Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Беляева Елена, Начальник управления доходов и государственного долга

  • Все статьи автора

Министерства финансов Республики Карелия

Август 2010

Опыт привлечения заимствований и практика управления государственным долгом Республики Карелия

В 2009 финансовом году снижение поступления доходов в бюджет вынудило скорректировать бюджетную политику Республики Карелия в целом. Впервые за последние 10 лет был проведен секвестр регионального бюджета.

Впервые за последние 10 лет был секвестирован региональный бюджет. Сокращены расходные обязательства, перераспределены приоритеты в области расходов и, что особенно важно, предусмотрены средства на реализа­цию антикризисных мероприятий, основные из ­которых — обеспечение занятости и поддержка реального сектора экономики. В ноябре прошлого года Министерство регионального развития Российской Фе­дерации проанализировало антикризисную политику регионов и пришло к выводу, что только 14 регионов из 83 успешно реализуют антикризисные меры. В их числе названа и Республика Карелия. При­чем наиболее высоко были оценены именно многоплановые меры поддержки реального сектора экономики.

Безусловно, в условиях системных проявлений мирового финансово-эконо­мического кризиса процедура управления долгом в Карелии, как и во многих регионах, сводилась к необходимости ­решения двух задач: обеспечение возросших потребностей бюджета в заемных средствах и сохранение уровня долга на безопасном и управляемом уровне.

На наш взгляд, республике удалось справиться с этими задачами. Программа государственных заимствований выполнена в полном объеме. Впервые за всю историю республиканских заимст­вований в бюджет привлечены заемные средства в беспрецедентном объеме — почти 4,5 млрд руб., из них средства от размещения облигаций — 1 млрд руб., кредиты кредитных организаций — практически 3 млрд руб. и бюджетные кредиты из федерального бюджета — 0,5 млрд руб. (рис. 1).

На 1 января 2010 г. государственный долг Республики Карелия равен 6 млрд руб., что на 2 млрд руб., или на 47%, ­выше объема долга на 1 января 2009 г.

Структура долга на 48% представлена банковскими кредитами (2900 млн руб.) и на 44% государственными ценными ­бумагами (2 680 млн руб.). К сожалению, «дешевые» бюджетные кредиты из федерального бюджета составляют незначительную часть — всего 8%. Доля условных обязательств в виде государственных гарантий не достигает и 1% (рис. 2, 3).

Профиль погашения долговых обязательств Республики Карелия, которые приняты на 1 января 2010 г., до­ста­точно короткий — до декабря 2012 г. Органы власти республики работают над улучшением этих позиций, взаимоотношения с кредитными организациями по результатам проведенных в мае текущего года переговоров укрепляются, уже заключаются конт­ракты со сроками погашения кредитов в 24 мес.

Более чем двукратным удлинением срока обращения характеризуется и очередной заем Республики Карелия. Запланирован выпуск 5-летних государственных облигаций на общую сумму 2 млрд руб. С целью ритмичного исполнения бюджета размещаться данный выпуск будет траншами по 1 млрд руб. — и это тоже новация для республики. Размещение первой половины облигаций в объеме 1,036 млрд руб. состоялось 24.06.10 г. с доходностью к погашению 10,12%. Вторую половину средств планируется привлечь под традиционно возрастающие расходы IV кв.

Предельные значения, установленные Бюджетным кодексом РФ для долговых показателей субъекта Федерации, республикой соблюдены в сложнейших условиях 2009 г. Так, соотношение объема государственного долга к размеру собственных доходов составило 52%, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга — 3%.

В целях сокращения затрат на об­служивание долга применялся механизм ­рефинансирования долговых обязательств — погашение дорогостоящих ­кредитов ­заимствованиями с меньшей процентной ставкой.

Проведено 8 аукционов, в которых приняли участие практически все кредитные организации, осуществляющие свою деятельность на территории республики, в том числе единственный региональный банк — Банк «Онего».

Минимальный срок кредитов составил 6 мес., максимальный — 18 мес., ­диапазон процентной ставки — от 20% в начале года до 11,9% годовых к декабрю 2009 г. Экономия расходов на обслуживание долга от проведения аукционных процедур превысила 20 млн руб. (рис. 4).

