Casual
РЦБ.RU

Российская экономика — 2011: перспективы, возможности, риски

Октябрь 2010

Грядущий 2011 г. в связи с 50-летием первого полета в космос Юрия Гагарина объявлен Президентом РФ Дмитрием Медведевым годом космонавтики. Этот факт на фоне глобального финансово-экономического кризиса вызывает у большинства россиян определенные надежды на то, что в 2011-м ситуация изменится в лучшую сторону и трудные времена наконец-то закончатся.

Однако особого оптимизма ближайшее экономическое будущее России не внушает. Бюджет все так же привязан к сырью, и если учесть, что резервный фонд в 2011 г. скорее всего иссякнет, то Россия, как и большинство развивающихся стран, вынуждена будет преодолеть все сложности посткризисного периода, но при этом еще зависеть от рисков падения сырьевых рынков и дефицита бюджета. Текущая цена нефти в 80–85 долл./баррель подразумевает, увы, дефицит бюджета РФ, а это значит, что если в 2011 г. тенденция мировых котировок «черного золота» останется прежней или, что еще хуже, начнет слабеть, то с максимальной степенью вероятности государство будет вынуждено реализовать «кризисный» сценарий развития экономики с введением непопулярных мер, к которым, в частности, можно отнести существенное налоговое отягощение частного бизнеса, сокращение расходов на социальную сферу и (при самом негативном для экономики раскладе) возобновление займов на мировом рынке, что значительно растянет «долговой период» российского государства. Впрочем, всегда есть и ряд других альтернатив, позволяющих достичь желаемого результата, например крупная приватизация и девальвация рубля. Что предпримет правительство, предсказать сложно, однако при большом дефиците бюджета можно ожидать появления некого «пакета мер», предусматривающих как снижение расходов, так и возможные варианты коррекции российской валюты, а также поиск и формирование новых источников пополнения бюджета.

Уменьшение расходов, безусловно, окажет давление на социальную сферу, а дифференциация и в ряде случаев повышение налогов поставят бизнес в новые жесткие условия. Впрочем, приближающиеся выборы должны смягчить непопулярные у электората меры, и в 2011 г. основным способом минимизации расходов будет сокращение денежного потока, инвестируемого сейчас в инновационные программы развития, способные поддержать и восстановить экономику РФ. Ограничение расходов в данном секторе сможет несколько замедлить будущий экономический рост, однако введение более эффективных, но крайне нежелательных мер до предстоящих выборов менее вероятно. С другой стороны, нагнетание цен на нефть тоже не панацея, ведь, если они поднимутся до 110 долл./баррель и более, бюджет РФ окажется бездефицитным, но это не значит, что «по­зитивно-сырьевая» волна для России будет бесконечной.

Рост нефтяных котировок приведет к повышению стоимости работ подрядчиков и поставщиков, а это увеличит затраты нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. В свою очередь, значительная ценовая планка за баррель нефти станет причиной удорожания производимых из «черного золота» продуктов, что создаст предпосылки для поиска и внедрения альтернативных, а следовательно, более дешевых источников возобновляемой энергии.

Сокращение инновационных программ, направленных на модернизацию ряда секторов, которые служат фундаментом развития экономики РФ и «визитной карточкой» страны на международных рынках, может привести к тому, что Россия к 2015—2017 гг. окажется с «вчерашней» производственной базой, импорт на внутреннем рынке начнет доминировать и за счет более выгодной цены и лучшего качества не только вытеснит российские товары, но и пред­определит уход из сектора многих неконкурентоспособных предприятий, ранее выживавших за счет дотаций и стимулированного внутреннего спроса. А страна на фоне развития альтернативных источников энергии, не имеющих привязки к ценам на нефть, останется без притока экспортных денег, что опять же чревато сильным урезанием расходов, в том числе и на импортные комплектующие, способных удерживать российское производство в современном русле рыночных отношений.

РФ на данный момент не имеет хорошей МТБ, позволяющей на должном уровне конкурировать с товарами, произведенными за рубежом. У нас попросту нет достаточного объема необходимых разработок в области электроники, поэтому мы не только не видим на прилавках электротехники, произведенной в РФ, но и вынуждены для эффективного использования имеющейся сырьевой базы закупать импортные комплектующие, чтобы процесс производства был современным и экономически выгодным.

Однако столь пессимистичный прогноз хотя и возможен, но все же, что радует, маловероятен, поэтому в 2011 г. можно ожидать от Правительства РФ альтернативного сценария, подразумевающего старт более сбалансированного пакета реформ. Эта мера позволит в разумных пропорциях сочетать увеличение налоговой нагрузки на бизнес (в том числе с разделением налоговых коэффициентов по сырьевым и несырьевым секторам), а также продолжить финансирование ряда инновационных проектов, но уже с более локальной и точечной выборкой, гарантирующей эффективный оборот вложенных бюджетных средств.

