Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Анненская Наталья, доцент кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг» Финансового университета при Правительстве РФ

  • Все статьи автора

Капитал не подчиняется приказам

Ноябрь 2010

РЦБ: Наталья Евгеньевна, как Вы оцениваете текущую экономическую ситуацию в России? Можно ли утверждать, что все катаклизмы позади и нас ждет восстановление? Когда, на Ваш взгляд, нам удастся достичь докризисных уровней развития?

Н. А. С осторожным оптимизмом. Стоит говорить скорее о стабилизации, чем о восстановлении. Природно-климатические условия для ведения хозяйства в России и крайне сложная демографическая ситуация не позволяют утверждать, что «все катаклизмы позади».

РЦБ: Как Вы считаете, какие тенденции будут преобладать на рынке в следующем году?

Н. А. Рынок сохранит высокую волатильность, что будет привлекать спекулянтов. В таких условиях не приходится ждать серьезного расширения базы портфельных инвесторов и вовлечения в инвестиционный процесс значительной части экономически активного населения. Предпосылок для прихода в экономику «длинных» денег, в том числе в виде отложенного спроса населения и добровольного участия в пенсионных программах (как принято в странах с более развитыми фондовыми рынками), явно недостаточно.

РЦБ: Какие меры необходимо принять правительству для притока «длинных» денег в нашу экономику? Что может стимулировать этот процесс?

Н. А. Если не рассматривать политические риски, то нужно сосредоточиться на развитии инфраструктуры, особенно депозитарной системы и учетных систем ценных бумаг. Сейчас все действия, связанные с трансфером ценных бумаг, несут в себе дополнительные риски по сравнению с аналогичными операциями, например, в Европе и на глобальных рынках. Я считаю, что создание подобной инфраструктуры может укрепить доверие инвестора к российскому рынку. Также стоит обратить внимание на защиту прав акционеров (не только мажоритарных), на корпоративное управление внутри корпорации и соответствие действующих практик управления тем принципам, которые декларируются корпорациями. В самом начале работа о защите прав участников обществ с ограниченной ответственностью и акционеров закрытых акционерных обществ. Форма «ООО» является очень удобной для «быстрого» входа в капитал и является наиболее распространенной в сегменте среднего бизнеса и развитие законодательства в этой сфере укрепит доверие к среднему бизнесу.

РЦБ: Правительство объявило о новой волне приватизации в 2011 г., которая предполагает планомерное снижение доли государства в крупнейших российских компаниях. В то же время многие эксперты полагают, что так называемая «вторая волна» приватизации носит некий «косметический» характер — реального ослабления роли государства в экономике не ожидается, Минфин просто пытается сократить дефицит бюджета. Ваше мнение по этому поводу?

Н. А. Нет ничего плохого в том, что Минфин пытается сократить дефицит бюджета. Это его прямая задача и обязанность. Что касается объема дефицита бюджета, то на самом деле он не так велик, чтобы начинать беспокоиться. Относительно роли государства: вспомним исследование Профессора истории финансов Нью-Йоркского университета Ричарда Силла, который изучал влияние государств разных стран на экономику до и после кризиса с XVIII столетия до наших дней. На основе проведенного анализа было установлено, что роль государства в любых странах после кризиса усиливается. Так происходило на протяжении более трех веков, следовательно, у нас есть некоторые основания полагать, что это исторический тренд: кризисные явления в экономике всегда побуждают государство активно участвовать в регулировании общественной жизни. Как только государство как регулятор видит качественные изменения в экономике, которые сами способны восстановить нормальные экономические процессы, оно отпускает бразды правления и либерализирует законодательство. Так работает абстрактный финансовый механизм. В реальном государстве все происходит с учетом степени развития общественных институтов и того механизма регулирования, который есть в настоящий момент. Я не думаю, что грядущая приватизация — обычная косметическая процедура, поскольку то, что произошло в 2008 г. в банковском секторе, а именно вливание ликвидности, как раз и было необходимой мерой сохранения финансовой системы. Поэтому, как мне кажется, приватизация некоторых пакетов Сбербанка и ВТБ является весьма разумным шагом.

РЦБ: В настоящее время привлечь финансирование на приемлемых условиях могут только компании первого и отчасти второго эшелона. Когда рынок откроется и для других компаний?