Несмотря на кажущуюся успешность такой формы торгов, на практике субъ­екты Российской Федерации вынуждены ­соблюдать длительную по времени (до 40—50 дней) аукционную процедуру, что значительно ухудшает статус кредитных средств как источника оперативного покрытия временных кассовых разрывов бюджета. Целесообразнее исключить ­операции по предоставлению кредитов публично-правовым образованиям из ­перечня финансовых услуг, предоставляемых в рамках Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Прошедший год для Республики Карелия особо знаменателен — она стала вторым регионом после Москвы, который в пер­вом полугодии сложнейшего 2009 г. вышел на финансовый рынок. Безусловно, были серьезные сомнения, но мы рискнули.

Напомним, на финансовом рынке Рос­сии республика в качестве эмитента работает с 2001 г. Размещено 13 выпусков облигационных займов общий объемом 5 590 млн руб. по номинальной стоимости (рис. 4). В настоящее время в обращении находятся облигации четырех выпусков.

24 июня текущего года началось размещение 13 выпуска государственных облигаций Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и решением об эмиссии общий объем размещаемых облигаций составляет 2 млрд руб.

Однако, учитывая реальную потребность бюджета в заемных средствах на III кв. текущего года и необходимость ритмичного финансирования расходов в течение всего финансового года, принято решение о размещении только части облигационного займа. В связи с этим продано облигаций на сумму 1 млрд руб., ставка первого купонного дохода составила 9,91% годовых, срок обращения — 5 лет. Погашение номинальной стоимости будет осуществляться 6 частями в установленные даты выплаты купонного дохода. За период обращения облигаций сумма процентных выплат составит около 610 млн руб. Соответственно, средневзвешенная ставка привлечения средств для эмитента составила на уровне 6,1% годовых.

Поступившие средства направлены на рефинансирование существующей задолженности по долговым обязательствам и финансирование расходов бюджета. В оста­льной части заем планируется доразместить в октябре—ноябре текущего года, когда традиционно возрастают расходы бюджета.

Генеральным агентом выпуска государственных облигаций Республики Карелия является ОАО «Банк Москвы».

В 2008—2009 гг. произошли следующие радикальные изменения: в условиях сокращения капитальных расходов при сохранении и даже увеличении объемов заимствований значительная часть заемных средств была направлена на финансирование текущих расходов бюджета и рефинансирование долговых обязательств. Таким образом, «деньги не работают» на расширение налоговой базы.

А ведь в начале работы республики на организованном рынке ценных бумаг выпуск облигаций рассматривался как первое звено инвестиционно-заемной системы, образующей замкнутый, но ­эво­люционно развивающийся цикл формирования источников погашения государственного долга. Таким образом, правительство республики старалось придерживаться «золотого правила» финансов, обеспечивая текущее финансирование за счет доходов бюджета, а развитие с помощью заемных средств.

С 2001 по 2007 г. на конкурсной ос­нове было отобрано 44 инвестиционных проекта, выделено более 770 млн руб. бюджетных кредитов.

Несмотря на кризис, который внес свои негативные коррективы, и реструктуризацию некоторых кредитов, все обязательства выполняются заемщиками в установленные сроки.

Отдельно остановлюсь на поддержке малого и среднего предпринимательства с использованием механизмов гарантирования кредитов.

Как известно, предоставление бюджетных кредитов за счет средств региональных бюджетов фактически запрещено, в связи с чем прекратилась одна из форм поддержки, активно применяемая в республике, — предоставление бюджетных кредитов для реализации инвестиционных проектов.

Мы попытались ее заменить механизмом субсидирования процентной ставки по кредитам. Однако эта форма оказалась недоступной для субъектов малого предпринимательства, не имеющих залогового обеспечения для получения кредита.

Для поддержки такой категории малого предпринимательства в апреле прошлого года Правительство Карелии приняло решение о создании Гарантийного фонда (Фонда поручительств).

В формировании Фонда участвовали средства бюджета Республики Карелия (в том числе полученные от размещения облигационного займа) и средства Федерального бюджета.