Но если с ценами на нефть и вариантом развития экономики РФ, который базируется на этих данных, все более или менее ясно, то вопрос о социальных выплатах и уровне инфляции остается пока открытым. Текущее и планируемое повышение пенсий и пособий населению в первую очередь обеспечивает социальные и политические преимущества руководящим органам страны. Их важно удержать и в предвыборном 2011 г., поэтому существенного сверхрезкого снижения социальной сферы не предвидится, можно будет даже рассматривать возможности роста пособий и выплат. А так как бюджет при текущем уровне цен останется дефицитным примерно до 2015 г., то дополнительные средства, необходимые для индексации пенсий, будут изыматься из сектора бизнеса.

Однако, чтобы дифференцировать волну нагрузок, государство, скорее всего, реализует следующую схему: предоставит налоговые льготы отдельным секторам и возложит дополнительное налоговое бремя на ряд других, что, по заявлениям вице-премьера Алексея Кудрина, в итоге позволит поднять уровень налогообложения российского бизнеса на 2,3% ВВП в 2011 г. и на 3,6% в 2013 г.

Объявленные Минфином цифры дают основания предположить, что нас ожидает введение новых налогов в незатронутых на данный момент секторах и сферах. К ним можно предварительно отнести диф­ференцированный с учетом рыночных цен налог на недвижимость и налог на горюче-смазочные материалы. Также будут повышены акцизы на алкоголь и табак и весьма существенно, в соответствии с давними намерениями Правительства РФ, налог на добычу полезных ископаемых (на 0,5% ВВП). Это далеко не полный список потенциальных источников дохода, но на данный момент именно эти налогооблагаемые области смогут принести в бюджет необходимый государству объем денежных средств.

При таком развитии событий пок­рытие социальных расходов ложится на плечи российского бизнеса и фактически затрагивает работающее сейчас молодое поколение, которое рискует в будущем столкнуться с проблемой увеличения пенсионного возраста и установления единого срока выхода на пенсию независимо от пола, к примеру при достижении 67 лет. Этот прогноз пессиместичен, так как простое повышение пенсионного возраста без значительного, можно даже сказать, доминирующего потока средств на здравоохранение и улучшение условий труда может привести к тому, что при средней продолжительности жизни мужчин, равной 61 году, многие просто не успеют перейти в разряд пенсионеров.

Немаловажное значение в наступающем 2011 г. будет иметь и уровень инфляции. И если учесть, что в текущем году мы на фоне засухи и продовольственной спекуляции наблюдали активный рост показателей относительно запланированных в начале года, то в 2011-м инфляционные процессы еще больше обострятся. По итогам 2010 г. ожидаемая инфляция при нынешних процентных ставках, по предварительным подсчетам, может составить 9,5–10%. Прогноз на 2011 г. не­утешителен: степень инфляции при ползущих вверх мировых ценах на продовольствие и традиционной январской индексации тарифов по окончании I кв. 2011 г. будет 8%. Дальнейшие цифры будут зависеть от уровня цен на нефть, и если они сохранятся в пределах 75–85 долл./баррель, то первостепенным может стать вопрос пополнения бюджета, подразумевающий сокращение социальных дотаций и удорожание продовольствия.

Бюджет РФ в 2011 г., по заявлению А. Кудрина, будет дефицитным, при этом доходы составят 17,4% ВВП, расходы — 20,9% ВВП, сам дефицит в 2011 г. — 3,6% ВВП. Подход к бюджету 2011 г. довольно консервативен, и его доходная часть рассчитывается, исходя из нефтяных котировок 75 долл./баррель, а расходная — из 70 долл./баррель

Совокупный объем государственного долга России на 1 января 2011 г. достигнет 5 трлн руб., в том числе внутренний долг — 3,5 трлн руб., внешний — 1,5 трлн руб.

На основе этого можно сделать вывод, что России предстоит еще один непростой и экономически напряженный год, который, впрочем, позволит эффективно перераспределить ресурсы, выявить и устранить мешающие развитию российской экономики недостатки. Так что последующий экономический рост на фоне преодоленных за кризисные годы препятствий будет наиболее ярким и планомерным.


Содержание (развернуть содержание)
Уральские записки о финансовой грамотности
Экономика России: осеннее выздоровление от летней жары
Российская экономика — 2011: перспективы, возможности, риски
Уроки кризиса
Год 2011-й: основной сценарий на входе
Весь мир погряз в долгах…Кому и сколько?
Осень-2010: РУБЛЬ В МИРОВОЙ БИТВЕ ВАЛЮТ
Его качает, но он не тонет…
Куда качнутся валютные качели?
Рубль: падать нельзя расти! До каких значений доберется курс национальной валюты к концу года?
Что важно знать и помнить, инвестируя в нефтяной сектор
Нефть: вверх или вниз?
Холодная осень Кристиана Блобьерга
Рынок слияний и поглощений в 2010 году
Shareholder ID: от анализа прошлого к исследованию будущего базы акционеров
Оценка справедливой стоимости для целей IFRS 3 — «Объединение бизнесов»
Национальный расчетный депозитарий: взгляд в будущее

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100