Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Шадрин Артем, Заместитель директора департамента стратегического управления (программ и бюджетирования) Министерства экономического развития РФ

  • Все статьи автора

Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка

Август 2010

По итогам 2009 г. консолидированный региональный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов были сведены с дефицитом 329,3 млрд руб. (0,84% ВВП). По сравнению с 2008 г. дефицит консолидированного регионального бюджета увеличился по отношению к ВВП в 7 раз. Так, в 2008 г. дефицит территориальных бюджетов составил 48,7 млрд руб. (0,12% ВВП).

В 2009 г. бюджеты субъектов Российской Федерации были сведены с дефицитом в 276,9 млрд руб., городских округов — с дефицитом в 39,7 млрд руб., внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга — с дефицитом 0,07 млрд руб., муниципальных рай­онов — с дефицитом в 18,9 млрд руб., городских и сельских поселений — с профицитом в 6,2 млрд руб.

В 2008 г. бюджеты субъектов Российской Федерации были сведены с дефицитом в 38,2 млрд руб., городских округов — с дефицитом в 13,2 млрд руб., внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга — с профицитом в 0,1 млрд руб., муниципальных районов — с дефицитом в 2,7 млрд руб., городских и сельских поселений — с профицитом в 5,2 млрд руб.

По состоянию на 1 января 2010 г. с дефицитом был сведен консолидированный бюджет 61 субъекта РФ (в 2008 г. в 45 регионах), суммарный объем которого составил 377,9 млрд руб., или 7,8% от доходной части их бюджетов (в 2008 г. — 132,7 млрд руб., или 3,1%).

Медианный уровень бюджетного дефицита составил 6,4% к доходам соответствующего бюджета. Наибольшее отношение бюджетного дефицита к доходной части бюджета было достигнуто в Астраханской области — 16,7%, Вологодской области — 16,1%, Нижегородской области — 15,2%, Республике Северная Осетия (Алания) — 14,9%, Москве — 14,4%. Более половины (53,4%) суммарного дефицита пришлось на 5 субъектов Российской Федерации: Москва — 38,6%, или 145,7 млрд руб.; Красноярский край, 4,4%, или 16,5 млрд руб.; Нижегородская область 3,9%, или 14,8 млрд руб.; Московская область — 3,7%, или 12,4 млрд руб.; Республика Татарстан 3,2%, или 12,1 млрд руб. (табл. 1).

С профицитом в 2009 г. был сведен консолидированный бюджет в 22 субъектах Российской Федерации (в 2008 г. — 39). Суммарный объем бюджетного профицита в этих регионах составил 48,6 млрд руб., или 3,9% от величины доходной части их бюджетов (в 2008 г. — 84,0 млрд руб., или 3,9% доходной части их бюджетов). Медианное значение бюджетного профицита равно 1,8% доходной части бюджета.

Наибольшее отношение профицита к уровню доходов консолидированного бюджета было достигнуто в Чукотском АО — 22,9%, Ямало-Ненецком АО — 13,7%, Приморском крае — 12,7%. Около 3/4 (72,6%) суммарного профицита консо­лидированного регионального бюджета обеспечили 4 субъекта Российской Федерации: Ямало-Ненецкий АО — 25,0%, или 12,1 млрд руб.; Приморский край — 24,9%, или 12,1 млрд руб.; Иркутская область, 12,5%, или 6 млрд руб.; Чукотский АО — 10,3%, или 5 млрд руб.

Изменение структуры накопленного долга

В минувшем году величина накопленного долга консолидированного регионального бюджета по осуществляемым заимствованиям увеличилась на 289 632,6 млн руб., или 0,74% ВВП (табл. 2). Внешняя задолженность региональных консолидированных бюджетов сократилась на 61,3 млн руб., внутренняя — возросла на 289 693,9 млн руб.

Структура заимствований

Общий объем заимствований регионального консолидированного бюджета в 2009 г. составил 634 384,2 млн руб., из них внешних — 716,9 млн руб. Единственным регионом — получателем внешних займов, как и в 2008 г., стала Республика Башкортостан.

Суммарный объем внутренних заимствований регионов и муниципалитетов составил 633 667,3 млн руб. Крупнейшими заемщиками на внутреннем рынке стали: Москва — 128,4 млрд руб., Московская область — 86,1 млрд руб., Республика Татарстан — 37,7 млрд руб., Нижегородская область — 31,1 млрд руб., Омская область — 26,1 млрд руб., на которые суммарно пришлось 48,8% заимствований. По сравнению с 2008 г. объем внутренних заимствований в номинальном выражении вырос на 224 588,9 млн, или на 54,9% (54,5% в реальном выражении).

В общем объеме внутренних заимствований консолидированного регионального бюджета на эмиссию ценных бумаг пришлось 24,9%, на ссуды из вышестоящих бюджетов — 26,9%, на прочие заимствования (в первую очередь банковские кредиты) — 48,2%.

В структуре заимствований региональных бюджетов произошли изменения: отмечается относительный рост межбюджетных заимствований — доля бюджетных ссуд увеличилась с 5 до 31,5% заимствований бюджетов субъектов Федерации, при этом доля эмиссий ценных бумаг сократилась с 51,9 до 28,5% (табл. 3).

