Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Манин Антон, Руководитель проекта «Личное финансовое планирование»,Школа бизнес-тренингов для молодежи

  • Все статьи автора

Проект по финансовому просвещению «Кусторка-2010»

Сентябрь 2010

«А хотели бы Вы прожить следующие 15 лет своей жизни за 18 дней?» Отвечая на этот вопрос каждый по-своему, участники программы «Молодежная республика: основы финансового просвещения» сошлись во мнении, что гораздо приятнее пробовать и ошибаться в дружеской атмосфере моделирования жизни, получая, тем не менее, реальный опыт.
«Что самое интересное? Интересно было все. Потому что за 18 дней познакомиться со многими отраслями и поработать в них очень полезно и захватывающе. Это намного интереснее, чем развитие в каком-то одном направлении».
Ольга Ануфриева, Москва,15 лет

В очередной, двенадцатый раз, на базе отдыха «Кусторка» в Нижегородской области был проведен глобальный образовательный тренинг «Молодежная республика: основы финансового просвещения». В его программе приняли участие 60 ребят в возрасте от 10 до 17 лет из Москвы, Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Для обмена опытом приехала студентка из Германии, которая в 2008 г. уже жила в Молодежной республике.
Так что же такое «Кусторка»? Прежде всего, это люди. Молодые участники программы сами перестраивают окружающее пространство — любое решение, принятое сегодня, обязательно будет иметь последствия. Положительные или негативные — зависит от личных качеств каждого и от умения строить отношения с окружающими. Все игроки — это сложная система, которая не только взаимодействует с внешней средой с помощью финансовых и экономических механизмов, но и на все эмоционально реагирует. Как и в жизни, игрок постоянно подвергается оценке своих коллег и влияет на свой материальный рейтинг — количество игровых средств, заработанных на этапе. Однако есть и оборотная сторона медали: принятое сегодня решение может завтра либо материально обогатить, сделать обеспеченным, успешным, либо превратить в самого непопулярного, отвергнутого человека в игровом, но все-таки реальном обществе.
«Кусторка» — это:

  • возможность узнать много нового, но не в формате школьных уроков или институтских лекций, а в виде тренингов и деловых игр;
  • возможность общаться с ровесниками на непривычные и непопулярные темы. Часто ли учащиеся договариваются о размере заработной платы или показывают, скажем, на собеседовании свои навыки в предметной области, а не просто выбирают из предоставленных вариантов ответов;
  • возможность получить совет опытных консультантов, которые не станут делать за тебя твою работу, но обязательно подскажут на примере, как лучше поступить, и оставят за участником право принимать собственное решение, осознавая весь груз ответственности;
  • возможность, не откладывая до момента «когда я стану взрослый», проверить на практике свои решения и оценить принесенные ими вред или пользу.
Тема программы прошедшего в 2010 г. форума — «Молодежная республика: основы финансового просвещения». Чтобы разобраться в многочисленных аспектах термина «финансовая грамотность», участникам пришлось преодолеть множество взаимосвязанных этапов. Нулевым, базовым этапом стало изучение денег, их истории и функций. Какие есть деньги в России — не слишком ли простой вопрос для учащихся старших классов? Но при наличии в обращении банкнот всего 6 номиналов далеко не все смогут сразу вспомнить, какие города изображены на купюрах и почему.

«В течение всего времени, которое я здесь провела, я узнала много нового. Например, для чего нужны деньги».
Анастасия Смирнова,Москва, 10 лет

Как оказалось, в обычной жизни игроки мало общаются на тему денег. «Деньги получают за работу. Чтобы хорошо устроиться на работу, нужно закончить институт. Мне интересна математика, поэтому я иду в технический вуз». В большинстве случаев подобную цепочку планирования своей будущей жизни молодые люди рассчитывают на 5 лет. Соответственно, первым этапом программы тренинга стало образование.
На территории игрового государства был организован университет с факультетами различной направленности — от горнодобывающей и авиационной промышленности до легкой промышленности и средств массовой информации. Чтобы поступить в условно запланированный вуз, участники проходили собеседования, на которых демонстрировали свои школьные знания и практические навыки. Самый высокий конкурс был на факультете прикладной электроэнергетики — 2,8 человека на место. Многие из тех, кто раньше приезжал на Кусторку, выбирали факультеты, исходя из желания научиться чему-то новому, не характерному и не привычному для себя. В качестве приглашенного лектора, поведавшего об особенностях современных российской и западной систем образования, выступила Наталья Смирнова, сертифицированный независимый финансовый советник. Делясь собственным опытом, она рассказала о ценности и важности правильного выбора образовательной стратегии начиная с первого курса.

