Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Глазков Сергей, Директор проекта «Финансы городов и регионов», консультант председателя Комитета государственных заимствований г. Москвы, канд. техн. наук

  • Все статьи автора

Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций

Июль 2010

В I кв. 2010 г. на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО) было проведено три аукциона на ФБ ММВБ — два в Москве и один в Якутии. Кроме того, состоялись доразмещения облигаций Костромской и Ярославской областей, а также Республики Калмыкия. Всего в I кв. в обращение поступило субфедеральных облигаций на 34 млрд руб. с учетом доразмещения эмиссионных долговых ценных бумаг Москвы на вторичном рынке (см: С. Глазков. Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций РЦБ. Апрель 2010 г. №4).

Во II кв. первой на рынок СМО вышла Москва, доразместив 7 апреля облигации 48-го выпуска почти на 10 млрд руб. Параметры аукциона были рекордными: доходность по итогам торгов составила 7,58% и оказалась минимальной за 2010 г., а период обращения 12 лет — максимальным! На долговом рынке наблюдалась позитивная посткризисная тенденция: доходность падает, а дюрация увеличивается! Однако после таких «достижений» Москва взяла длительную паузу, вновь подтвердив правило: когда благополучно на долговом рынке СМО, все в порядке и с доходами бюджета, а потому потребность в заемных средствах отпадает.

Правительство Москвы 30.06.2010 г. распорядилось сократить объем привлекаемого в 2010 г. финансирования на 9,7 млрд руб. В июле запланировано его снижение еще на 40 млрд руб. Итоговая цифра составит 49,7 млрд руб. Таким образом, первоначальная сумма заимствований в 2010 г. в 144,9 млрд руб. была урезана до 95,2 млрд руб. К началу III кв. годовая программа выполнена в объеме 39,4 млрд руб.

Кроме того, правительство Москвы решило приостановить размещение облигационных займов в июле — августе и акцентировать внимание на досрочном откупе более ранних выпусков облигаций, погашаемых в 2011 г. и в последующие годы. На эти цели из бюджета города предполагается выделить 5 млрд руб.

Вслед за Москвой 13 апреля Калужская область полностью завершила доразмещение амортизационных и уже частично погашенных облигаций 4-го выпуска (2008 г.) в объеме 1,195 млрд руб. с доходностью 10,44% с погашением 26 июня 2013 г.

Со второй половины апреля под влиянием негативных финансовых новостей из Евросоюза доходность на долговом рынке стала расти и к средине мая достигла максимума (+90 б. п. по индексу Cbonds-Muni). Это обстоятельство заставило организаторов облигационных займов занять выжидательную позицию.

Тем не менее 20 мая Ярославская область разместила 9-й выпуск амортизационных облигаций на 2 млрд руб. с доходностью к погашению 8,64%. Генеральный агент — Росбанк — провел на ММВБ аукцион по определению единой цены размещения. Погашение выпуска разбито на два этапа: 35% объема — 16.08.2012 г., оставшиеся 65% — 16.05.2013 г. Ставка купона в купонных периодах 1—4 составляет 8,5%, 5—8 — 8,25%, 9—12 — 8,0%. Общий объем эмиссии облигаций — 3 млрд руб., размещено 66,6% номинала.

После 21 мая доходность на долговом рынке стала снижаться и к середине июня вернулась к уровню начала апреля. В июне на рынок СМО вышло сразу три эмитента.

Волгоградская область 9 июня полностью разместила 4-й выпуск амортизационных облигаций на 4 года в размере 2 млрд руб. с доходностью 8,38%. Генеральный агент — Росбанк — провел на ММВБ конкурс по определению ставки купона. Погашение выпуска пройдет в три этапа: 30% номинального объема — 06.06.2012 г., еще 30% — 05.06.2013 г., оставшиеся 40% — 04.06.2014 г. Ставка полугодового купона в купонных периодах 1 и 2 составляет 8,75%, 3 и 4 — 8,25%, 5 и 6 — 7,75%, 7 и 8 — 7,25%.

Республика Карелия 24 июня разместила первую часть 5-летнего выпуска своих амортизационных облигаций на 1036,1 млн руб. с доходностью к погашению 10,12% . Организатор выпуска — Банк Москвы — провел на ММВБ конкурс по определению ставки купона. Выпуск характеризуют многоступенчатые структуры амортизации и изменения ставки купонного дохода. Погашение разбито на 6 этапов: 13% номинального объема — 22.03.2012 г., еще 25% — 20.12.2012 г., 12% — 20.06.2013 г., 25% — 19.12.2013 г., 15% — 18.12.2014 г., оставшиеся 10% — 18.06.2015 г. Купонных периодов 20, каждый из них длится 91 день. Ставка купона в периодах 1—6, 7—10, 11—14, 15—18, 19 и 20 последовательно уменьшается и составляет 9,91; 9,71; 9,51; 9,41; 9,31% соответственно. При этом средняя ставка купонного дохода — 9,63%. Общий объем эмиссии облигаций — 2 млрд руб., размещено 51,8% номинала, оставшаяся часть будет размещена осенью.

Город Томск 28 июня полностью разместил 3-й выпуск амортизационных облигаций на 4 года в размере 800 млн руб. Организатор выпуска — Балтинвестбанк — провел конкурс на ММВБ по определению ставки купона. Спрос превысил предложение. Было размещено 100% планового объема с доходностью к погашению 11,03%. Это первый муниципальный выпуск текущего года. Томск не имеет кредитного рейтинга. Выпуск погашается в три этапа: 30% номинала — 25.06.2012 г., 30% — 24.06.2013 г., оставшиеся 40% — 23.06.2014 г. Ставка квартального купона в периодах 1—4 — 11,13%, 5—8 — 10,63%, 9—12 — 10,13%, 13—16 — 9,63%.

