Casual
РЦБ.RU

Ответственные рейтинги

Август 2010

Первые публичные высказывания о реформе финансового сектора прозвучали в США в самом начале экономического кризиса. Американские политики открыто уличали финансистов в алчности и безответственности, называя их виновниками случившегося и способствуя тем самым повышению собственных рейтингов. Однако столь пламенные речи до недавнего времени оставались обычной риторикой.

Закон о регулировании финансового сектора рождался мучительно и долго — свыше 2 лет. Законодатели столкнулись с жестким давлением заинтересованного круга лиц с Уолл-стрит, и лоббистам удалось ввести в действие лишь часть норм, и не в момент принятия документа, а несколько позднее.

Итоги этой борьбы подвел 21 июля Президент США Барак Обама: Закон Додда — Фрэнка, предусматривающий серьезные преобразования в банковской системе, финансовом секторе и на фондовом рынке, был подписан. По духу новый нормативно-правовой акт напоминает Закон Гласа — Сигала 1933 г. и тоже ограничивает применение рискованных финансовых инструментов. Предполагается, что данные запреты снизят вероятность повторения финансовых кризисов, подобных разразившемуся в 2008 г. Ссудосберегательным банкам не разрешается торговать производными, вкладывать более 3% своего капитала в хедж-фонды и владеть более 3% капитала отдельно взятого хедж-фонда.

Однако наиболее радикальные изменения коснулись рейтинговых агентств. По новым правилам эмитенты обязаны включать рейтинги в проспекты эмиссии своих ценных бумаг. Несмотря на внешнюю безобидность, это требование может иметь фатальные последствия как для рейтинговых агентств, так и для рынка в целом.

Серьезные проблемы для оценочного бизнеса возникают, когда динамика ценных бумаг эмитента с высоким рейтингом оказывается много хуже ожиданий. Ранее рейтинговые агентства избегали угрозы получения судебных исков, ссылаясь на первую поправку к Конституции США (о свободе слова), так как считалось, что рейтинг — это «мнение» агентства о том или ином эмитенте (или бумаге). Особенности судебной системы США (прецедентное право) делают перспективу подобных исков весьма реальной (это же положение закона представляет серьезную опасность и для бизнеса аудиторов).

Примечательно, что новый закон испугал лидеров рынка рейтингования — Standard & Poor's, Moody's Investors Ser­vice и Fitch Ratings попросили клиентов не называть результаты их оценки в проспектах эмиссии. В настоящее время это возможно, так как требование об обязательной публикации вступает в силу через полгода. Так что самые интересное в этом сегменте рынка еще впереди.

В дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям:

1) лоббирование поправок к закону, сводящих на нет ответственность агентств. Наиболее вероятный сценарий — попытки противодействия, естественно, будут, но шансы отмены данного положения сомнительны;

2) фактический уход с рынка рейтинговых агентств в их нынешнем статусе. Выглядит несколько фантастично, но после первого позитивного судебного решения о взыскании с агентства убытков инвесторов даже по среднему (по меркам рынка) выпуску ценных бумаг данный вариант станет реальностью.

Суть нынешних проблем рейтинговых агентств заключается в том, что услуги по присвоению рейтинга опла­чивает сам эмитент актива, который в свою очередь почти всегда заинте­ресован в максимальной оценке. В итоге рейтинги систематически завышаются — как гласит народная мудрость, кто платит, тот заказывает музыку. Ситуацию усугубляет также и конкуренция между агентствами.

Яркий пример массового завышения рейтингов — крупнейшие американские финансовые корпорации, вынужденные обращаться за государственной помощью. Все они, в том числе и гигант AIG, имели исключительные рейтинги, но выжить без господдержки, как и относительно небольшим компаниям, им не удалось.

Вывод однозначен: пока за рейтинг платит эмитент, искажение реальной оценки со знаком «плюс» неминуемо. Никакие меры карательного типа не смогут исправить положение, так как присутствует сильнейшее давление финансового характера. Если же за рейтинги будет платить покупатель ценных бумаг, то их завышение сразу же прекратится (скорее, их начнут занижать, что создаст проблемы эмитентам). Кроме того, совершенно не ясно, как быть с публичностью результатов рейтингования: сейчас публикуются рейтинги, оплаченные эмитентом.

С другой стороны, новые поправки, введенные американскими законодателями, загнали рейтинговые агентства и некоторых участников рынка в тупик. Присваивать рейтинги по-старому нельзя из-за угрозы серьезных финансовых претензий, но при этом они необходимы как ориентиры для игроков рынка. Рейтинги используются во многих системах управления рисками, а некоторые бумаги в соответствии с действующим законодательством вообще невозможно эмитировать при их отсутствии.

Преодолеть это противоречие можно одним способом (исключая вариант лоббирования отмены поправок об ответст­венности агентств за результаты рейтингования) — учреждением государственного рейтингового агентства, которое будет присваивать рейтинги либо бесплатно, либо за фиксированную плату, продиктованную властями. Отсутствие коммерческого интереса полностью устранит «погрешности», вызванные материальной заинтересованностью. Однако это никак не повлияет на ошибки другого типа. Вопрос об ответственности подобного агентства тоже пока остается открытым.

Теоретически, определить риск ценной бумаги можно и чисто рыночным способом — путем ее купли или продажи. Один из возможных механизмов — использование величины CDS в качестве вектора оценки надежности бумаг эмитента. Чтобы CDS стал пригоден для этой цели, необходимо на законодательном уровне:

1) запретить (или сильно лимитировать) внебиржевые торги CDS. Сейчас большая часть сделок проходит на внебиржевом рынке, что ограничивает доступность информации о сделках;

2) обязать эмитентов поддерживать ликвидность CDS (нанять маркетмейкера) в размере не менее 1—5% от объема выпущенных бумаг. Отсутствие ликвидности делает этот инструмент нерепрезентативным;

3) ввести положение о публикации результатов торгов в открытом доступе (можно с небольшой задержкой, как это делается сейчас в отношении биржевых котировок). Публичность снимает все проблемы с доступностью информации для всех заинтересованных лиц.

Благодаря этим инициативам CDS может стать почти идеальным механизмом оценки рисков любого актива. В отличие от рейтинга данным инструментом практически невозможно манипулировать (стоимость операции может превысить возможную выгоду манипулятора). Однако законодательное лобби еще долго будет мешать внедрению рыночных механизмов оценки риска, что отчасти объясняется косностью соответствующих чиновников и желанием сохранить контроль над функцией определения риска.


Содержание (развернуть содержание)
Догнать и перегнать Колумбию
Худшее позади
Пойдет ли мир по японскому пути?
Восстановление — миф, оплаченный государством за счет увеличения своего долга
Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году
Финансовые услуги в России: быстрый взгляд на перспективу
Ответственные рейтинги
Кредитные ЗПИФы: вчера, сегодня, завтра
ЗПИФы для банков. Итоги дискуссии
Работа российского рынка ценных бумаг с иностранными эмитентами
Предъявление векселя к платежу
Горнорудный start-up: инвестировать нельзя ждать
Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Министерства финансов Республики Карелия
Муниципальный долг города Казани
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований динамика развития рынка
Рынок кредитования субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года
Инвестфонд — эффективный инструмент ГЧП

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100