Casual
РЦБ.RU

Приватизации быть?

Ноябрь 2010

Правительство объявило о новой волне приватизации в 2011 г., которая предполагает планомерное снижение доли государства в крупнейших российских компаниях с целью сокращения накопленного за кризисный период бюджетного дефицита. О том, насколько эффективным окажется данный шаг, пойдет ли государство на реальное снижение своего влияния в экономике страны и какие компании будут наиболее привлекательны для инвесторов, читателям журнала рассказывают эксперты.

1 Россия, по заявлениям властей, стоит на пороге новой волны приватизации, в процессе которой в частные руки будут переданы пакеты акций крупнейших государственных компаний и банков. Как Вы оцениваете данные намерения властей? Перейдет ли государство от слов к действиям?

2 Как Вы считаете, удастся ли подобным образом покрыть существующий бюджетный дефицит и какой эффект от реализации этой меры получит экономика в целом?

3 Какие категории инвесторов, на Ваш взгляд, будут наиболее активно участвовать в процессе приватизации? Насколько интересны приватизируемые компании для зарубежных инвесторов? Ожидаете ли Вы новых «народных» IPO?

4 Как данный шаг, по Вашему мнению, отразится на самих приватизируемых компаниях? Акции каких компаний будут наиболее привлекательны для инвесторов?

Дмитрий Александров начальник отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР КАПИТАЛ»

1. Постепенный переход к действиям, конечно же, состоится. Весь вопрос — в способности рынка принять такие объемы, так что быстрым этот процесс не будет, однако в течение ближайших двух лет возможны очень крупные сделки.

2. Покрытие текущего дефицита, конечно, ни в коем случае не должно быть основной задачей. Цель — привлечение ресурсов для улучшения структуры экономики. Фактически нынешние госактивы должны замещаться другими, более эффективными, а также инфраструктурными объектами.

3. Крупнейшие фонды — как российские, так и зарубежные. Банки, компании — отраслевые аналоги приватизируемых эмитентов. Новые народные размещения также вероятны, причем здесь могут быть предложены выгодные условия. Опыт успешных размещений среди населения имеет «Роснефть».

4. В этом смысле будет очень интересна «Транснефть», особенно если мы увидим изменение дивидендной политики и базы расчета в привязке к результатам МСФО.

Виктор Юзефович старший юрист Практики по разрешению споровюридической фирмы VEGAS LEX

1. Возможно, это действительно так. По крайней мере, все предпосылки для этого есть. В плане законодательного регулирования никаких барьеров не существует, никаких новых законов принимать не надо. Что касается экономической политики, то сейчас все чаще звучат заявления властей о необходимости модернизации экономики, которая в полной мере вряд ли осуществима лишь силами государства, необходимы большие частные инвестиции.

2. Сложно сейчас давать такого рода прогнозы — дефицит бюджета может быть погашен, а может, и нет. Есть множество негативных факторов, последствия которых не всегда удается «перекрыть» источниками, полученными от приватизации государственных предприятий.

3. Скорее всего, это будут крупные институциональные инвесторы. Возможно, что-то достанется более мелким и иностранным инвесторам. Безусловно, последним интересно будет приобрести те или иные предприятия, однако здесь, как известно, существуют некоторые законодательные ограничения, в том числе при покупке акций приватизируемых стратегических предприятий, весьма привлекательных для иностранцев. Вряд ли будут новые «народные» IPO. Для России это во многом пройденный этап, ведь есть очень неприятный опыт, который оставил осадок у большого количества инвесторов.

4. Приватизация должна самым положительным образом сказаться на приобретаемых компаниях, но только при условии, что в их капитал войдут инвесторы с инновационным мышлением, а не с единственной мыслью «выкачать» из предприятия все соки для каких-то сторонних целей и проектов. Самыми привлекательными, как правило, будут компании ТЭК, что вполне очевидно, учитывая сырьевую основу экономики России. Здесь конкуренция за возможность приватизации таких компаний чрезвычайно высока.

