Casual
РЦБ.RU

Греческий синдром грозит Испании

Май 2010

Самые масштабные финансовые потрясения еврозоны с момента введения в 1999 г. единой валюты берут начало в Греции. В то время как мировое сообщество с тревогой наблюдает за финансовой драмой этой небольшой средиземноморской страны, все больше экспертов опасаются, что греческий бюджетный кризис перекинется на другие европейские страны, в частности Испанию, Ирландию и Португалию. И, по всей видимости, именно от Испании будет зависеть, смогут ли 16 государств объединенной еврозоны без серьезных последствий преодолеть долговой кризис и залатать бюджетные дыры.

Испания переживает, пожалуй, самую глубокую и длительную рецессию за последние 50 лет. Экономика четвертой по объему ВВП (оцениваемого в 1,6 трлн долл.) страны еврозоны почти в 2 раза превышает по размерам экономики Греции, Португалии и Ирландии, вместе взятых. В 2009 г. ВВП Испании снизился на 3,6% и, согласно прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), в 2010 г. он упадет на 0,6%, в то время как рост экономики еврозоны в целом составит 1%. Тем не менее международные рейтинговые агентства пока не меняли свои оценки по Испании. К примеру, Moody's объявило, что рейтинг государственных обязательств страны остается на высшем уровне ААА и в среднесрочной перспективе ему ничего не угрожает.

КАК ЭТО БЫЛО...

Причина столь резкого падения экономики Испании кроется в экономической структуре испанского бюджета. Многие годы 1/3 доходов стране приносил строительный сектор, чьи прибыли в большей степени зависели от такого же «пузыря» недвижимости, который послужил катализатором начала кризиса в США. Цены на испанскую недвижимость выросли больше чем в 2 раза в своем реальном выражении за 10 лет (до 2008 г.). На пике роста цен страна строила больше жилья, чем Германия, Франция и Италия, вместе взятые. «Пузырь» лопнул, и одна из крупнейших европейских экономик оказалась отброшена на многие годы назад — кризис на рынке жилья привел Испанию к глубокой депрессии. В этом и заключается главное отличие испанского сценария от греческого: мировой финансовый кризис не провоцировал падение экономики, а лишь его ускорил.

В остальном алгоритм развития событий примерно такой же, как и других жертв финансового коллапса. Скачкообразно возросший уровень безработицы обусловил сокращение потребления, в свою очередь потребительский кризис негативно повлиял на сектор услуг, который также являлся одним из основных источников дохода испанского бюджета. Падение туристического сектора окончательно подкосило экономику страны.

РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

Сильнее всего кризис ударил по населению страны. По некоторым данным за январь 2010 г., уровень безработицы практически достиг 20% среди взрослого населения и 45% среди молодежи. Так число безработных сегодня составляет более 4,3 млн человек, среди которых почти 82% были заняты в сфере услуг. На Испанию приходится почти 60% всех увольнений в Европе. Интересен тот факт, что даже в благоприятные для государства времена безработица никогда не падала ниже 8%. За последние 2 года каждый девятый работающий испанец потерял работу. Одна из главных причин столь сильного снижения занятости населения заключается в том, что размер заработной платы определяется путем сложных переговоров работодателей с профсоюзами, и зачастую компаниям навязывают такой высокий уровень, который они не в состоянии выплачивать. Из-за того что система оплаты труда не гибкая, испанские компании прибегают к единственному способу сокращения своих расходов — увольнению сотрудников.

Власти страны гарантируют населению социальную безопасность и продолжают выплачивать пособия по безработице в размере 1 тыс. евро в месяц. В целом, правительство намерено потратить более 30 млрд евро на пособия в 2010 г. Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил, что будет бороться с кризисом, не отменяя социальных программ.

Есть и другая проблема: выросли расходы на пенсионное обеспечение, так как увеличилась продолжительность жизни испанцев. Согласно последним прогнозам Национального института статистики Испании, через 40 лет 31,9% населения страны будет старше 64 лет, а число трудоспособного населения сократится на 18% по сравнению с нынешним показателем. По оценкам Eurostat, к 2050 г. в Испании будет самое старое население в Европе — пенсионного возраста достигнет каждый третий житель. Низкий уровень рождаемости и долгожительство приведут к тому, что 37,5% испанцев будут старше 65 лет и платить пенсии окажется нечем. В связи с этим власти страны планирует поднять уровень пенсионного возраста с 65 до 67 лет, отменить досрочный выход на пенсию, а также существенно сократить пенсии по вдовству. По оценкам правительства, такие меры позволят сократить расходы пенсионного фонда на 50 млрд евро.

ПЛАН СПАСЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

После введения евро значительно уменьшился набор финансовых инструментов, которые Испания может использовать для регулирования экономики. Стоимость единой валюты определяется крупной, конкурентоспособной и промышленно развитой экономикой Германии, вследствие чего Испания не может девальвировать национальную валюту в целях снижения стоимости экспорта и привлечения в страну большего количества туристов.

Между сильной немецкой экономикой и такими слабыми странами, как Греция, Португалия, Испания, Италия и Ирландия, существует значительный разрыв в конкурентоспособности. Именно поэтому в настоящее время широко обсуждается вопрос, сможет ли девальвация стать для стран еврозоны способом выхода из кризиса.

Нобелевский лауреат Пол Кругман считает, что при отсутствии финансового кризиса девальвировать евро было бы разумно, тогда как гарвардский профессор Мартин Фельдштеин высказывается за временный выход «проблемных» стран из еврозоны.

По мнению экономистов Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute), неспособность Испании возобновить экономический рост приведет к необходимости разделения еврозоны на части и отказу от единой валюты. Эти меры позволят провести денежную реформу, благодаря чему конкурентоспособность испанской экономики вырастет.