«Я определила, что некоторые профессии не подходят для моей будущей карьеры. Это очень здорово, что вероятность совершения ошибки в выборе будущей профессии уменьшается».
Виктория Самойлова,Самара, 15 лет

После защиты дипломных работ и выпускного вечера пришло время искать работу. Получив опыт общения с деканами факультетов в институте, игроки уже более уверенно и открыто общались с работодателями, не забывая заранее обговаривать условия труда, оклад стажера и заработную плату штатного работника по окончании испытательного срока. Надо заметить, что не у всех участников выбранная работа соответствовала профессии. Получив первую заработную плату, игроки распределили ее, отложив часть суммы прежде всего на выплату «прожиточного минимума». Самые успешные добились повышения должности и оклада.
Процесс зарабатывания денег стал понятен и прозрачен (налоги уплачивает работодатель). Но что делать с остальными средствами? Как их лучше распределить и потратить? Или, наоборот, сберечь?
Систематизировать знания о доходах и расходах во время очередного мастер-класса помогла Н. Смирнова. В чем разница между доходами и активами, пассивами и расходами? Как сохранить свои средства? Что нужно делать, чтобы зарабатывать помимо основного места работы? Вниманию участников были предложены два низкорисковых и очень консервативных финансовых инструмента: банковский вклад со ставкой 5% в день (1 астрономический день равен 1 игровому году) и размещение средств в пенсионный фонд с возможностью снятия их только за 2 дня до конца программы. Если процесс накопления не привлекал, игрок мог приобрести реальные товары (ручки, блокноты, конфеты и пр.) за игровую валюту.
На следующем этапе недовольство игроков вызвало серьезное повышение налогов, что заставило их проявить интерес к законам, регулирующим трудовые отношения. Для многих оказалось откровением существование основополагающего закона и главного документа государства — «Конституции», — о нем специально не упоминалось на предыдущих этапах программы. Положение дел в игровом государстве не на много отличалось от реального государства, и согласно конституции демократические выборы должны проходить каждые 6 лет, в том числе выборы и президента, и в парламент.
Изучению тонкостей личного финансового планирования предварял цикл семинаров по ликвидации правовой безграмотности. Наглядной иллюстрацией взаимоотношения государства и бизнеса стала деловая игра «Я — предприниматель», критериями победы в которой были уровень личного обогащения и успешность государства в целом. На простом примере был показан процесс сбора налогов и расчета оплаты труда служащих государственного аппарата, определена прямая зависимость количества налогов и сборов от прибыли предпринимателей. Несмотря на небольшую продолжительность тренинга, модель получилась достаточно интересной. Наряду с «предпринимателями» и «таможенником», фиксировавшим налоговые сборы как личные средства, в числе самых богатых людей первое место с троекратным отрывом от ближайшего преследователя занял «президент».

«На тренинге “Я — предприниматель”, когда мне в роли обычного рабочего удалось организовать народ и попасть в число трех самых богатых людей, я понял, что, какую бы социальную позицию ты не занимал, ты способен добиться всего».
Александр Желудков,Москва, 17 лет

На следующем этапе тренинга многие решили проявить себя в качестве партийных деятелей и кандидатов на пост президента, заполнив соответствующие подписные листы. Заметив некоторую инертность далеких от политической борьбы участников, аниматоры — специалисты Школы, работающие непосредственно с ребятами на протяжении всей программы, спровоцировали их на более активные действия и ввели в игру новых действующих лиц, желающих участвовать в выборах, — тоталитарного вождя и коммунистическую партию. По результатам выборов эта партия получила 20% голосов в парламенте, а выдвинутый от нее кандидат отстал от будущего президента всего на 2 голоса.
Избранное правительство в целях повышения статуса страны на международной политико-экономической арене приняло решение о включении в гонку за право проведения Олимпийских игр. Игроки на собственном опыте прочувствовали, что Олимпиада — это не только спорт, но и макроинвестиционное событие, привлекающее большие средства как Международного олимпийского комитета, так и иностранных спонсоров. Оценив высокий уровень подготовленности и радушный прием, «ревизоры из МОК» местом проведения Олимпиады выбрали именно Молодежную республику. Была проведена грандиозная работа по инфраструктурному обустройству территории, строительству основных спортивных площадок, проработке логистики передвижения спортсменов и гостей олимпийской столицы. Под руководством директора прогимназии № 1768 (г. Москва) Татьяны Воробьевой были выполнены экологические исследования состояния территории и изучено влияние новых конструкций на существующую экосистему. Однако аудиторская проверка выявила ряд технологических нарушений и финансовых махинаций, к нарушителям применили штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
Под величественный гимн, написанный участниками, торжественно открылись Олимпийские игры. Помимо традиционных спортивных дисциплин, таких как метание молота, стрельба, керлинг, футбол и волейбол, в программу состязаний был включен новый командный вид спорта — гигантский волейбол. Проявив себя достойными спортсменами, игроки получили заслуженные награды и «звездным составом» приняли участие в паре товарищеских матчей со сборной олимпийского комитета.

