых поступлений и ограничений к доступу ресурсов на финансовом рынке в 2009 г. регионы были вынуждены пойти на сокращение бюджетных расходов, в основном капитального характера.

При этом наблюдалось увеличение первоочередных социальных расходов, а также затрат на поддержку экономических агентов (так называемые антикризисные меры).

Вместе с тем долго сдерживать капитальные расходы тоже невозможно. Развитие экономики требует вложений в модернизацию существующих инфраструктурных объектов, запуск новых инвестиционных проектов. Уже в 2010 г. это способствовало возобновлению роста капитальных расходов на региональном и муниципальном уровнях и стимулировало активность на долговом рынке. Косвенным следствием этих процессов стала большая заинтересованность регионов и муниципалитетов в оценке их кредитоспособности.

Это подтверждается и результатами работы агентства Fitch Ratings с начала 2010 г. Всего за это время были произведены рейтинговые действия в отношении 16 российских эмитентов. Стоит также отметить, что ни один из ранее присвоенных рейтингов отозван не был. Кредитные рейтинги были присвоены еще трем новым эмитентам: Республике Хакасия (ВВ-1/прогноз «Стабильный»), Рязанской области (В+/прогноз «Стабильный») и муниципальному образованию — городской округ (ГО) Красноярск (ВВ/прогноз «Стабильный»).

Помимо этого с начала года шести эмитентам рейтинги были оставлены на текущем уровне; в отношении пяти эмитентов были совершены позитивные действия (повышение рейтинга или изменение прогноза в лучшую сторону); в отношении двух — негативные (понижение рейтинга или изменение прогноза в худшую сторону).

Разнонаправленные действия агентства указывают на неодинаковую способность и возможность регионов и муниципалитетов реагировать на кризисные процессы. На текущем уровне рейтинги были подтверждены тем эмитентам, которые продемонстрировали высокое качество управления и благодаря активной и своевременной антикризисной политике смогли добиться приемлемых бюджетных показателей и сохранить незначительный уровень долга. В их числе — Алтайскийкрай, Ленинградская, Тамбовская и Ульяновская области, Республика Татарстан, Красноярский край.

Перечисленные регионы неоднозначны по своему экономическому профилю и воздействие кризиса ощутили в разной степени. Области с традиционно большой долей трансфертов из федерального бюджета (Тамбовская и Ульяновская области, Алтайский край) оказались менее уязвимыми, а регионы с развитой экономикой (Ленинградская область, Республика Татарстан, Красноярский край), которые в основном полагаются на собственный налоговый потенциал, были сильнее подвержены негативному шоку со стороны налоговых доходов.

Вместе с тем администрации всех перечисленных регионов быстро отреагировали на изменение экономической конъюнктуры и умело контролировали операционные расходы на фоне сокращения налоговых поступлений. Это позволило удержать приемлемый уровень долга в условиях высоких процентных ставок на рынке в первой половине 2009 г., что благоприятно сказалось на их кредитном профиле. Бюджетные показатели нескольких регионов данной группы продемонстрировали слабое снижение в 2009 г.

Однако Fitch ожидает восстановления данных исполнения бюджета у этих регионов в среднесрочной перспективе на фоне возрождения экономики, роста налоговых доходов и по-прежнему высокого качества управления.

Как уже было сказано, Fitch провел негативные рейтинговые действия в отношении двух эмитентов. Рейтинг Нижегородской области упал с ВВ- до В+ с сохранением «Стабильного» прогноза. Рейтинг муниципального образования ГО Казань был подтвержден на текущем уровне В+, но прогноз был изменен со «Стабильного» на «Негативный».

Понижение рейтинга Нижегородской области в начале 2010 г. было связано с существенным ухудшением бюджетных показателей в кризисный период, растущей долговой нагрузкой и существенным риском рефинансирования краткосрочных обязательств. В то же время прогноз «Стабильный» отражает ожидания Fitch в отношении стабилизации операционных показателей в 2010 г., а также не исключает их улучшения в дальнейшем при условии восстановления экономики области.

