Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Коваленко Оксана, Руководитель группы корпоративного управления «Интерфакса»

  • Все статьи автора

Лекарство от инсайда

Сентябрь 2010

Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» (далее — Закон), который вступит в силу в начале 2011 г., являясь по своей сути специфическим законом в области финансовых рынков и сделок, тем не менее распространяет свое действие на СМИ и устанавливает в их отношении определенные новые правила в части взаимоотношений с финансовым рынком и его участниками. Это создает новые риски и для редакций, и для отдельных журналистов, и для представителей компаний, которые общаются со СМИ.

ИНСАЙД И МАНИПУЛИРОВАНИЕ — ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Закон призван предотвратить такие злоупотребления, как манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации. Признак манипулирования рынком — отклонение стоимости торгующихся активов от реальной рыночной цены в нужную манипуляторам сторону (завышения или занижения), т. е. цена перестает быть рыночной.

При использовании инсайдерской информации отдельные лица получают возможность на основании точных данных о компании или активе совершать сделки, зная в отличие от остальных участников рынка, каким образом в ближайшее время изменится цена акций предприятия или финансового актива.

К инсайдерской информации относятся:

  • сведения, точные и конкретные сведения, т. е. не предположения или прогнозы, не мнения или оценки;
  • сведения, которые не были распространены (т.е. сделаны доступными неограниченному кругу лиц) или предоставлены (определенному кругу лиц в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг),
  • сведения, распространение или предоставление которых способно оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, т. е. это действительно важная для рынка информация (критерии существенности влияния на цены разработает ФСФР);
  • и сведения, которые относятся к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (в соответствии ст. 3 Закона этот перечень будет исчерпывающим).

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ИНСАЙД

Самое правильное, что можно сделать с инсайдерской информацией, — ее раскрыть. Став общедоступной (например, опубликованной в СМИ или раскрытой по установленным законодательством каналам), такая информация перестает быть инсайдом. В этом случае к ней уже не относятся запреты на использование ее для сделок, составление на ее основе рекомендаций, побуждающих третьи лица к приобретению или продаже активов, а также на передачу ее третьим лицам.

Закон устанавливает требования по раскрытию инсайдерской информации компаниями, и в случае нарушений в этой сфере предусмотрена серьезная ответственность, например, эмитента.

Новый Закон не вводит запрета на передачу инсайдерской информации для опубликования в средствах массовой информации (п. 3 ст. 6 Закона), поскольку она будет доведена до всего рынка и перестанет расцениваться как инсайдерская. Эмитенты, не раскрывшие инсайдерскую информацию в порядке, предусмотренном Законом, несут установленную законодательством ответственность. Кроме того, наказанию может подвергнуться получивший инсайдерскую информацию журналист, который, не опубликовав ее, использовал для совершения сделок.

Перечисленные нормы полностью соответствуют международной практике, не нарушают права общества на получение важной информации и не ограничивают возможность журналистов публиковать значимую, на их взгляд, информацию, даже если она касается крупных эмитентов.

Важно также, что согласно новому закону ФСФР определит точный перечень инсайдерской информации, чтобы понятие инсайда не толковалось расширительно. В той или иной ситуации практически любая информация может оказаться существенной для фондового рынка. В его практике есть случаи, когда на котировки акций влияли сообщения о дате презентации нового продукта или о состоянии здоровья руководителя (пример — публикации о корпорации Apple), различных авариях, забастовках и т. д.

СМИ КАК ИНСАЙДЕРЫ

К так называемым «первичным инсайдерам» (понятие, использовавшееся в первых версиях законопроекта. — Примеч. авт.) Закон относит эмитентов, управляющие компании, организаторов торговли, депозитариев, банки, профучастников, органы власти. Кроме того, доступ к инсайдерской информации имеют страховщики, акционеры, рейтинговые агентства, члены советов директоров и руководители компаний и многие другие. Также в этот список попали уполномоченные агентства, которые публикуют существенные факты об эмитентах. Сейчас в России работает 5 таких агентств: ИНТЕРФАКС (в который, согласно данным за прошлый год, сообщения направляют около 80% всех эмитентов), АК&М, СКРИН, ПРАЙМ-ТАСС, АЗИПИ.

Таким образом, на часть СМИ как инсайдеров также распространяются соответствующие требования нового законодательства, в том числе у них появляется обязанность утвердить свои перечни инсайдерской информации (в соответствии с перечнем, утвержденным ФСФР) и раскрывать эти перечни.

