РЦБ.RU
  • Автор
  • Глазков Сергей, Директор проекта «Финансы городов и регионов», консультант председателя Комитета государственных заимствований г. Москвы, канд. техн. наук

  • Все статьи автора

Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций

Август 2010

В первом полугодии 2010 г. на рынок субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО) с новыми выпусками облигаций вышли 7 эмитентов: Москва, Якутия, Ярославская и Волгоградская области, Республика Карелия, города Томск и Краснодар.

Кроме того, состоялись доразмещения облигаций Костромской, Ярославской и Калужской областей, а также Москвы и Республики Калмыкии. Всего в первом полугодии поступило в обращение субфедеральных и муниципальных облигаций на 51,4 млрд руб. с учетом доразмещения облигаций Москвы на вторичном рынке (см.: Глаз­ков С. Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций// РЦБ. 2010. №7).

Второе полугодие открыл дебютант — город Краснодар. Сбор заявок осуществлялся методом бук-билдинга. На ММВБ 7 июля размещение состоялось по оп­ределенной эмитентом цене и ставке купона.

Затем на рынке СМО установилась пауза: на рынок не вышел ни один эмитент. В июле и августе дымовая завеса накрыла и Москву, и рынок СМО. Финансовый кризис приобрел погодный аспект с запахом гари.

Тем не менее в процессе подготовки выпуска своих облигаций находятся Санкт-Петербург (с вероятным объемом займа 10 млрд руб.), Красноярский край, Сверд­ловская (7 млрд руб.) и Нижегородская (5 млрд руб.) области, г. Казань (2 млрд руб.), Республика Хакассия.

По итогам первого полугодия доходы некоторых субъектов РФ превысили плановые величины. Например, в первом полугодии 2010 г. в бюджет Москвы — главного эмитента рынка СМО — доходы поступили в объеме 586,2 млрд руб., что составило 108,5% к прогнозным показателям кассового плана, или 57% от утвержденных показателей бюджета на год. Расходы бюджета за этот период состоялись в объеме 486,8 млрд руб., что составляет 86,4% от уточненного кассового плана и 42,3% от годовых назначений. Этот показатель не учитывает поправки в бюджет 2010 г., принятые Московской ГД 30.06.10 г., предусматривающие увеличение рас­ходов на 130,8 млрд руб., или 11,7%. В результате исполнения бюджета за первое полугодие сложилось превышение доходов над расходами (профицит) в сумме 99,5 млрд руб. С учетом хода исполнения бюджета и наличия финансовых ресурсов для проведения расходов график привлечений заимствований был сокращен, а размещение облигаций в апреле — июне было приостановлено. Правительством Москвы 30.06.10 г. бы­ло принято решение сократить объем заимствования на 9,7 млрд руб. Затем Распоряжением от 16.08.10 г. № 1699 РП «Об оптимизации долговых обязательств города Москвы» объем заимствований снижен еще на 40 млрд руб. Итого: -49,7 млрд руб. Таким образом, первоначальный план заимствований в 2010 г. в объеме 144,9 млрд руб. снизился до 95,2 млрд руб. К началу III кв. годовая программа исполнена в объеме 39,4 млрд руб. Остав­шаяся часть по предварительному плану будет привлечена в III и IV кв. текущего года в объемах 30 и 25,8 млрд руб. соответственно.

Рост доходов и снижение долговой нагрузки у некоторых регионов способствовали повышению рейтинга: повышены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте Ногинского муниципального района с ССС до В– (Fitch), рейтинг Санкт-Петербур­га по национальной шкале — с уровня AA+(rus) до AAA(rus) (Fitch), рейтинг ЯНАО — с BB+ до BBB– (SnP), рейтинг Томской области — с B– до B (SnP). Кроме того, улучшены прогнозы по рейтингам Иркутской и Новосибирской областей и г. Новосибирска.

Однако далеко не у всех регионов дела складываются благополучно: часть субъектов уже накопили существенные долги. К регионам, у которых долг превышает 50% собственных годовых доходов, относятся: Костромская, Астраханская, Московская, Калининградская, Калужская области, а также Северная Осетия, Республики Алтай, Татарстан, Чечня, Мордовия и Камчатский край. Для усиления контроля за качеством управления долгом таких регионов Министерство финансов поставило условие: для получения новых бюджетных кредитов этим регионам необходимо сначала представить в Минфин график погашения долга.

В отличие от России европейский кризис госдолга породил более радикальные идеи по управлению долгом — план двухступенчатого сценария дефолта для государств еврозоны. Первая ступень пла­на предусматривает обесценивание облигаций — в рамках специальной процедуры держатели облигаций кризисной страны теряют часть стоимости этих бумаг. Размеры такой потери инвесторов устанавливаются заранее и едины для облигаций любых европейских стран, т. е. риск заранее известен инвесторам.

По состоянию на 01.08.10 г. на рынке обращалось 96 выпусков СМО общим объемом 377, 12 млрд руб., по данным Rusbonds. По оценке Cbonds, этот показатель составил 415,83 млрд руб. В июле оба показателя снизились.

Средневзвешенная доходность (простая) индексного портфеля Cbonds-Muni в начале второго полугодия снизилась до 7, 08%, т. е. ниже докризисного уровня апреля 2008 г. Дюрация индексного порт­феля Cbonds-Muni на конец июля составила 1098 дней (3 года).


Содержание (развернуть содержание)
Догнать и перегнать Колумбию
Худшее позади
Пойдет ли мир по японскому пути?
Восстановление — миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга
Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году
Финансовые услуги в России: быстрый взгляд на перспективу
Ответственные рейтинги
Кредитные ЗПИФы: вчера, сегодня, завтра
ЗПИФы для банков. Итоги дискуссии
Работа российского рынка ценных бумаг с иностранными эмитентами
Предъявление векселя к платежу
Горнорудный start-up: инвестировать нельзя ждать
Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Министерства финансов Республики Карелия
Муниципальный долг города Казани
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка
Рынок кредитования субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года
Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100