Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Акимов Олег, Доцент кафедры управления банковской деятельностью Государственного университета управления, канд. экон. наук.

  • Все статьи автора

Резервный выход

Май 2010

Для борьбы с экономической рецессией Федеральная резервная система (ФРС) опустила ставку по федеральным резервным фондам до беспрецедентно низкого уровня, сконцентрировав более триллиона долларов избыточной ликвидности на счетах в коммерческих банках. Поскольку такие «излишки» могут служить фактором инфляционного давления на экономику, они должны быть своевременно изъяты. В данной статье рассматриваются механизмы выхода ФРС из сложившейся ситуации по резервным фондам. Основным инструментом здесь, в отличие от докризисных времен, становится ставка по депозитным операциям, которая позволяет поднимать таргетируемую ставку, не сокращая объем избыточных резервов.

Проблема избыточных резервов в политике Федерального резерва

Под избыточными понимают резервы на счетах банков в ФРС, которые сформированы сверх обязательных и необходимых для текущих расчетов резервов.

Серьезный финансовый кризис, начавшийся в США в середине 2007 г., хотя и завершился, но создал определенные трудности при проведении сегодняшней денежной политики Федеральным резервом.

Осуществив значительные денежные вливания в пошатнувшуюся финансовую систему и понизив ставку до предельного исторического уровня 0,25% в целях преодоления кризисных явлений, Федеральный резерв столкнулся с необходимостью решения проблемы избыточных резервов, «накопленных» для борьбы с кризисом (рис. 1): если их своевременно не изъять, то можно спровоцировать инфляцию, характеризуемую двузначными числами, а если забрать их слишком быстро, то велик риск урезать кредитные предложения и разрушить и без того волатильный фондовый рынок, обусловив последующую депрессию. Помимо этого избыточные резервы препятствуют проведению традиционной денежной политики через управление процентными ставками по федеральным фондам, а потому задача их устранения в настоящее время выходит у ФРС на первый план.

Центральный банк США ориентирован на то, чтобы вовремя вывести резервы или, по крайней мере, удержать инфляционное давление на экономику. Программы сворачивания бюджетной и денежно-кредитной поддержки экономики (как финансовой, так и нефинансовой) и возвращение к докризисным уровням процентных ставок в экономических работах получили название «стратегии выхода» (exit strategies).

Ключевой вопрос, который задают политики в Вашингтоне и финансовые аналитики, звучит так [1]: как и когда Федеральный резерв может и должен свернуть помощь экономике и финансовой системе, не повредив экономическому росту в США?

По мнению автора, «стратегия выхода» Федерального резерва в современных условиях может быть разделена на две субстратегии.

Речь может идти:

  • во-первых, о количественном уменьшении излишней денежной базы. В данном случае Федеральный резерв производит операции, обратные тем, с помощью которых формировались избыточные резервы: замораживает кредитные программы, распродает портфель имеющихся ценных бумаг или заключает сделки обратного РЕПО;
  • во-вторых, о повышении номинальной ставки по федеральным фондам без существенного затрагивания количественных параметров денежной базы и с сохранением избыточных резервов. Поднять ставку можно за счет роста депозитной ставки по раздутым резервам на счетах ФРС.

Платность по избыточным резервам как возможный метод влияния на ставку по федеральным фондам

Как правило, национальные центральные банки устанавливают 3 вида ставок:

  • кредитную;
  • по депозитным операциям;
  • таргетируемую.

Кредитная ставка (учетная, ставка рефинансирования) — та, по которой центральные банки выдают обеспеченные кредиты.

Ставка по депозитным операциям — процент, который получают банки за депозиты, находящиеся на счетах в Центральном банке.

Таргетируемая ставка — это уровень определяемой рынком процентной ставки, на которую Центральный банк может и хочет повлиять.

Обычно кредитная ставка больше таргетируемой, а ставка по депозитным операциям — меньше, что позволяет зажать таргетируемую ставку в условный коридор. Верхняя граница коридора («потолок») — это максимальная стоимость средств, под которую банки могут получать кредиты в любых условиях, а нижняя («пол») — ставка возможных безрисковых заработков.