Наибольшее отношение чистых заимствований к доходам бюджета продемонстрировали: Вологодская область — 13,3%, Костромская область — 12,6%, Тверская область — 12,4%, Нижегородская область — 12,3%, Москва — 10,6%, Московская область — 10,1%, Архангельская область — 10,1% (табл. 4).

Крупнейшими чистыми заемщиками стали: Москва — 107,5 млрд руб., Московская обл. — 31,8 млрд руб., Республика Татарстан — 13,5 млрд руб.

В наибольшей степени накопленный долг сократили: Иркутская область — на 3,7 млрд руб., Чукотский АО — на 2,3 млрд руб., Камчатский край — на 1,2 млрд руб., Республика Бурятия — на 1,2 млрд руб.

Внутренние облигационные займы

В 2009 г. были зарегистрированы проспекты эмиссии облигационных займов 10 субъектов Федерации и 5 муниципальных образований (по сравнению с 24 регионами и 7 муниципалитетами, выпустившими облигации в 2008 г.).

Общий объем размещаемых облигаций составил в 2009 г. 158,1 млрд руб., по сравнению с 178,6 млрд руб. в 2008 г. (сокращение в номинальном выражении на 20,5 млрд руб., или на 18,6% в реальном выражении). За год объем эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций снизился с 0,43 до 0,41% ВВП (табл. 5).

Проспекты эмиссии в Минфине РФ в 2009 г. зарегистрировали: Чувашская Республика, Республика Карелия, Красноярский край, Москва, Волгоградская, Нижегородская, Тверская, Самарская области, Ханты-Мансийс­кий АО, Красноярск, Волгоград, Казань, г. Электросталь Московской области, Смоленск.

Крупнейшие размещения ценных бумаг осуществили: Москва — 115,5 млрд руб., или 73% от объема суммарной эмиссии территорий, Красноярский край — 10,4 млрд руб., или 6,6%, Ханты-Мансийс­кий АО — 6,0 млрд руб., или 3,8%, Мос­ковская область — 3,4 млрд руб., или 2,2%. Таким образом, на 4 крупнейших эмитента пришлось 85,5% от общего объема выпусков размещенных региональных и муниципальных облигаций.

Также крупные объемы эмиссии разместили Тверская область — 3,5 млрд руб., Нижегородская область — 3 млрд руб., Томская область — 2,8 млрд руб., Волгоградская область — 2,4 млрд руб., Республика Татарстан — 2,0 млрд руб., Ярославская область — 1,9 млрд руб. (табл. 6).

К настоящему времени высокий уровень секьюритизации достигли преимущественно наиболее крупные эмитенты: Москва — 89,9%, Ханты-Ман­сийский АО — 75,0%, Красноярский край — 67,6%.

Суммарный объем чистых заимст­вований на рынке региональных цен­ных бумаг составил в 2009 г. 97,9 млрд руб., увеличившись 24,9 млрд руб. (23,3% с 2008 г. в реальном выражении). В то же время объем погашаемых муниципальных облигаций превысил объем вновь размещенных на 2,5 млрд руб. (табл. 7).

Большинство регионов, выпускающих долговые ценные бумаги на регулярной основе, продолжили их эмиссию и в 2009 г. С 1999 г. ежегодные эмиссии облигаций проводят Чувашская Республика, с 2000 г. — Волгоградская область, с 2001 г. — Иркутская область, с 2003 г. — Красноярский край (табл. 8).

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В 2009 г. страновой кредитный рейтинг России по обязательствам в инос­транной валюте, присваиваемый между­народными кредитными рейтинговыми агентствами Standard & Poor's и Fitch Ra­tings, оставался без изменений, а имен­но ВВВ. При этом прогноз динамики рейтинга обоими агентствами был повышен с «Негативный» до «Стабильный». В первом полугодии 2008 г. по их шкалам уровень кредитного рейтинга составлял ВВВ+ (прогноз «Позитивный»).

В 2009 г. Standard & Poor's повыси­ло прогноз кредитного рейтинга Москвы, Санкт-Петербурга, Томской области сообразно прогнозу странового кредитного рейтинга до уровня «Стабильный». В то же время был пересмотрен в сторону снижения — до уровня «Негативный» — прогноз кредитного рейтинга Волгоградской и Вологодской областей, Красноярского края, Новгородской области, Новосибирска, Самарской области, Республики Саха (Якутия), Тверской области.

При этом был приостановлен кредитный рейтинг Московской области, отозван кредитный рейтинг Калужской области, Республики Татарстан, г. Братска, Балашихи, Клинского района, Омска.


Содержание (развернуть содержание)
Догнать и перегнать Колумбию
Худшее позади
Пойдет ли мир по японскому пути?
Восстановление — миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга
Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году
Финансовые услуги в России: быстрый взгляд на перспективу
Ответственные рейтинги
Кредитные ЗПИФы: вчера, сегодня, завтра
ЗПИФы для банков. Итоги дискуссии
Работа российского рынка ценных бумаг с иностранными эмитентами
Предъявление векселя к платежу
Горнорудный start-up: инвестировать нельзя ждать
Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Министерства финансов Республики Карелия
Муниципальный долг города Казани
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка
Рынок кредитования субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года
Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100