Casual
РЦБ.RU

Финансовая грамотность: кто? где? когда?

Сентябрь 2010

Задача построения финансового центра, провозглашенная Президен­том России, на пути своего решения имеет много преград, не преодолев которые, выполнить ее в принципе будет невозможно. Одним из таких препятствий является сохраняющийся низкий уровень финансовой грамотности большей части населения нашей страны. О том, кто должен заниматься вопросами повышения финансовой грамотности, как это лучше сделать и какова роль в данном процессе финансовых институтов, мы попросили рассказать экспертов.
1 Как Вы оцениваете текущий уровень финансовой грамотности населения нашей страны. Каковы основные факторы, оказывающие на него влияние?
2 Насколько сильно, по Вашему мнению, разнится уровень финансовой грамотности в различных регионах России?
3 Как Вы можете охарактеризовать существующие на данный момент программы повышения финансовой грамотности? Насколько они эффективны?
4 Какова роль финансовых институтов в повышении финансовой грамотности населения? Какие шаги по ее устранению могут предпринимать финансовые институты?
5 Какие инструменты наиболее эффективны в повышении финансовой грамотности?
6 В апреле 2010 г. Экспертной группой по финансовому просвещению при ФСФР России совместно с Российским биржевым союзом, Медиа-группой «РЦБ», Информационным агентством «Интерфакс» организован проект, направленный на повышение уровня финансовой грамотности населения «Неделя финансовой грамотности в регионах России». В рамках проекта представители ФСФР России, профессиональные участники, финансовые институты и преподаватели провели в 6 российских городах семинары, мастер-классы, выставки, деловые игры и конференции для студентов, школьников, преподавателей и предприятий. Как Вы оцениваете данный проект?

Дмитрий Соколов начальник Управления развития регулирования на финансовом рынке ФСФР России
1.Уровень финансовой грамотности населения, на мой взгляд, крайне низкий.
Основные факторы: отсутствие доходов, которые подлежали бы инвестициям гражданами на финансовым рынке (население предпочтение отдает сбережениям в Сбербанке, чем инвестициям через брокера); низкий уровень доверия к инвестиционной деятельности финансовых институтов ввиду частого отождествления в сознании современных финансовых институтов с организациями, работавшими над чековой ваучеризацией прошлого века; боязнь возникновения рисков при совершении финансовых операций.
2.Я бы разделил эти различия по уровню следующим образом: наиболее высокий в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральном округах, средний — в Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах, низкий — в Северо-Кав­казском и Дальневосточном федеральных округах.
3.Существуют разрозненные по регионам методики повышения уровня финансовой грамотности, которые не являются программами и не получают соответствующего финансирования из-за отсутствия статуса региональной или муниципальной программы. Полагаю, что вектор для формулирования соответствующих программ в регионах для начала системной работы уже задан Основными направлениями деятельности по повышению уровня финансовой грамотности населения, утвержденными Приказом ФСФР России от 24 сентября 2009 г. № 09-237/пз.
4.Значение фининститутов весьма велико, потому что важно не только прорекламировать продукты и услуги, предлагаемые потенциальным клиентам-инвесторам, но и разъяснить им, по крайней мере, самые базовые понятия о доходе и риске, о расходе и прибыли от финансовых операций. Думаю, что осознание своей роли в процессе повышения уровня финансовой грамотности финансовыми институтами находится на самой первичной стадии. Мерами по повышению финансовой грамотности со стороны финансовых институтов могут быть: проведение семинаров и тренингов на бесплатной основе, главное — чтобы это не было профанацией идеи финансовой грамотности и не дискредитировало ее. Вот почему финансовые институты должны уметь усмирять свои амбициозные рекламные цели при проведении семинаров и тренингов с гражданами и больше времени уделять вопросам рискованности операций и ее соотношения с доходностью от них.
5.Все инструменты, которые способствуют тому, чтобы инвестор не просто слушал, но услышал и постиг понятия, которые до его сведения доносят финансовые волонтеры на своих лекциях, семинарах и т. д.
6.Очень положительно. Проект, хотя и первый, и его организаторы не предполагали, что он окажется информативным и насыщенным, все же удался на славу. Думаю, что такие проекты обязательно нужно продолжать и проводить во всех часовых поясах, на каждой широте и долготе, проходящих через нашу огромную Россию.

