Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Печенова Анна, Заместитель директора департамента инвестиционных проектов Министерства регионального развития РФ государственная поддержка региональных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП

  • Все статьи автора

Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

Август 2010

В условиях высокой потребности сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в государственной поддержке Инвестиционный фонд Российской Федерации (далее — ИФ) становится действенным инструментом инвестиционной политики в области регионального развития.

В отличие от других инструментов оказания государственной помощи нор­матив­но-правовая база инвестиционного фонда наиболее методично проработана и подкреплена пятилетней практикой реализации конкретных проектов.

Предусмотрены различные формы господдержки: капитальные вложения, субсидии, взносы в уставный капитал, механизмы концессии. Подано более 100 заявок на участие в отборе проектов в 2008–2009 гг.

Инвестиционный фонд сегодня — это 20 программ общегосударственного значения (15 из них уже осуществляются) и 23 региональных. На них уже выделено свыше 146 млрд руб. из федерального бюджета. Объем частных инвестиций по одобренным инвести­ционным проектам составляет более 790 млрд руб.

Региональные инвестиционные проекты

ИФ был образован в 2005 г. как механизм поддержки крупных инвестиционных проектов, направленных на решение стратегических задач развития территорий, таких как «Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в Рес­публике Тыва», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Но жизнь не стоит на месте, и вскоре стали появляться пред­ложения о реализации локальных и менее затратных программ с большей экономической отдачей. Так, с сентября 2008 г. была введена новая категория инвестфонда — региональные инвестиционные проекты.

Сегодня силами ИФ финансируется 23 утвержденных региональных проекта, которые позволят привлечь в экономику субъектов РФ свыше 104 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета — более 13 млрд руб., региональных и местных бюджетов — порядка 6,5 млрд руб., частных инвесторов — свыше 84 млрд руб.

Региональные программы уже доказали свою эффективность в качестве антикризисной меры, способствующей притоку частных инвестиций в регионы (табл. 1).

Эффективность региональных проектов

Сейчас уже можно утверждать, что региональные проекты характеризуют относительно короткие сроки реализации и окупаемости, их рисками легче управлять.

К основным показателям Инвестиционного фонда РФ можно отнести следующие:

  • катализатор инвестиционной активности — 1 руб. бюджетных ассигнований фонда стимулирует приток частных инвестиций в размере 6 руб.;
  • бюджетная эффективность — за 10-летний прогнозный период 1 руб. бюджетных средств фонда сгенерирует прирост налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты в объеме более 3 руб.;
  • финансовая эффективность — NPV по проектам доходит до 1 млрд руб.;
  • решение социальных проблем в регионах — создание более 30 тыс. новых рабочих мест по реализуемым региональным проектам.

Это средние значения, а по отдельным программам они существенно выше.

Так, по проекту «Строительство Курганской ТЭЦ-2» на 1 руб. отчислений из федерального бюджета привлекается 11 руб. частных инвестиций, а по проекту «Развитие агропромышленного ком­плекса Тамбовской области» — даже до 16 руб.

Инвестиционная активность субъектов РФ

С момента введения новой категории ИФ — региональных инвестиционных проектов — в течение 2008 г. в Минрегионразвития России поступило 52 заявки от 33 субъектов РФ на общую сумму около 200 млрд руб. За 2009 г. пришло еще более 60 заявок от 35 регионов на 220 млрд руб., в том числе из инвестиционного фонда было запрошено порядка 40 млрд руб.

За 2010 г. Минрегионразвития рассмотрело 24 новые заявки от 16 субъектов РФ на финансирование региональных инвестиционных проектов в объеме 65 млрд руб., в том числе из инвестиционного фонда около 13 млрд руб.

Пример успешного выполнения регио­нальных программ — «Индустриальный парк «Камские Поляны» в Республике Татарстан, который способствовал модернизации и решению социальных проблем моногорода.

Поселок Камские Поляны был образован в 1981 г., в начале строительства Татарской атомной станции. После запуска АЭС в апреле 1990 г. Камские Поляны стали моногородом, но без производства, ради которого он и был создан. Официальный уровень безработицы здесь составлял 13%, фактический — более 30%.

Благодаря усилиям властей и инвесторов был реализован региональный инвестиционный проект на основе госу­дарственно-частного партнерства. В его рамках появилась новая промышленная площадка. Государство возводит объекты инфраструктуры, обеспечивающие ее жиз­недеятельность, инвесторы — промышле­н­ные предприятия. Осенью этого года в Камских Полянах открылось современное инновационное производство полимеров. Проект помог трудоустроить более 300 человек и значительно пополнить местный бюджет, решить социальные вопросы и улучшить инвестиционный климат для привлечения резидентов.

