Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Гарипов Айрат, Начальник Финансового управления Исполнительного комитета г. Казани

  • Все статьи автора

Муниципальный долг города Казани

Август 2010

Казань — столица Республики Татарстан, «третья столица России», — один из красивейших городов нашей страны, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, крупный промышленный, эко­номический, торговый, научный и культурный центр с богатой историей, где проживает свыше 1 млн человек.

В 2005 г. Казань отметила свое тысячелетие, и к юбилею города была существенно модернизирована его инфраструктура. В мае 2008 г. по итогам голосования Международной федерации студенческого спорта Казань получила право на проведение Все­мирных летних студенческих игр 2013 г., которые многие рассматривают как тренировочную площадку Олимпиады-2014 в Сочи. В настоящее время в рамках подготовки к данному мероприятию полным ходом идет строительство спортивных сооружений, дорог, реконструкция объектов ЖКХ и здравоохранения, благоустройство города.

Казань — головной центр одного из передовых в инновационном развитии регионов России с огромным научно-образовательным потенциалом. Администрация города стабильно и целенаправленно создает комфортные условия для самореализации молодых ученых и специалистов с формированием единого информационного поля. Наличие наукоемких производств, научных учреждений и престижных вузов позволяет задействовать в производстве и социальной сфере высококвалифицированные кадры. При серьезной и системной поддержке мэрии Совет молодых ученых Казани участвует в экспертизе проектов, направляемых в Инновационно-венчурный фонд, имеется «Банк идей». В Казани активно функционирует система технопарков, где специалисты помогают разработчикам в оформлении бизнес-планов и поиске инвесторов. Среди них выделяется технопарк «Идея», также существуют технопарки и бизнес-инкубаторы в ведущих вузах. В рамках модернизации высшей школы в городе создан Приволжский федеральный университет, объединивший 3 основных вуза столицы.

Кроме того, в Казани появится Академия физкультуры, спорта и туризма — договоренность об ее открытии достигнута на встрече Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова с министром спорта, туризма и молодежной политики РФ В. Мутко. Она станет современным федеральным инновационным образовательным учреждением, выпускающим специалистов в области физической культуры и спорта, и основой спортивно-образова­­тельного кластера, технической базой которого будут спортивные комплексы, сооружаемые к Универсиаде-2013.

В Казани сосредоточены важнейшие отрасли народного хозяйства: химическая и нефтехимическая промышленность (ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нэфис Косметикс», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ЗАО «Кварт», ОАО «Татхимфармпрепараты»), машиностроение и металлообработка (ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»), авиа- и приборостроение (ОАО «Казанский вертолетный завод», ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова»), легкая и пищевая промышленность (ОАО Пивоваренное объединение «Красный Восток—Соло­довпиво»). Однако экономическая и налоговая зависимость города ни от одного из предприятий не является серьезной, что свидетельствует о высокой степени диверсификации налоговых доходов.

Между бюджетом города и состоянием экономики прослеживается прямая причинно-следственная связь. За отчетный период I кв. 2010 г. индекс промышленного производства составил 111%, фонд заработной платы увеличился на 8,6% в сравнении с 2009 г., среднемесячная оплата труда выросла на 10,6% и достигла 17 288 руб. Относительная стабилизация экономики наблюдается не только по Казани, но и в целом по Республике Татарстан, что, соответственно, внесло свои коррективы и в исполнение бюджетов всех уровней.

В целях устойчивого социально-эко­но­мического развития города, оптимизации финансовых потоков и улучшения платежеспособности муниципального образования в 2007 г. была принята Программа реформирования системы упра­вления муниципальными финансами на 2007–2009 гг., благодаря которой Казань получила возможность участвовать в конкурсном отборе среди муниципалитетов на предоставление субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. В соответствии с этим документом был проведен комплекс работ, направленных на совершенствование системы управления бюджетным потенциалом города, а также внедрение механизмов передовой практики муниципального управления. В частности, в рамках Программы реформирования создана и эффективно функционирует Единая информационная автоматическая система управления финансовыми ресурсами г. Казани, что облегчает реализацию задач и инструмента информационной и аналитической поддержки процесса управления финансами.

В 2009 г., в самый разгар кризиса, международное рейтинговое агентство Fitch присвоило Казани долгосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ со стабильным прогнозом. У Республики Татарстан долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте BBB– также со стабильным прогнозом. (Национальный долгосрочный рейтинг — AA+(rus)).

Планируемый объем доходов бюджета на 2010 г. — около 12 млрд руб., в том числе собственных доходов — 8,3 млрд руб., налоговых поступлений — 7,1 млрд руб., или 57% от общей суммы доходов. При этом расходы оцениваются в 19,8 млрд руб. Дефицит составляет 7,8 млрд руб., и это дает Казани право на получение в этом году бюджетного кредита в размере 7 млрд руб. на строительство городских дорог в преддверии Универсиады-2013. Всего на эти цели было предусмотрено 10 млрд руб.

Чтобы покрыть дефицит бюджета, город активно использует механизм привлечения долговых обязательств. Величина муниципального долга на 1 июля 2010 г. — 17,47 млрд руб., включая вышеупомянутый целевой бюджетный кредит. В структуре долга: бюджетные кредиты от вышестоящих бюджетов — 12,18 млрд руб. (70%), кредиты ком­мерческих банков — 3,46 млрд руб. (20%), ценные бумаги — 1,57 млрд руб. (9%) и гарантии ЕБРР — 262 млн руб. (1%). Анализ показателей бюджета муниципального образования г. Казани с 2005—2010 гг. представлен в табл. 1 и на рис. 1.