«Программа мне очень понравилась. Больше всего я реализовал себя в части Олимпиады, в которой я занял два первых места и активно участвовал в ее открытии».
Анатолий Харлашкин,Москва,13 лет

Закрылись Олимпийские игры, участники вернулись в рабочий ритм — к управлению и развитию своих предприятий. Перед ними встала проблема привлечения дополнительного капитала. И здесь на помощь пришли профессиональные участники российского рынка. О существующих формах собственности, их плюсах и минусах, а также об истории биржевого дела рассказал молодежной аудитории представитель Московской межбанковской валютной биржи Юрий Голицын. Виды ценных бумаг, отличия их функций, способы применения и жизненный цикл этих активов описал Вадим Лужбин. Актуальные для участников мероприятия проблемы IPO и SPO, тонкости работы подразделений современной биржи изложил и разобрал на примерах представитель Фондовой биржи РТС Павел Попов. Все консультанты не ограничились только чтением лекционного материала, а лично консультировали игроков, помогая развивать молодой рынок ценных бумаг Республики. Если есть рынок — должен быть и регулятор, контролирующий деятельность эмитентов и доверительных управляющих, гарантирующий прозрачность рынка для инвесторов. У регуляторов состоялась своя отдельная консультация с заместителем начальника Управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР России — Вячеславом Крыловым.
Приобретенные знания игроки не преминули проверить на практике. Высокая сложность материала, однако, не помешала участникам включиться в заданный игровой процесс биржи, которую моделировали аниматоры при поддержке руководителя детского биржевого центра Елены Таборской. Эта часть деловой игры помогла присутствовавшим лучше понять принципы работы частного инвестора на рынке ценных бумаг, такие как диверсификация вложений и рисков. Выявился основной минус личного управления своими активами — огромное количество времени, которое расходуется на проведение операций, мониторинг и анализ текущего положения на рынке. Кроме того, для успешного инвестирования необходимы солидные знания в области финансов и рынков.
Интерес был привлечен к доверительному управлению как одному из популярных и доступных инструментов участия на рынке. После постижения различий закрытых и открытых акционерных обществ, проведения процедур первичного размещения и дополнительной эмиссии акций размещение средств в паевые инвестиционные фонды не составило для участников никаких трудностей. Систематизировать знания о финансовых инструментах и получить методику применения на практике помог тренинг «Личный финансовый план», в рамках которого игроки должны были поставить перед собой две финансовые цели и успешно их достичь. С учетом того что на вторых выборах победил тоталитарный кандидат, первая часть тренинга — накопление стартового капитала — свелась к простой формальности. Волевым решением президента все участники оказались в одинаковых стартовых условиях! Что не помешало им ставить перед собой разнообразные цели и достигать их, умело распоряжаясь банковскими вкладами и паями инвестиционных фондов.

«Больше всего мне понравилось составлять финансовый план. Этот тренинг был очень полезным уроком на будущее, так как он действительно может помочь достигнуть всех моих финансовых целей».
Юлия Попова, Самара,15 лет
Финальным красочным аккордом стал концерт «Две звезды», на котором выступили практически все жители Республики. Далекие от музыкального творчества игроки могли проявить себя в роли, например, продюсеров.

«Было трудно включиться в ритм жизни. Немного не была готова к такой программе. Но сами тренинги и конкурсы были очень интересными. Мы получили элементарные навыки финансовой грамотности. Попробовали пожить примерной моделью нашей жизни. Взяли для себя много важных примеров. Учились на своих и на чужих ошибках. Самое приятное — это последние дни, которые дали нам немного расслабиться».
Регина Полячкина,Казань,15 лет

Вот и все. Победители награждены, игровой магазин распродан за рейтинг, накопленный в течение программы, стихли последние аплодисменты. Что же дальше? «Кусторка» — это проект, направленный на повышение финансовой грамотности подростков. Это не реклама финансовых корпораций, не рецепт гарантированного благополучия. Это усваивание навыков эффективного управления личными финансами на новом уровне, возможность научиться зарабатывать и сохранять средства, различать инструменты и методы инвестирования. Это приобретение опыта принимать решения, обладая достаточным объемом знаний и умением пользоваться достоверными источниками информации. Поэтому, что дальше — развивать свои знания или остановиться на достигнутом — личный выбор каждого.

«Не все было ясным для меня, но я буду развиваться и дальше».
Илья Кондратенко,Москва, 13 лет


Содержание (развернуть содержание)
Финансовая грамотность: кто? где? когда?
Финансовый ликбез
Скопинская пирамида
Проект по финансовому просвещению «Кусторка-2010»
Финансовая грамотность через вузы и школы: почему и для чего?
Сезон охоты на БОБРов
Лекарство от инсайда
Прозрачные банки
Private Banking в России — 2010: рейтинг банков и тенденции рынка
Синхронизация раскрытия информации
Фонды на благородном рынке
Банки: прогнозы и перспективы второго полугодия 2010—2011 гг.
Казнить нельзя помиловать. Правила пунктуации на российском фондовом рынке
Почему все не так? (Вроде все как всегда…) После проверок Иркола, ЦМД и других
Стратегии роста
Оценка справедливой стоимости как эффективный инструмент управления стоимостью компании
Технический анализ как зеркало теории случайных блужданий
РЦБ-Casual – 6.Енисей с юга на север: затерянный мир
Банкирам и малому бизнесу не хватает откровенных диалогов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100