Политика Федерального резерва докризисного периода заключалась в отсутствии платы по резервам, хранимым банками на счетах. Это было обусловлено тем, что банки фактически не имели избыточных средств на счетах в ФРС (рис. 2). Ставка по федеральным фондам (таргетируемая) определялась самими банками за счет балансировки спроса и предложения на межбанковские кредиты. Если таргетируемая ставка опережала установленный уровень, то Федеральный резерв наращивал денежную базу путем покупки казначейских обязательств, а если не дотягивала до него, то Федеральный резерв забирал излишки ликвидности с рынка, продавая ценные бумаги из собственного портфеля.

С началом кризиса ситуация резко изменилась. Федеральный резерв залил финансовый коллапс, разбросав триллион долларов по различным программам стимулирования финансового рынка. Данные программы финансировались за счет вновь созданных денег. Избыток ликвидности на межбанковском рынке привел к тому, что ставка по федеральным фондам устремилась к нулю.

У банков есть накопленные средства на счетах, но куда их вложить? Ответом на этот вопрос стало предложение ФРС о необходимости платы за избыточные и обязательные резервы. Так, 6 октября 2008 г. ФРС объявила о начале выплаты процентов депозитным институтам по обязательным и избыточным резервам. Из-за кризиса ФРС пришлось ускорить реализацию данного новшества на несколько лет вперед. Изначально планировалось начислять проценты с 1 октября 2011 г.

По мнению руководителя Федерального резерва Б. Бернанке, «плата процентов по резервам поможет лучше контролировать ставку по федеральным фондам, так как банки не будут отдавать в заем средства по ставке ниже, чем они могут получить от Федерального резерва…» [2].

Из слов Б. Бернанке следует, что ФРС с конца 2008 г. перешла на новый режим денежной политики. В условиях раздутых резервов таргетируемая ставка опускается до нулевого уровня либо до «пола», который задается ставкой по депозитным операциям.

Таким образом, у ФРС появился новый инструмент воздействия на мировые финансовые рынки. Чем больше ставка по депозитным операциям, тем в целом выше ставки на денежном рынке. В свою очередь, рост ставки по депозитным операциям должен в теории оказывать влияние на все прочие ставки, в том числе и те, по которым заемщикам (корпорациям и гражданам) выдают средства.

Однако важно отметить, что существуют небезосновательные сомнения, насколько долго Федеральный резерв сможет контролировать излишнюю ликвидность, платя по ней усредненную ставку. По мере восстановления экономики у банков проснется аппетит к риску, и они усиленно будут пускать накапливаемые на счетах деньги в оборот. Поэтому без более серьезных шагов инфляцию можно и не сдержать.

Сворачивание программ ликвидности

Федеральный резерв 27 января 2010 г. объявил об окончании целого ряда программ ликвидности [3], а именно: Asset-Backed Commercial Paper Money, Market Mutual Fund Liquidity Facility, The Commercial Paper Funding Facility, The Primary Dealer Credit Facility, The Term Securities Lending Facility и Term Auction Facility (TAF). Такая тенденция обусловлена снижением потребности банков в ликвидности и возобновлением экономического роста.

Однако данную меру нельзя трактовать как ужесточение денежной политики, поскольку насыщение ликвидностью банковской системы шло по нескольким каналам, главным из которых с начала 2009 г. была покупка ценных бумаг Федерального правительства и связанных с ним организаций (Fannie Mae и Freddie Mac).

Если обратить внимание на статистику портфеля ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, то можно отметить постоянную динамику, в то время как TAF сократилась фактически до нуля (рис 2).

Так как программа покупки Федеральным резервом ценных бумаг, гарантированных государством, носит более долгосрочный характер, чем краткосрочное кредитование по TAF, то это может означать только одно — облегчение денежной политики!

Операции обратного репо и срочные депозитные инструменты ФРС

Способность Федерального резерва сдерживать инфляционные тенденции в среднесрочном периоде связана также с применением новых депозитных и иных инструментов денежной политики.

Так, 28 декабря 2009 г. ФРС приступила к разработке механизма срочных депозитных сделок [4]. Банкам будут предложены срочные процентные депозиты, доступные через аукционы. Банки, отдавая ФРС средства, не смогут оперировать ими в течение всего срока депозита, но при этом получат более высокие ставки, чем предполагается платить по объемам на «текущих» счетах.