Коррективы прогноза по рейтингам Казани обусловлены увеличением прямого риска, представленного большей частью бюджетными кредитами из Республики Татарстан. Значительный объем переданных муниципалитету бюджетных ассигнований предусмотрен программой модернизации дорог и строительства спортивных объектов в преддверии Универсиады в 2013 г. Но поскольку бюджетные средства предназначены для финансирования федерального проекта, администрация города надеется, что Республика Татарстан их спишет. Если кредиты не будут списаны, кредитоспособность города окажется под давлением. Позитивные рейтинговые действия характеризовались повышением рейтинга одного эмитента и изменением прогноза в лучшую сторону для четырех эмитентов. Ногинскому муниципальному району Московской области рейтинг был поднят с уровня ССС до В– вследствие ослабления риска рефинансирования и успешного прохождения пиковых уровней погашения долга во втором полугодии 2009 г. и первом полугодии 2010 г. Одновременно прогноз по рейтингу был изменен с «Позитивного» на «Стабильный». Дальнейшее повышение рейтинга сдерживают бюджетная зависимость района от Московской области и его низкие бюджетные показатели.

Прогноз по рейтингу Новосибирской области (ВВ) был исправлен с «Негативного» на «Стабильный». Этому способствовали сокращение прямого долга области, небольшой объем условных обязательств и лучшее, чем ожидалось, исполнение бюджета в 2009 г. Также во внимание принимался высокий уровень управления в областной администрации, которая обеспечила своевременное принятие антикризисных мер по поддержке региональной экономики, что в конечном счете привело к стабилизации бюджетных показателей по итогам 2009 г. Кстати, заслуги управленцев были отмечены и в Кремле: в сентябре текущего года Виктор Толоконский (на тот момент губернатор области) назначен на должность Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. В отношении трех эмитентов — Республики Саха (Якутия), городов Москва и Санкт-Петербург — был пересмотрен прогноз по рейтингам на «Позитивный». На фоне диверсификации налоговой базы Республика Саха демонстрирует улучшение показателей исполнения бюджета и позиций ликвидности при сохранении умеренного долга. Fitch ожидает, что положительная экономическая конъюнктура окажет благоприятное воздействие на регион в среднесрочной перспективе, что, в свою очередь, приведет к росту операционных показателей бюджета республики.

Отдельно стоит пояснить рейтинговые действия в отношении двух городов федерального значения — Москвы (BBB/прогноз «Позитивный») и Санкт-Петербурга (ВВВ/прогноз «Позитивный»). Среди эмитентов, оцениваемых Fitch в России, они имеют наивысший уровень рейтинга. Более того, текущий уровень их оценки ограничивается суверенным рейтингом Российской Федерации. Вследствие этого позитивные действия в отношении прогноза по страновому рейтингу автоматически отразились на прогнозе по рейтингам двух городов. Так, 25 января 2010 г. прогнозы по рейтингам городов были пересмотрены с «Негативного» на «Стабильный», а затем 16 сентября 2010 г. — со «Стабильного» на «Позитивный». Данное решение последовало за изменением прогноза по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента Российской Федерации в иностранной и национальной валюте 22 января и 8 сентября 2010 г.

Рейтинги Москвы были также подтверждены 28 сентября 2010 г. после объявленного в тот день досрочного отрешения Юрия Лужкова от должности мэра. По мнению Fitch, смена мэра существенно не повлияет на бюджетную и долговую политику города в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Fitch ожидает, что Москва и в дальнейшем удержит сильные бюджетные показатели на фоне восстановления экономики.

Таким образом, ключевым фактором сохранения устойчивой кредитоспособности стало качество управления, которое демонстрируют муниципальные и региональные органы власти. Fitch полагает, что этот фактор не потеряет своей значимости и в будущем. Регионы и муниципалитеты, администрации которых адекватно оценивают риски, осуществляют стратегическое планирование и способны обеспечить гибкость политики в условиях изменения экономической конъюнктуры, смогут улучшить свое кредитное качество в будущем.


Содержание (развернуть содержание)
Капитал не подчиняется приказам
Российская экономика — 2011: перспективы, возможности, риски
Выздоравливая от кризиса
Квалифицированный инвестор: реальность статуса
Коллективные инвестиции в искусство Инфраструктура фондов художественных ценностей
Служба риск-менеджмента НПФа — назревшая необходимость
Инвестиции в будущее
Приватизации быть?
Сто в кубе. Уроки математики от ЦентрТелекома
Долговой рынок в России и за ее пределами: срез на сентябрь
Ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Правовой капкан для спецдепозитариев
Управление рисками в деятельности специализированных депозитариев
Жаркое лето — 2010: вызов сельскому хозяйству России Уроки, задачи, решения
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Федеральная поддержка и кредитоспособность регионов России в период кризиса
Ликвидность и рефинансирование остаются ключевыми факторами, влияющими на рейтинги региональных и местных органов власти России
В посткризисный период интерес к кредитным рейтингам растет
Результаты ежегодного исследования кредитоспособности регионов РФ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100