К 2015 г. на готовую площадку придут новые инвесторы, и предприятия, размещенные на территории индустриального парка, «освоят» еще 7 млрд руб. и более 2000 новых рабочих мест. Инвесторы утверждают, что этот проект превратит Камские Поляны в российскую «Силиконовую долину».

Похожий проект — «Создание первой очереди промышленной зоны “Заволжье”» — осуществляется и в Ульяновске. Инвестором здесь является компания «САБМиллер», которая строит пивоваренный завод. В перспективе в данной зоне планируются предприятия автомобильной и авиационной отраслей.

Средства фонда позволяют инициировать запуск крайне важных для экономики производств. Так, в Тамбовской области при поддержке инвестфонда сооружается ряд свиноводческих комплексов на 250 тыс. голов в год, а также комбикормовый и первый в стране с 1968 г. новый сахарный завод. Это реальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

Реализация проектов ИФ в ЖКХ

Надо сказать, что сама идея региональных проектов возникла при утверждении общегосударственной инвестиционной Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водо­снабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области.

Его цель — развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения ростовской агломерации, повышение качества услуг в этой сфере. Хотя этот проект и считается общегосударственным, в его рамках создаются объекты субъектовой собственности, которые в дальнейшем будут переданы в эксплуатацию ОАО «Евразийский», участвующего в программе как инвестор.

Технические характеристики указанного проекта: строительство и реконструкция водоводов, очистных сооружений водопровода; строительство новых объектов водоподготовки, канализационного коллектора; строительство и реконструкция локальных очистных сооружений канализации в населенных пунктах юго-запада Ростовской области (Таганроге, Новочеркасске, Азове и др. городах). Инициатор проекта — ОАО «Евразийский». Сроки строительства: 2008–2012 гг. Объем инвестиций — 33,5 млрд руб., из них собственные средства — 24,5 млрд руб., инвестиционного фонда — 6,7 млрд руб., консолидированного бюджета субъекта РФ — 2,2 млрд руб. Финансовая эффективность: NPV = 8,99 млрд руб., IRR = 13,5%. Период окупаемости — 24 года. Индекс бюджетной эффективности — 3,60.

Такой же механизм используется и в трех вновь принятых проектах по модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения в Перми, Владимире и Петрозаводске, инвестором которых является компания «РКС».

Данные, представленные в табл. 2, подтверждают, что реализация региональных инвестиционных проектов по водоснабжению и водоотведению значительно стимулирует приток частных инвестиций в эту сферу. Так, 1 руб. бюджетных вложений из инвестфонда притягивает 2 руб. частных инвестиций.

Особо следует отметить проекты, ориентированные на снижение негативного воздействия на экологию.

В Кемеровской области, в г. Новокузнецке, ведется строительство полигона твердых бытовых отходов . Благодаря проекту была закрыта старая свалка в центре города, введен в действие современный завод по переработке отходов. Появилось более 200 рабочих мест, что особенно актуально для региона.

Таким образом, на сегодняшний день ИФ является эффективным инструментом реформирования сферы ЖКХ, создания инфраструктуры для промышленных парков, снятия инфраструктурных ограничений экономического роста субъектов РФ.

Бюджетные ассигнования фонда в форме субсидий

Одним из негативных моментов работы ИФ является длительность процедуры утверждения паспортов проектов и внесения в них изменений. Это связано с тем, что все решения принимаются на федеральном уровне.

Сейчас Правительство Российской Федерации обсуждает вопрос о том, что с 2011 г. средства Инвестиционного фонда РФ в форме субсидий будут направляться в проекты, самостоятельно отбираемые субъектами Российской Федерации.

Минрегионразвития России разработан проект Постановления «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».

Основным обязательным условием выделения субсидии станет наличие в субъекте РФ регионального инвестиционного фонда — инструмента, аналогичного федеральной структуре, но уже на уровне каждого региона. Таким образом, осуществляется внедрение и распространение во всех областях страны механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.

Начиная с 2011 г. проекты, имеющие региональное и межрегиональное значение, будут отбирать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Преимущества этого нововведения следующие:

  • формирование региональных инвестиционных фондов в субъектах РФ;
  • самостоятельный отбор субъектами региональных инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития регионов под контролем федеральных органов исполнительной власти;
  • упрощение процедуры отбора проектов, сокращение сроков принятия решения о финансировании.