Н. А. Ровно в тот миг, когда они откроются рынку. До сих пор компании второго эшелона не могут получать финансирование с рынка. Потому что не соответствуют рыночным условиям: инвесторам непонятен бизнес, цели акционеров, источники формирования доходов, за счет которых компании будут гасить обязательства, и многое другое. Когда бизнес-формат компаний средней капитализации станет адекватен рыночным требованиям, тогда и деньги к ним придут. Опыт общения с такими компаниями в регионах показывает, что это вопрос нескольких лет. У предпринимателей, особенно в регионах, есть определенная настороженность к внешнему инвестору (возможно, она оправданна), внешний же инвестор отвечает взаимностью.

РЦБ: Какие уроки недавнего кризиса Вы могли бы выделить? Как вообще изменился российский рынок капитала за последние два года?

Н. А. Главный урок кризиса: модели денежного обращения, основанной на использовании фиатных денег, кризисы присущи. Это надо осознать и с этим жить. А, следовательно, готовиться к кризисам и расширять инструменты антикризисного реагирования. Относительно изменения рынка капитала: значительно усилилось влияние государства. И не только в России. Это глобальная тенденция. Теперь ждем нового этапа приватизации, что, собственно, и подтвердил премьер-министр на недавней встрече с иностранными инвесторами.

РЦБ: Есть мнение, что кризис возник из-за недооценки рисков. Насколько изменилась ситуация сейчас?

Н. А. В целом ситуация изменилась в лучшую сторону, вопросам управления рисками стали уделять больше внимания. Однако инвестиционное сообщество, результатом деятельности которого и был последний кризис, до сих пор лояльнее относится к рисковым инструментам и операциям, чем банковское. Разное отношение к риску и отличает эти сегменты финансовой индустрии. Регуляторы постоянно ужесточают требования к качеству риск-менеджмента, и хочется надеяться, что здесь будет найден разумный компромисс.

РЦБ: Как бы Вы в целом охарактеризовали текущее регулирование российского рынка? Где, на Ваш взгляд, больше всего пробелов?

Н. А. Считаю, что сегодняшнее регулирование более или менее адекватно состоянию рынка. Вопросы есть всегда, но они решаются. На мой взгляд, стоит более пристальное внимание уделить развитию инфраструктуры рынка (учетным и клиринговым системам), коллективным инвестициям и деятельности финансовых консультантов, особенно в части их работы с физическими лицами.

РЦБ: В прошлом году началось активное обсуждение возможности лицензирования инвестиционных консультантов. Насколько это целесообразно? Может ли лицензирование как-то повлиять на работу консультантов и какие еще шаги в данной области следует предпринять?

Н. А. Что касается инвестиционных консультантов, то я не считаю, что лицензирование значительно повлияет на их деятельность, потому что невозможно строго определить сам объект лицензирования. Если это будут отдельные персоны, т. е. лицензия будет привязана к индивидуумам, то неочевидно, каким имуществом и какую ответственность инвестиционные консультанты будут нести за советы, которые они дают. Мне это совершенно непонятно. Если речь идет о корпорациях, то они и так выступают на основе соответствующих лицензий. Мне кажется, что обсуждение, которое сейчас происходит, недостаточно конкретно. Основная беда всех консультантов заключается в том, что они не отвечают за свои действия. С одной стороны, мы говорим о категории людей, которые будут работать с финансово-неграмотным и не имеющим возможности получать профессиональные знания населением. В этом случае нам нужно понимать, что эти консультанты вправе делать, и ввести весьма строгую ответственность за оказываемые ими услуги. Хочу отметить, что сейчас с населением и так занимаются всевозможные консультанты: в любом крупном банке есть менеджеры, которые дают рекомендации по поводу услуг и продуктов. Мы не можем констатировать, что ниша совсем пустая. Но эти люди работают от имени корпораций и, соответственно, защищены лицензиями корпораций, подтверждающих их профессионализм. С другой стороны, консультанты могут работать в режиме фриланса, как, допустим, адвокаты, врачи и пр. Безусловно, возникает необходимость в обязательном страховании их профессиональной ответственности. Когда этот механизм будет действовать, тогда я буду готова обсуждать вопросы лицензирования финансовых и инвестиционных консультантов. Пока этого механизма нет, что-либо делать бесполезно.