Все средства, полученные Фондом, размещены, в соответствии с нормативными документами на депозитах в кредитных организациях.

Надо сказать, что указанная форма поддержки малого предпринимательства потребовала предварительных информа­ционно-разъяснительных мероприятий. Кроме размещения рекламы в средствах массовой информации, сотрудники Фонда проводили индивидуальную консультационную работу, организовывали выездные совещания и семинары, распространяли информационные письма о процедуре предоставления поручительств по кредитам кредитных организаций.

Фондом заключены соглашения о сотрудничестве со всеми заинтересованными кредитными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Карелия. Всего с августа прошлого года заключено около 50 договоров поручительства под общий объем кредитов, превышающий 100 млн руб.

Поддержка оказана субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в строительной отрасли, в производственной сфере, в торговле. Причем доля поручительств для предприятий торговли уменьшается. То есть с уверенностью можно говорить о том, что процесс набирает положительную динамику.

Для оптимизации управления государственным долгом в республике применяется ряд современных инструментов и механизмов:

  • помимо учета государственного долга Республики Карелия в Государственной долговой книге, организован учет консолидированного долга, включающего, кроме прямых обязательств бюджета, просроченную кредиторскую задолженность бюджетных учреждений, а также долговые обязательства унитарных предприятий и хозяйствующих обществ, долями которых владеет Респуб­лика Карелия и муниципалитеты. Ведение консолиди­рованного учета призвано повысить уровень финансовой ответст­венности правительства республики, что, на наш взгляд, положительно оценивается потенциальными кредиторами и инвесторами;
  • ежеквартально проводится компле­ксный анализ рисков, возможных в процессе управления государственным долгом. Порядок его проведения утвержден приказом Министерства финансов Карелии;
  • разработана Методика планиро­вания долговой нагрузки на бюджет на основе долговой емкости; она опробо­вана при подготовке проекта бюджета на 2010 г., к сожалению, пока только в аналитических целях;
  • в целях снижения рисков законо­дательно установлен конкурсный порядок отбора инвесторов на право получения государственных гарантий Республики Карелия и ограничения по суммам гарантии на одного принципала;
  • в определенном смысле механизмом управления госдолгом мы рассматриваем приверженность к публичному раскрытию информации о долговом ­блоке государственной политики. Так, в 2009 г. в средствах массовой инфор­мации размещено 22 публикации по ­вопросам государственного долга.

Перефразируя известный афоризм «Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники», мы обозначаем крае­уго­ль­ный камень нашей долговой политики следующим выражением: «Дело чести должника — иметь превосходную память на долги».

За последние 11 лет и по итогам отчетного года Карелией не допущено ни одной просрочки платежа по долговым обязательствам, хотя, как и большинству регионов со схожими экономическими условиями, ей в полной мере присущи кредитные риски, обусловленные снижением налогооблагаемой базы, ростом ­социальных расходов и трудностями в рефинансировании «коротких» долговых обязательств.

В сложившихся условиях первоочередными задачами долговой политики в 2010 г. и в ближайшей перспективе ­являются:

  • выполнение прогнозируемых показателей по доходам бюджета;
  • оптимизация расходов и, как следствие, принятие курса на поэтапное сокращение дефицита;
  • приоритет среднесрочных заимствований;
  • акцент на непроцентные источники финансирования дефицита.

Именно в этом направлении и работает Министерство финансов Республики Карелия.



Содержание (развернуть содержание)
Догнать и перегнать Колумбию
Худшее позади
Пойдет ли мир по японскому пути?
Восстановление — миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга
Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году
Финансовые услуги в России: быстрый взгляд на перспективу
Ответственные рейтинги
Кредитные ЗПИФы: вчера, сегодня, завтра
ЗПИФы для банков. Итоги дискуссии
Работа российского рынка ценных бумаг с иностранными эмитентами
Предъявление векселя к платежу
Горнорудный start-up: инвестировать нельзя ждать
Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Министерства финансов Республики Карелия
Муниципальный долг города Казани
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка
Рынок кредитования субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года
Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100