Роман Горюнов Председатель правления Фондовой биржи РТС
1.По разным оценкам, на сегодняшний день число людей в России, активно пользующихся современными финансовыми и биржевыми инструментами для инвестирования свободных денежных средств, не превышает 1% от населения нашей страны. Для сравнения: в странах Европейского союза это 15—20% населения, примерно столько же в Китае и Индии, а в США эта цифра еще больше. Российский фондовый рынок относительно молодой, и поэтому незначительное количество наших сограждан знают о его реальных возможностях. В силу ряда исторических причин в обществе существуют опасения и недоверие к акциям, паям, фьючерсам, опционам и другим популярным во всем мире фондовым инструментам. К тому же последний финансовый кризис негативно повлиял на отношение людей к биржевым продуктам, и их доверие еще предстоит вернуть. К сожалению, еще совсем немногие знают, что на современном фондовом рынке существует возможность страхования рисков, а в кризисные периоды можно не только не потерять, но даже приобрести активы по привлекательным ценам.
2.Не секрет, что наиболее активные инвесторы проживают в городах и регионах, характеризующихся большим финансовым и промышленным потенциалом и, как следствие, более высоким уровнем дохода на душу населения. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и другие крупные города Центрального, Уральского и Сибирского федеральных округов. Кроме того, значимым фактором является степень покрытия территории филиалами и представительствами банков и инвестиционных компаний. Финансовые институты развивают розничные продажи рыночных продуктов и услуг, информируют клиентов о современных возможностях биржевых инструментов.
3.Со стороны профессиональных участников рынка сегодня ведется последовательная и планомерная работа по обучению работе на фондовом рынке и продвижению биржевых продуктов. Регулярно, в том числе на бесплатной основе, в точках присутствия крупных брокерских домов и инвестиционных компаний проводятся обучающие семинары и мастер-классы по биржевой торговле. Необходимо отметить, что данные мероприятия собирают большое число слушателей — порой в аудиториях не хватает мест, чтобы принять всех. Это свидетельствует о повышенном интересе со стороны граждан к инвестированию на фондовом рынке. Оценить конечную эффективность на данный момент представляется довольно сложным, но динамика открытия счетов у многих профучастников рынка в настоящее время положительная.
4-5. В числе приоритетных задач Фондовой биржи РТС — повышение финансовой грамотности. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы разяснить людям, что фондовый рынок сегодня — это надежно, выгодно, перспективно. Самостоятельно и в партнерстве с инвестиционными компаниями и образовательными центрами специалисты РТС проводят конференции, семинары и мастер-классы для широкого круга инвесторов. Постоянно готовятся и публикуются учебные пособия, информационные буклеты и брошюры, помогающие и начинающим, и опытным участникам фондового рынка ориентироваться в мире финансов. Кроме того, мы сотрудничаем с крупнейшими издательствами, которые большим тиражом издают учебники по фондовому рынку. ОАО «РТС» реализует совместно с ведущими российскими вузами программы, направленные на непрерывность образования в части повышения финансовой грамотности, а также поддерживает ряд научных и образовательных проектов. РТС является организатором таких известных и популярных конкурсов, как «Угадай Индекс РТС» и «Лучший частный инвестор». Благодаря им инвесторы больше узнают о фондовом рынке и знакомятся с расширяющимися возможностями работы на нем. В наших ближайших планах — дальнейшее совершенствование образовательных программ.
6.Это действительно уникальный проект. Участники «Недели» в рамках живого диалога задали вопросы профессионалам и признанным экспертам, поделились наблюдениями, высказали свое мнение и опасения. Этот проект получил логическое продолжение — в октябре «Неделя финансовой грамотности» пройдет в городах Урала. Главная цель нашего участия в проекте — поддержать культуру формирования биржевого инвестирования и показать, что инструменты фондового рынка доступны для понимания любого человека.

Наталья Анненская заместитель генерального директораООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
1.Уровень финграмотности населения в целом низкий, но сильно дифференцирован в зависимости от регионов проживания (в крупных городах выше) и платежеспособности населения. Чем выше доходы населения, тем больше интерес к данной теме и осведомленность в вопросах приобретений продуктов финансовой индустрии. Сильная дифференциация и по возрастным категориям, а также по сферам занятости.
2.В цифрах дать ответ не могу, необходимо сделать «замеры» осведомленности населения хотя бы относительно основных банковских и инвестиционных продуктов. Кстати, это большая работа, которую нужно проводить комплексно в рамках программы повышения финансовой грамотности населения на государственном уровне. Возможно, это следует совместить с мероприятиями по переписи населения.
3.Затрудняюсь ответить.
4.Это не функция финансовых институтов. Фининституты обязаны раскрывать полную информацию о продуктах, предлагаемых населению. Надо четко осознать, что коммерческие компании, каковыми являются фининституты, живут по законам бизнеса, а не образовательных учреждений. Все, что ими делается, имеет в конечном счете одну цель — расширение бизнеса. В свете поставленного вопроса скорее надо говорить о социальной ответственности компаний финансовой индустрии, работающих с населением.
5.Получение качественного системного образования в соответствующем высшем учебном заведении.
6.Инициативу надо поддерживать.