В соответствии со ст. 11 Закона все юридические лица, отнесенные к инсайдерам, должны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила сохранения ее конфиденциальности, контроля над соблюдением требований закона и подзаконных актов. Помимо этого, все юридические лица, отнесенные к инсайдерам, должны будут вести свои списки инсайдеров (ст. 9 Закона), которые необходимо передавать организаторам торговли (за исключением соответствующих органов власти, внебюджетных фондов и Банка России), а также ФСФР по ее требованию (подп. 3—4 п. 1 ст. 9 Закона).

Что означает для конкретного физического лица его включение в чей-либо список инсайдеров? В большинстве случаев у него возникает обязанность уведомлять лицо, которое ведет этот список, а также ФСФР о всех своих сделках с соответствующими ценными бумагами, товарами или финансовыми инструментами (ст. 10 Закона).

КАК НЕ СТАТЬ МАНИПУЛЯТОРОМ

Закон определяет манипулирование, в частности, как умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через Интернет, заведомо ложных сведений. Увы, такое случается.

В июне неизвестные распространили от имени крупной американской компании General Mills фальшивый пресс-релиз, в котором сообщалось якобы об указании президента США Барака Обамы начать расследование в отношении поставщиков компании, после того как ею был произведен отзыв некоторых видов продукции. Пресс-релиз успели воспроизвести ряд информационных агентств, включая Reuters, Dow Jones. Информация, приведенная в пресс-релизе, оказалась ложью — никаких отзывов не производилось. General Mills чудом заметила ложное сообщение и успела его остановить до начала торгов на рынке.

В июне американская фармацевтическая компания Javelin Pharmaceuticals сообщила, что от ее имени в сети Business Wire был опубликован сфабрикованный пресс-релиз.

В начале 2000-х гг. в прессе обсуждался громкий скандал, связанный с подложным пресс-релизом фармацевтического холдинга Emulex. В нем говорилось, что глава компании подал в отставку, ее квартальная отчетность будет пересмотрена и что этим уже заинтересовался регулятор фондового рынка США. Акции Emulex упали на 62% в течение 16 мин., прежде чем торги были остановлены. Фальшивку распространил бывший сотрудник одной из медийных компаний, заработав на снижении акций 250 тыс. долл.

Однако возможны и другие примеры. Допустим, из-за допущенной опечатки (например, указали «тыс.» вместо «млн.») в сообщении о сумме годовой прибыли крупной компании ее котировки рухнули. Является ли это манипулированием?

Для этого необходимо наличие трех условий:

1) распространение ложных сведений;

2) лицо заведомо знало о ложности све­дений и распространяло их умышленно;

3) в результате распространения цена актива отклонилась от уровня или поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от того показателя, который сформировался бы без распространения данной ложной информации.

Как показывает практика, исходя из специфики своей работы, СМИ не могут на 100% гарантировать точность всей информации. Тем не менее деятельность средств массовой информации является критически важной для работы финансового рынка, поэтому в законе содержатся особые условия привлечения к ответственности СМИ, а именно:

а) редакция, главный редактор, журналисты и иные работники СМИ не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, если распространенные ими сведения являются цитированием и их источник может быть установлен;

б) юридические лица, осуществляющие производство, выпуск или распространение продукции средств массовой информации, привлекаются к административной или гражданско-правовой ответственности за манипулирование, осуществленное путем распространения заведомо ложных сведений, в следующих случаях:

  • если они извлекли доход или избежали убытков в результате совершения операций с соответствующим активом;
  • если они распространили заведомо ложные сведения на условиях встречного предоставления им денежных средств или получения иной материальной выгоды;
  • если они отказались предоставить в ФСФР сведения об источнике распространенных заведомо ложных сведений.

Таким образом, не исключая ответственности эмитента, который распространил через СМИ ложную информацию, или недобросовестного журналиста как физического лица, закон защищает средства массовой информации в случае, если никакой выгоды из данной операции они не извлекали.


Содержание (развернуть содержание)
Финансовая грамотность: кто? где? когда?
Финансовый ликбез
Скопинская пирамида
Проект по финансовому просвещению «Кусторка-2010»
Финансовая грамотность через вузы и школы: почему и для чего?
Сезон охоты на БОБРов
Лекарство от инсайда
Прозрачные банки
Private Banking в России — 2010: рейтинг банков и тенденции рынка
Синхронизация раскрытия информации
Фонды на благородном рынке
Банки: прогнозы и перспективы второго полугодия 2010—2011 гг.
Казнить нельзя помиловать. Правила пунктуации на российском фондовом рынке
Почему все не так? (Вроде все как всегда…) После проверок Иркола, ЦМД и других
Стратегии роста
Оценка справедливой стоимости как эффективный инструмент управления стоимостью компании
Технический анализ как зеркало теории случайных блужданий
РЦБ-Casual – 6.Енисей с юга на север: затерянный мир
Банкирам и малому бизнесу не хватает откровенных диалогов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100