Илья Богданов старший юрист юридической компании Tenzor Consulting Group

1. Судя по заявлениям представителей правительства, новая волна приватизации — уже решенный вопрос. Обсуждению подлежат лишь детали. Впрочем, термин «приватизация» применим к планируемому процессу лишь частично. Никакого дикого передела собственности не будет. Предполагается лишь планомерная продажа второстепенных активов, принадлежащих государству. И в этом нет ничего экстраординарного, по крайней мере, с точки зрения закона. Весь процесс будет протекать в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах и рынке ценных бумаг, по уже отработанной за прошедшие годы процедуре приватизации.

2. Формальным основанием для приватизации является попытка компенсировать дефицит бюджета за счет сумм, вырученных от продажи компаний. Но расчеты на стадии планирования уже показывают, что о значительном покрытии дефицита речи быть не может. Поэтому считать погашение дефицита бюджета основной причиной приватизации неразумно.

Реальными плюсами приватизации следует назвать усиление активности на рынке ценных бумаг, привлечение серьезных игроков на этот рынок в ходе покупки приватизируемых активов, а также повышение уровня открытости госкомпаний.

3. Тут, скорее, возникает вопрос, какие категории инвесторов будут активно привлекаться государством к процессу приватизации. «Народные» IPO в этот раз не предусмотрены.

Участие в подготовке приватизации крупных рейтинговых агентств указывает на желание государства заинтересовать рес­пектабельных и опытных инвесторов, желательно зарубежных. Целью приватизации является не только получение денежных средств, но и привлечение к управлению госкомпаниями опытных инвесторов. Именно опытных.

4. В управление госкомпаниями должны быть вовлечены опытные инвесторы, которые разрушили бы тесную спайку правлений госпредприятий и бюрократического аппарата, сделали бы деятельность госкомпаний более прозрачной и независимой от политики. Особенностью продаваемых предприятий является их зачастую монопольное положение на рынке и отсутствие игроков со стороны частного капитала. Безусловно, это перспективные объекты для инвестиций. Но контрольный пакет акций все равно останется у государства, что ограничит планы и возможности инвесторов. Непрофильные активы, например РЖД, скорее всего не вызовут значительного интереса.

Юрий Коваль партнер BDO в России

1. Правительство озвучивает планы приватизации ввиду бюджетного дефицита, который, похоже, станет нормой для государственных финансов в ближайшие несколько лет. Иной реальной приемлемой альтернативы сокращению бюджетного дефицита и ненужной в выборных 2011 и 2012 гг. инфляционной накачке, кроме приватизации, думаю, нет. Поэтому от слов к реальным действиям правительство, безусловно, перейдет. Оценивать эффективность планируемых мер пока трудно, так как сейчас только формируется общественное мнение по поводу заявлений политиков, каких-либо заметных реальных действий в публичном поле не наблюдается.

2. Думаю, что полностью покрыть бюджетный дефицит выручкой от приватизации правительство не намерено. Для экономики в целом приватизация будет иметь длительный положительный эффект в том случае, если продажа госсобственности пройдет осмысленно и без повтора ошибок приватизации 1990-х гг. (с передачей собственности в «хорошие руки» за скромные деньги) и «народных» IPO (с продажей активов на пике их стоимости с последующим обесцениванием инвестиций). Если же продажа будет происходить, исходя только из размера сиюминутной выручки, то общий эффект будет отрицательным.

3. Полагаю, что в процессе приватизации наиболее активными будут частные инвесторы — как российские, так и иностранные, уже имеющие доли в приватизируемых объектах. Надеюсь, что новых «народных» IPO не будет, а будут IPO для более профессиональных инвесторов с разумными условиями размещения и поддержания акций на фондовом рынке.