Дебютом Краснодара был открыт III кв. Размещение облигаций проведено ИК «Тройка Диалог» методом бук-билдинга: при закрытии книги заявок и аллокации единая для всех купонных периодов ставка купонного дохода составила 8,50%. Из поданных 25 заявок удовлетворено 23. На ММВБ 7 июля размещение состоялось по определенной эмитентом цене и ставке купона: амортизационные облигации на 1,1 млрд руб. вышли в обращение на 3 года с доходностью к погашению 8,68%. Купонный период — 6 мес. Погашение основной части долга в размере 10% от номинальной стоимости должно произойти вместе с выплатой 5-го купона 2 января 2013 г., остальные 90% — 3 июля 2013 г. Это второй муниципальный выпуск текущего года. Предварительно, 24.03.2010 г., Краснодар получил рейтинг Ba2 от агентства Moody's, который 08.07.2010 г. был присвоен и облигационному займу.

Готовят выпуск облигаций Красноярский край, Свердловская (с вероятным объемом займа 7 млрд руб.) и Нижегородская (5 млрд руб.) области, Казань (2 млрд руб.). Собирается выйти на рынок новый эмитент — Республика Хакасия.

Всего во II кв. в обращение поступило субфедеральных и муниципальных облигаций на 17,4 млрд руб. с учетом доразмещений Москвы на вторичном рынке. По состоянию на 1 июля 2010 г. на рынке обращалось 97 выпусков СМО на сумму 389 426 млн руб. (по данным Rusbonds). По оценке Cbonds, этот показатель равен 427,25 млрд руб.

Средневзвешенная доходность (простая) индексного портфеля Cbonds-Muni во II кв. заметно возросла (на 90 б. п.) и достигла локального максимума 8,23% на 21.05.2010 г., но к средине июня вернулась к значениям начала апреля и даже продолжила падение (рис. 1). В конце II кв. (на 30 июня 2010 г.) она составила 7,30%, т. е. вернулась на прежний уровень начала квартала и фактически к докризисному показателю апреля 2008 г. Дюрация индексного портфеля Cbonds-Muni за II кв. «прибавила» 45 дней — 1070 дней против 1025 в конце I кв. (рис. 2).

В связи с вышеизложенным вновь возникает вопрос о полноте восстановления рынком СМО своих докризисных позиций. По средневзвешенной доходности индексного портфеля докризисный уровень превзойден, а по дюрации не еще достигнут. Она пока заметно ниже максимального докризисного значения — 1342 дня на 1 ноября 2007 г.

При этом кредитный рейтинг облигаций, входящих в индексный портфель, по-прежнему уступает докризисному. Например, рейтинг лидера рынка СМО — Москвы — равен ВВВ (Standard & Poor’s, Fitch), хотя до кризиса был на ступень выше — ВВВ+.

С начала 2010 г. в СМИ широко используется новый термин — «модернизация». Напрашивается вывод о связи этого процесса с целями размещения займов субъектами РФ и муниципальными образованиями. Как используют заемные средства города и регионы? За формальными фразами ст. 103 БК РФ («на покрытие дефицитов соответствующих бюджетов и для погашения долговых обязательств») обычно стоят реальные задачи, на выполнение которых тратятся привлеченные ресурсы. Является ли такой целью инфраструктура? Какова роль муниципальных образований и субъектов РФ в модернизации экономики страны? Должны ли администрации на местах участвовать в этом процессе и обновлять свою инфраструктуру за счет бюджетных средств? Очевидно, что социальные бюджетные обязательства не позволяют подавляющему числу регионов делать это за счет плановых доходов, а значит, им остается одно — прибегнуть к займам.

Таким образом, субнациональные органы власти могут органично сочетать реализацию традиционных мер по развитию инфраструктуры с деятельностью по модернизации, направив на это субфедеральные и муниципальные займы.

Это задача государственного масштаба, стоящая перед всеми уровнями власти России. Ни быстрое, ни локальное ее решение невозможно. Превратить всю страну в Сколково намного сложнее, чем построить одно единственное маленькое Сколково для небольшой группы избранных россиян. Собрать из таких «осколков» целую Россию еще никому не удавалось!



Содержание (развернуть содержание)
Юбилейный 400-й выпуск журнала «Рынок ценных бумаг»
Quo vadis, euro? Куда идешь, евро?
Новый коридор для Банка России
IPO-2010: итоги первого полугодия
МРК Связьинвеста: итоги 2009 г., перспективы развития в 2010 г.
Проектное финансирование с госплечом: новые тренды в инвестициях
Защита интересов кредиторов при ликвидации должника: тонкости законодательства, нюансы практики
Список аффилированных лиц эмитента на интернет-сайте. Как доказать своевременное размещение и оспорить претензии фсфр России
Цели оценки справедливой стоимости компании
Построение процесса разработки стратегии компании
«Случайные блуждания» на эффективных рынках
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Заемные финансовые ресурсы в системе источников финансирования развития города Краснодара
Рост различий в финансовой политике российских регионов и местных органов власти приведет к возможности более значительной дифференциации их рейтингов
Окно в Европу для российских регионов
Российские регионы: влияние кризиса и возможности адаптации

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100