Евгений Данкевич генеральный директор БД «Открытие»
1.В целом уровень финансовой грамотности наших соотечественников низкий. Наиболее важными факторами, влияющими на его уровень, являются, во-первых, наличие интегрированной в систему образования всех уровней программы по воспитанию этой самой грамотности, а во-вторых, предложение этих услуг и их проникновение. Когда в России стало распространятся потребительское кредитование, население плохо понимало, что такое, скажем, эффективная ставка. Кредиты брали, а потом разобрались и со ставкой. Так же будет и с инвестиционными продуктами.
2.Несомненно, он значительно выше в крупных городах и весьма коррелирует с уровнем жизни в целом. Чтобы иметь высокий показатель финграмотности, нужно иметь финансы.
3.В рамках страны их явно недостаточно. Собственно, эта первая более или менее масштабная программа. А в основном ликвидировать экономическую безграмотность населения стараются инвесткомпании!
4.Фактически только они сейчас и поднимают уровень финграмотности.
5.См. ответ на первый вопрос. И особенно работа со студентами.
6.Как первую и очень важную масштабную программу повышения финансовой грамотности, которую делают профессионалы.

Евгений Парфенов руководитель управления развития продаж Финансовой группы БКС
1-2.По-прежнему большинство россиян имеют весьма поверхностное представление о возможностях, которые предоставляют финансовые рынки и инструменты для сохранения и приумножения сбережений, получения дохода и страхования рисков. Банковский вклад все еще является основным способом инвестирования личных сбережений для большей части наших сограждан. При этом вполне естественно, что уровень финансовой грамотности разнится в зависимости от региона и места проживания человека. На мой взгляд, главным здесь является фактор урбанизации — у жителей крупных городов с высоким уровнем благосостояния в какой-то степени уже сформировались знания в финансовой области.
3.В настоящее время повышением финансовой грамотности россиян занимаются не только участники рынка финансовых услуг, но и государство. Причем представители власти, гос­органы на этом направлении весьма активизировались. Государство, как крайне заинтересованная сторона в привлечении частных инвесторов на финансовые рынки, инициировало целый ряд различных программ по повышению финансовой грамотности населения. Оценить эффективность текущих программ сложно, поскольку для этого требуются и целевые исследования, и время для анализа качественного их внедрения. Но на периоде в несколько лет усилия государства и СМИ на этом направлении видны. Оглядываясь на десятилетие назад, становится очевидным, что качество освещения и уровень сложности затрагиваемой в СМИ финансовой тематики выросли. Участники рынка, государство, СМИ приложили немало усилий для разъяснения основных процессов в финансах и экономике и популяризации многих финансовых инструментов. При этом до сих пор не искоренено недоверие населения к сложным финансовым продуктам, инструментам и рынкам, что подразумевает необходимость продолжения работы в этом направлении. Надо просто набраться терпения — это постепенный, поступательный процесс.
4.Если под финансовыми институтами имеются в виду финансовые компании, участники рынка финансовых услуг, то их заинтересованность в повышении финграмотности населения очевидна. Со стороны финансовых компаний есть стремление участвовать в совместных с государством проектах по повышению финграмотности. Кроме того, многие компании ведут самостоятельную просветительскую и консультационную деятельность, активно выступают в СМИ с образовательными проектами. Помимо целей повышения узнаваемости собственного бренда, привлечения новых клиентов эти мероприятия естественным образом носят и просветительский характер. Понятно, что не все люди, прослушавшие бесплатный семинар по фондовому рынку или посмотревшие передачу о биржах и финансовых инструментах, станут клиентами компании, но так или иначе подобные акции ведут к росту финграмотности россиян.
5.Образовательные проекты в электронных СМИ, бесплатные семинары, массовые просветительские акции, сотрудничество с образовательными учреждениями.
6.Заметный, без особых исследований эффект от таких акций может быть достигнут, только если подобные акции будут проводиться на регулярной основе.