4. Для самих приватизируемых компаний приватизация станет, несомненно, положительным фактором. Во-первых, статус компании с частными инвестициями, особенно публичной, обязывает ее менеджмент создавать и поддерживать иную корпоративную культуру, более высокого уровня. Самой компании это облегчит процедуры финансирования — как долгового, так и через капитал. Думаю, что все включенные в списки приватизируемых компании интересны для инвесторов.

Алексей Минаев начальник аналитического отдела Rye, Man & Gor Securities

1. Судя по широкой огласке данных намерений, государство на этот раз полно решимости воплотить их в жизнь, тем более что в этом есть необходимость. Другое дело, что экономические реалии могут существенно отличаться от ожиданий, что отразится на планах по приватизации.

2. Предлагаемые в последней версии пакеты приватизируемых компаний могут «собрать», по мнению правительства, до 1,8 трлн руб., что вдвое превышает оценку выпадающих бюджетных доходов на ближайшие 3 года. Скорее всего, реализация тех или иных пакетов будет осуществляться по мере необходимости в дополнительных средствах. Сверхлимитный объем позволяет иметь запас прочности на случай существенных отклонений от ожиданий.

3. Маловероятно, что грядущая приватизация будет проходить по сценарию «народного» IPO. Люди еще не успели отойти от негативных последствий предыдущих размещений, да и глобальная нестабильность не способствует интересам большого круга частных инвесторов. Тем не менее возможно, что некоторая часть госпакетов будет предложена мелким инвесторам, чтобы обеспечить ликвидность на бирже таких бумаг, как Совкомфлот, РСХБ, РЖД с «дочками» и т. п. Акции этих компаний скорее всего будут выставлены на продажу не ранее чем через 2–3 года. Что касается пакетов уже торгуемых предприятий, то они, видимо, будут размещаться преимущественно среди крупных институциональных инвесторов — зарубежных фондов или связанных по бизнесу компаний.

4. Приватизация в большинстве случаев положительно сказывается на компании, так как частные собственники, как правило, более эффективны. Но в данном случае речь идет о сохранении государственного контроля (явного или неявного) над большинством приватизируемых предприятий. Поэтому эффект для самих компаний может быть не столько в смене собственника, сколько в соответствующих шагах по увеличению инвестиционной привлекательности, предпринимаемых самим государством.

Исключение — компании, из которых государство намерено полностью выйти (например, «Аэрофлот»). К таковым однозначно будет повышенный интерес. Хотя выход государства из состава акционеров может быть чреват для таких компаний потерей каких-либо преимуществ (в случае с «Аэрофлотом» — роялти).

Также мы считает перспективными IPO Совкомфлота, РСХБ, РЖД, ввиду того, что их акции пока не публичны, а следовательно, могут оцениваться инвесторами с хорошими дисконтами. Из торгуемых бумаг могут быть привлекательны достаточно крупные пакеты Сбербанка, «РусГидро», предлагаемые единым лотом.


Содержание (развернуть содержание)
Капитал не подчиняется приказам
Российская экономика — 2011: перспективы, возможности, риски
Выздоравливая от кризиса
Квалифицированный инвестор: реальность статуса
Коллективные инвестиции в искусство Инфраструктура фондов художественных ценностей
Служба риск-менеджмента НПФа — назревшая необходимость
Инвестиции в будущее
Приватизации быть?
Сто в кубе. Уроки математики от ЦентрТелекома
Долговой рынок в России и за ее пределами: срез на сентябрь
Ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Правовой капкан для спецдепозитариев
Управление рисками в деятельности специализированных депозитариев
Жаркое лето — 2010: вызов сельскому хозяйству России Уроки, задачи, решения
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Федеральная поддержка и кредитоспособность регионов России в период кризиса
Ликвидность и рефинансирование остаются ключевыми факторами, влияющими на рейтинги региональных и местных органов власти России
В посткризисный период интерес к кредитным рейтингам растет
Результаты ежегодного исследования кредитоспособности регионов РФ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100