Вместе с тем исполнение указанного поручения Правительства Российской Федерации и воплощение идеи региональных инвестиционных фондов напрямую зависит от объемов Инвестиционного фонда РФ на 2011 г. и последующие годы.

В качестве дополнительного источника бюджетных ассигнований фонда для финансирования региональных инвестиционных фондов предлагается рассмотреть возможность соответствующего сокращения дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом субсидии бюджетам субъектов будут предоставляться целевым назначением, под реальные эффективные инвестиционные и концессионные проекты, осуществляемые на принципах государственно-частного партнерства. Для каждого субъекта РФ на очередной финансовый год будет предусмотрена квота, определяемая с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта, индекса бюджетных расходов, количества населения и факторов безработицы.

Данная схема субсидирования бюджетов субъектов РФ повышает эффективность использования средств федерального бюджета, которые в таком случае идут исключительно на капитальные вложения в создание объектов государственной (муниципальной) собственности. Такой подход станет еще одним стимулом для органов государственной власти субъектов Российской Федерации к повышению инвестиционной активности в регионах и оздоровлению инвестиционного климата.

Экспертный совет

Экспертный совет по региональной инвестиционной политике должен стать консультативно-экспертным органом при Минрегионразвития РФ.

Активное взаимодействие с регионами показывает, что субъекты РФ нередко располагают запасом идей и проектов, область реализации которых охвачена региональными программами развития, а их осуществление окажет существенную поддержку социально-экономическому развитию региона. Однако субъекты РФ зачастую не знают реальной информационной площадки, на которой можно было бы предложить проект широкому кругу потенциальных инвесторов, включая частных инвесторов, банки, финансовые организации и пр.

Именно такой информационной площадкой должен стать создаваемый Экспертный совет (ЭС).

Его основные цели — содействие проведению региональной инвестиционной политики, привлечению инвестиций для реализации в регионах приоритетных инвестиционных проектов, формированию благоприятной рыночной среды, интеграции субъектов Российской Федерации в российскую и мировую экономики.

Функции Экспертного совета заключаются в отборе и рассмотрении программ, представленных субъектами РФ, выработке рекомендаций к их дальнейшему финансированию с привлечением бюджетных и внебюджетных источников, а также в их поддержке на федеральном и межрегиональном уровнях.

Участниками ЭС являются инвесторы — представители крупнейших банков, объединений банков, инвестиционных компаний, а также экспертных сообществ и общественных организаций.

Работа ЭС ведется по следующим направлениям:

  • формирование портфеля приоритетных проектов на основании предложений регионов;
  • презентация регионами своего инвестиционного потенциала;
  • выработка рекомендаций:
  • а) Минрегионразвития России и субъектам РФ относительно информационной и административной поддержки инвестиционных проектов, а также оказание им помощи за счет бюджетных источников;

    б) потенциальным инвесторам по финансированию данных проектов;

    в) по совершенствованию региональной нормативной базы в области государственно-частного партнерства и инвестиций.

Мы намерены создать единый информационный портал Экспертного совета и публиковать данные об инвестиционном потенциале всех регионов России. Такая информация должна быть актуальна, оперативна и доступна инвесторам — как российским, так и иностранным, а также тем, кто находится в поиске инвесторов, — собственникам объектов будущего вложения средств, инициаторам проектов, органам исполнительной власти.

Кроме того, на сайте Экспертного совета планируется разместить реестр приоритетных программ и сведения о ходе их реализации. Благодаря этому любой потенциальный инвестор сможет получить информацию о проектах, одобренных Экспертным советом. Кроме того, предполагается составить списки проектов для обмена на межправительственном уровне.

Иными словами, Экспертный совет смо­жет стать российской инвестиционной площадкой нового формата, где субъекты РФ совместно с инициаторами будут предлагать свои проекты потенциальным инвесторам, включенным в состав ЭС.



Содержание (развернуть содержание)
Догнать и перегнать Колумбию
Худшее позади
Пойдет ли мир по японскому пути?
Восстановление — миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга
Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году
Финансовые услуги в России: быстрый взгляд на перспективу
Ответственные рейтинги
Кредитные ЗПИФы: вчера, сегодня, завтра
ЗПИФы для банков. Итоги дискуссии
Работа российского рынка ценных бумаг с иностранными эмитентами
Предъявление векселя к платежу
Горнорудный start-up: инвестировать нельзя ждать
Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Министерства финансов Республики Карелия
Муниципальный долг города Казани
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка
Рынок кредитования субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года
Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100