Евгений Очковский генеральный директор ООО «Универсальный брокер» (ГК «АЛОР»)
1.Конечно, уровень финансовой грамотности россиян пока невысок, более того, он несравнимо ниже, чем в развитых странах. Однако темпы его роста впечатляют, особенно в последнее время. Основная заслуга в этом принадлежит государству и профсообществу, образовательные программы которых действительно способствуют популяризации инструментов фондового рынка и повышению уровня грамотности населения.
Жесткое регулирование деятельности профучастников со стороны законодательства позволяет избежать широкого распространения финансовых «пирамид», опытом работы с которыми когда-то были напуганы россияне и о которых помнят до сих пор, что мешает отечественному рынку ценных бумаг нормально развиваться. Однако чем больше людей понимают, что можно — и нужно! — инвестировать денежные средства и зарабатывать на них, и начинают работать с инструментами фондового рынка, тем активнее темпы притока средств рядовых граждан на рынок.
2.Можно констатировать, что кроме центрального региона, уровень финансовой грамотности населения нашей страны примерно одинаковый. Возможно, он чуть выше в регионах, где есть города-миллионники и развита инфраструктура фондового рынка, и чуть меньше там, где недоступны и невостребованны услуги профучастников.
3.Программы повышения финансовой грамотности, реализуемые государством, наряду с образовательными проектами представителей бизнеса, безусловно, эффективны. Они предоставляют возможность разобраться в том, что такое рынок ценных бумаг и зачем работать с его инструментами, как можно приумножить свои сбережения и обезопасить себя от мошенников. Образовательные программы способствуют росту притока на рынок розничного капитала, а значит — и нормальному развитию фондового рынка в России. Отдельной благодарности заслуживает информационно-разъяснительная работа, которую с прошлого года активно проводит Пенсионный фонд России.
4.Роль финансовых институтов в повышении финансовой грамотности населения достаточно велика. Не проводя инфор­ма­ционно-разъяснительной работы, финансовые институты не смогли бы наращивать свои клиентские базы. Поэтому проф­участники в полном объеме осознают свою роль в повышении финансовой грамотности населения, организуя разного рода конференции и — на постоянной основе — обучающие семинары, участвуя в выставках и проектах, подобных «Неделе финансовой грамотности».
5.Опыт Группы компаний «АЛОР» показывает, что наиболее эффективны обучающие семинары, которые устраивают профучастники для всех желающих, причем многие из курсов — на бесплатной основе. Посетителям семинаров предоставляется возможность не только разобраться в принципах работы с ценными бумагами, но и выбрать наиболее подходящий инвестиционный инструмент, попрактиковаться, приобрести учебные материалы, а также познакомиться с особенностями работы того или иного брокера. Лучше выбирать курсы того брокера, у которого планируется обслуживаться в дальнейшем, так как на курсах они, как правило, рассказывают об особенностях работы на рынке ценных бумаг именно в контексте своих услуг.
6.На мой взгляд, повышение финансовой грамотности жителей регионов нашей страны — первостепенная задача для обеспечения полноценного развития фондового рынка РФ и популяризации услуг профучастников. В регионах сосредоточен огромный потенциал, и жители самых отдаленных районов не должны оставаться в неведении. Благодаря проекту «Неделя финансовой грамотности в регионах России» россиянам становятся доступны все возможности фондового рынка. Особенно радует то, что проект реализуют посредством «живого» общения профессионалов и будущих инвесторов.


Содержание (развернуть содержание)
Финансовая грамотность: кто? где? когда?
Финансовый ликбез
Скопинская пирамида
Проект по финансовому просвещению «Кусторка-2010»
Финансовая грамотность через вузы и школы: почему и для чего?
Сезон охоты на БОБРов
Лекарство от инсайда
Прозрачные банки
Private Banking в России — 2010: рейтинг банков и тенденции рынка
Синхронизация раскрытия информации
Фонды на благородном рынке
Банки: прогнозы и перспективы второго полугодия 2010—2011 гг.
Казнить нельзя помиловать. Правила пунктуации на российском фондовом рынке
Почему все не так? (Вроде все как всегда…) После проверок Иркола, ЦМД и других
Стратегии роста
Оценка справедливой стоимости как эффективный инструмент управления стоимостью компании
Технический анализ как зеркало теории случайных блужданий
РЦБ-Casual – 6.Енисей с юга на север: затерянный мир
Банкирам и малому бизнесу не хватает откровенных диалогов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100