РЦБ: Какова вероятность построения в России МФЦ? Реально ли это, и если да, то в какие сроки?

Н. А. Капитал не подчиняется приказам. С повышением инвестиционной привлекательности России увеличиваются и шансы на реализацию идеи МФЦ.

РЦБ: Как Вы считаете, насколько наш рынок в настоящее время привлекателен для иностранных инвесторов?

Н. А. Иностранные инвесторы слегка повернули головы в нашу сторону после шока 2008 г., но еще не готовы сделать шаг. Большое значение для них имеет дело Ходорковского и Лебедева. Однако Хаммер и в условиях тоталитарного режима работал в России.

РЦБ: С наступлением осени вновь заговорили о восстановлении российского рынка IPO. Однако среди площадок для размещения отечественные компании все чаще называют Гонконг и Лондон. Почему так происходит? Что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

Н. А. Надо признать, что в России рынок капитала только формируется. При этом стоит заметить, что после кризиса резко возросла доля алгоритмизированных систем торговли. При незначительном начальном капитале эти алгоритмизированные системы за счет высокого коэффициента мультипликации дают безумные обороты. Но обороты на торговых площадках — не показатель качества рынка капитала. Если он внебиржевой, то его достаточно сложно оценить в силу закрытости внебиржевых операций. Если говорить о публичных размещениях, то, конечно, мы называем Гонконг и Лондон, поскольку, во-первых, там больше капитала и можно привлечь дешевле, а во-вторых — проще процедуры выхода на биржу.

РЦБ: В последнее время экономисты стали чаще говорить о том, что Россия менее привлекательна для создания офиса международных компаний, чем другие страны БРИК — Индия, Китай и Бразилия. Так ли это и в чем причина?

Н. А. Я согласна с тем, что Россия уступает Китаю и Бразилии. К моему огромному сожалению, наша большая проблема — демографическая ситуация, которая сложилась в стране. Как известно, новую стоимость создает только человек, только живой труд. По этому фактору производства Россию можно поставить на последнее место среди стран БРИК. Это всем известно, и это наша общая беда. Из всех перечисленных государств Россия самая малочисленная, но при этом у нас самая большая площадь. Именно по малочисленности и дефициту населения экономически активного возраста Россия отстает. Соответственно, наши возможности ниже, чем, например, в Китае и Бразилии. С этим нужно согласиться, поскольку демографическая ситуация — это объективный фактор. Мы не сможем исправить ситуацию ни за три года, ни за пять лет. Единственный выход — это трудовая миграция. Но ее нужно регулировать и понимать, что трудовая миграция в широких масштабах может привести к очень серьезным социальным последствиям, которые сейчас наблюдаем во Франции. Могут возникнуть очень большие социальные проблемы, которые потом выйдут на политический уровень, а при огромном пространстве, которое занимает Россия, и слабых внутренних коммуникациях это может стать причиной деструктивных явлений в институте суверенности государства.

РЦБ: Какие финансовые инструменты, на Ваш взгляд. Будут наиболее востребованы в ближайшее время?

Н. А. Деривативы.


Содержание (развернуть содержание)
Капитал не подчиняется приказам
Российская экономика — 2011: перспективы, возможности, риски
Выздоравливая от кризиса
Квалифицированный инвестор: реальность статуса
Коллективные инвестиции в искусство Инфраструктура фондов художественных ценностей
Служба риск-менеджмента НПФа — назревшая необходимость
Инвестиции в будущее
Приватизации быть?
Сто в кубе. Уроки математики от ЦентрТелекома
Долговой рынок в России и за ее пределами: срез на сентябрь
Ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Правовой капкан для спецдепозитариев
Управление рисками в деятельности специализированных депозитариев
Жаркое лето — 2010: вызов сельскому хозяйству России Уроки, задачи, решения
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Федеральная поддержка и кредитоспособность регионов России в период кризиса
Ликвидность и рефинансирование остаются ключевыми факторами, влияющими на рейтинги региональных и местных органов власти России
В посткризисный период интерес к кредитным рейтингам растет
Результаты ежегодного исследования кредитоспособности регионов РФ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100