Как видно из табл. 1 исполнение бюджета четко отображает направление внутренней политики, проводимой в городе, а также влияние внешних факторов общероссийской экономики.

Проведение праздничных мероприятий в 2005 г. потребовало увеличения расходной части бюджета, что компенсировалось целевыми поступлениями из вышестоящих бюджетов (доля собственных доходов составила 24,4% от доходной части бюджета). Следующий 3-летний период охарактеризовался ростом экономики города, усилением самостоятельности и платежного потенциала местного бюджета (в 2008 г. собственные доходы составили 55,2% общих доходов).

Очень сложным оказался прошлый год, хотя были проведены жесткие меры по оптимизации расходов, принятые обязательства по подготовке к Универсиаде 2013 г. потребовали привлечения заемных средств, что отразилось на увеличении как самого долга, так и расходов на его обслуживание.

Что касается текущего года, то, по нашим оценкам. он имеет все шансы на выход на докризисный уровень. Это отражено в увеличении собираемости налоговых доходов и поступлении в бюджет неналоговых доходов, также сохраняется тенденция снижения зависимости от вышестоящих бюджетов (доля собственных доходов в общих планируется на уровне 71,1%).

Управление долгом в период с 2005 г. (рис.1) базировалось на снижении обслуживания, ставки на тот момент находились на достаточно высоком уровне, по кредитам достигая 17%, а по займам — 10,5% годовых. Благодаря реструктуризации задолженности, сокращению гарантийных обязательств, а также направлению свободных денежных средств на погашение долга в 2006 г. удалось сократить его размер на 18,9%, а расходы на обслуживание на 12,1%, в 2007 г. обслуживание уменьшилось еще на 24,1%.

Увеличение размеров собственных доходов в 2007—2008 гг. способствовало наращиванию долговой нагрузки, привлекая средства на финансиро­вание капитальных расходов бюджета города. События 2009 г. потребовали мобилизации всех возможных ресурсов, нестабильная ситуация вынуждала принимать нестандартные и оперативные ре­шения, что позволило, несмотря на рост долговой нагрузки до предельного значения, в полном объеме и в срок выполнить обязательства перед инвесторами и кредиторами.

Впервые Казань осуществила эмиссию ценных бумаг в 2005 г., разместив два выпуска по 1 млрд руб. каждый. В настоящее время они погашены. После этого практика облигационных займов была продолжена, и сейчас в обращении находится шестой выпуск 2-годичного облигационного займа муниципальных ценных бумаг в объеме 2 млрд руб. со ставкой купона 12% годовых, который был выпущен в декабре 2009 г. Конец прошлого года охарактеризовался большой активностью как эмитентов, так и инвесторов — трудно вспомнить более благоприятный момент для выхода на рынок, чем этот. В ходе маркетинга было подано 50 заявок инвесторов, общий спрос оценивался в 4,9 млрд руб., превысив предложение в 2,5 раза. В 2010 г. по итогам конкурса, проводимого журналом «Рынок ценных бумаг», Казани присвоено 1-е место как лучшему эмитенту на рынке муниципальных займов 2009 г. Данные по городским муниципальным облигациям на предъявителя с постоянным купонным доходом и амортизацией долга приведены в табл. 2.

Отдельно хотелось бы отметить уникальность самой процедуры размещения методом букбилдинга, т. е. посредством сбора адресных заявок от потенциальных инвесторов за две недели до выпуска, что позволило заранее определить спрос на ценные бумаги, привлечь максимальное количество игроков и, соответственно, рассчитать оптимальную стоимость. Про­анализировав все плюсы и минусы стандартных способов биржевого и внебиржевого размещения, мэрия города склоняется к тому, что очередной облигационный заем будет также выпущен с применением букбилдинга.

В 2010 г. город планирует разместить 7-й облигационный займ муниципальных ценных бумаг на сумму 2 млрд руб.

Из-за кризисных явлений прошлых лет не удалось полноценно использовать эмиссию в качестве источника финансирования дефицита бюджета — именно в это время политика управления долгом была ориентирована на привлечение банковских кредитов через соответствующие аукционы. В конце 2008 г. на аукцион с прицелом на 2009 г. не вышел ни один банк.

Благодаря поддержке Правительств Российской Федерации и Республики Татарстан, а также взаимопониманию со стороны финансовых учреждений Казань смогла получить деньги для замещения существующих кредитных средств, но и ставка на тот момент была колоссальной — 22,5% годовых, в июне 2009 г. средневзвешенная ставка была на уровне 12,71% годовых. В связи с этим до настоящего времени политика города основывалась на снижении стоимости обслуживания муниципального долга, и сейчас средневзвешенная ставка равна 7,43% (без учета бюджетного кредита на строительство дорог).

Говоря на перспективу, следует отметить, что в дальнейшем Казань намерена увеличивать сроки погашения займов, чтобы зафиксировать приемлемые процентные ставки.




Содержание (развернуть содержание)
Догнать и перегнать Колумбию
Худшее позади
Пойдет ли мир по японскому пути?
Восстановление — миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга
Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году
Финансовые услуги в России: быстрый взгляд на перспективу
Ответственные рейтинги
Кредитные ЗПИФы: вчера, сегодня, завтра
ЗПИФы для банков. Итоги дискуссии
Работа российского рынка ценных бумаг с иностранными эмитентами
Предъявление векселя к платежу
Горнорудный start-up: инвестировать нельзя ждать
Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Министерства финансов Республики Карелия
Муниципальный долг города Казани
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка
Рынок кредитования субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года
Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100