Подобные депозитные инструменты, вне сомнения, заинтересуют банки, которые смогут конкурировать друг с другом за более выгодные условия размещения средств. ФРС начнет тестировать схему уже весной 2010 г., а если эксперимент пройдет успешно, то в дальнейшем стоит ждать ее активного использования.

Срочные депозиты — это механизм временного изъятия ликвидности с рынка. Его можно применять вместе с иными альтернативными инструментами денежной политики, например операциями на открытом рынке, когда ФРС продает часть средств из имеющегося портфеля ценных бумаг.

Поскольку ставка по таким депозитам определяется на аукционе, то у Федерального резерва скапливается информация о разбросе предлагаемых банками ставок, а банки получают возможность без риска заработать дополнительные средства.

Есть основания считать, что этот инструмент позволит ФРС стабилизировать краткосрочные ставки и предотвратить вероятные инфляционные последствия в краткосрочном периоде в экстренных условиях. Однако без дополнительных механизмов изъятия ликвидности с рынка он будет малоэффективен по причине появления аппетита к риску у банков. Поэтому ФРС следует перейти к «стратегии выхода» из избыточных резервов путем продажи раздутого портфеля ценных бумаг, как только возникнет реальная угроза серьезного роста цен в экономике.

Продавать ценные бумаги из портфеля можно и на временной основе через сделки обратного репо, которые станут альтернативой срочным депозитным сделкам.

Поднятие ставки по срочным депозитным продуктам и избыточным резервам будет свидетельствовать об ужесточении денежной политики ФРС, однако и у банков появится дополнительная возможность получить доходы без риска.

Заключение

Борьба с кризисом не прошла для ФРС бесследно. С конца 2008 г. денежная политика «выбрала» новый режим функционирования с избыточными резервами. Огромный объем ликвидности устремляет ставки на денежном рынке к нулю, что означает потерю Федеральным резервом возможности активно влиять на экономику через канал процентной ставки. В связи с этим ФРС внедрила принцип платности по избыточным резервам.

Повышая ставку по депозитам, можно ужесточать денежную политику, не убирая избыточные средства с рынка. Однако в среднесрочном периоде Федеральному резерву потребуются иные инструменты вывода ликвидности с рынка для удержания под контролем инфляционных процессов, включая продажу части раздутого портфеля ценных бумаг, в том числе при помощи операций обратного репо.

Литература

1. Sack B. P. Preparing for a Smooth (Eventual) Exit // Remarks at the National Association for Business Economics Policy Conference, Arlington, Virginia. 2010. March 8.

2. Bernanke B. S. Current Economic and Financial Conditions // Speech at the National Association for Business Economics 50th Annual Meeting. Washington, D.C. 2008. October 7.

3. Federal Reserve press release. 2010. January 27.

4. Federal Reserve press release. 2009. December 28.




Содержание (развернуть содержание)
Проблемы создания международного финансового центра на постсоветском пространстве
Нормативы собственных средств: бесплодные усилия любви
Иностранные ценные бумаги на рынке коллективных инвестиций: инфраструктурное обеспечение сделок
Страхование рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг
Объединение ЗАО НДЦ и ЗАО РП ММВБ — плюсы для участников рынка
Привлечение капитала с помощью CLN (Credit linked notes)
Приобретение эмитентом облигаций по требованию их владельцев: правовой анализ
Реструктуризация облигаций и мировое соглашение по Закону «О банкротстве»
Внебиржевое РЕПО: особенности и перспективы
Греческий синдром грозит Испании
Риски российского финансового сектора
Резервный выход
Прямые инвестиции в России: недооцененный инструмент создания и перераспределения капитала
Стратегия и практика разрешения споров по сделкам M&A
Обзор рынка структурированных продуктов
Применение контрактов жизненного цикла для развития объектов инфраструктуры в России
Стратегии развития и корпоративное управление: рекомендации компаниям среднего бизнеса
О моменте заключения сделок на Фондовой бирже
Договорная ответственность: страхование ответственности или безответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100