Европейские экономисты говорят о негативных последствиях реализации девальвации. Ни одно правительство, в том числе и испанское, не осмелится дать волю финансовому хаосу, который может последовать за подобными действиями. По мнению проевропейского аналитического центра Bruegel в Брюсселе, отказ от евро дорого обойдется европейским странам.

По словам Уильяма Бойтера, главного экономиста Citigroup, американская экономика может получить выгоду от девальвации благодаря своей структуре с ее низкими объемами импорта, что не сработает в маленьких открытых европейских странах. Бойтер считает, что в Европе реформа крайне негативно повлияет на выраженные в евро балансы государств, банков, корпораций и домашних хозяйств, а любые полученные преимущества будут нивелированы ростом зарплат и другими расходами.

Альтернативный способ догнать Германию для Испании и других стран еврозоны — сделать рынок труда более гибким и попытаться достичь хотя бы небольшого экономического роста в надежде, что немецкая экономика замедлит свое развитие. Однако данные за 2009 г. показали, что конкурентоспособность Германии только усилилась.

С другой стороны, Мадрид не может снизить банковские процентные ставки или провести дополнительную денежную эмиссию для стимулирования процесса кредитования, так как решения по таким вопросам принимает Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Как вариант, Испания могла бы стимулировать экономический рост, снизив налоговое бремя и увеличив государственные расходы. Однако страна и так уже тратит непозволительно много: в 2009 г. бюджетный дефицит взлетел до 11,2% ВВП. В Греции эта цифра приблизилась к 12,7%, что в 4 раза превышает уровень, разрешенный для стран еврозоны. При этом в 2006 и в 2007 гг. в испанском бюджете страны наблюдался 2%-ный профицит.

По данным McKinsey Global Institute, государственный и частный долг Испании с 2000 г. до 2008 г. ежегодно увеличивался в среднем на 14,5%. В целом уровень задолженности достиг максимума в конце 2008 г. — 4,9 трлн долл., или 342% ВВП, что больше, чем в США и большинстве развитых стран, за исключением Великобритании и Японии. 6/7 этого долга составляют обязательства частного сектора.

По словам министра финансов Испании Елены Сальгадо, представители правительств регионов одобрили план, предполагающий сокращение дефицита примерно на 60 млрд евро, или 5,7% ВВП, к 2013 г. Власти страны планируют осуществить задуманное с помощью повышения налогов и сокращения расходов в 2010 г. Финансовые аналитики посчитали данную программу достойной доверия. Согласно прогнозам, госдолг Испании к 2012 г. достигнет максимального значения в 74% ВВП, тогда как в Италии и Греции он составляет сегодня примерно 113% ВВП. При этом основной объем задолженности — приблизительно 55 млрд евро — предстоит погасить центральному правительству, а оставшиеся 5 млрд евро — регионам. Децентрализованная структура испанского правительства усложняет задачу сокращения дефицита по сравнению с другими странами Европейского союза. Центральное правительство напрямую контролирует менее 1/3 государственных расходов и может лишь устанавливать ориентиры для региональных и муниципальных органов власти, регулирующих остальную часть расходов. Администрации основных испанских регионов осуществляют мониторинг наибольшей части госрасходов — на их долю в 2008 г. пришлось 36% расходов.

Многие экономисты отмечают, что финансовые трудности Испании во многом сопряжены с действиями 45 региональных банков, которые находятся под контролем местных властей и широко вовлечены в ипотечное кредитование. Правительство пыталось вынудить слияние региональных банков с целью образования более сильных финансовых институтов. Испанские власти даже организовали специальный фонд для стимулирования процесса реструктуризации и укрепления банковского капитала.

Аналитики BNP Paribas считают, что для восстановления доверия к финансовой системе Испании понадобится около 270 млрд долл., тогда как на аналогичные меры в Греции, Ирландии и Португалии уйдет всего лишь 68, 47 и 41 млн долл. соответственно.

И все же некоторые экономисты смотрят на проблему испанских долгов с оптимизмом. Так, мадридская аналитическая компания AFI считает, что Испании удастся выйти из кризиса во второй половине 2010 г. благодаря росту главных рынков сбыта страны — Франции и Германии. Этого должно быть достаточно, чтобы безработица не превысила 20%-ного уровня, с которым страна столкнулась в настоящее время и, что немаловажно, успешно справилась в конце 1990-х гг.

Как бы то ни было, в ближайшие годы Испании придется надеяться в основном на недоверчивых инвесторов, которые примут решение приобрести правительственные облигации страны. По заявлениям властей, в 2010 г. будет привлечено порядка 76 млрд евро и погашены обязательства в размере 35 млрд евро.

Хосе Луис Сапатеро пообещал Евросоюзу поставить ситуацию под контроль: «Согласно требованиям Еврокомиссии, — заявил он, — до 2013 г. мы вновь вернемся в рамки критериев Европейского пакта о стабильности. Наша нация традиционно серьезно подходит к экономическим вопросам и исполнению собственных обещаний». Посмотрим, что из этого получится... В любом случае, если Европа не протянет Испании руку помощи, ее саму ожидают серьезные экономические потрясения.



Содержание (развернуть содержание)
Проблемы создания международного финансового центра на постсоветском пространстве
Нормативы собственных средств: бесплодные усилия любви
Иностранные ценные бумаги на рынке коллективных инвестиций: инфраструктурное обеспечение сделок
Страхование рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг
Объединение ЗАО НДЦ и ЗАО РП ММВБ — плюсы для участников рынка
Привлечение капитала с помощью CLN (Credit linked notes)
Приобретение эмитентом облигаций по требованию их владельцев: правовой анализ
Реструктуризация облигаций и мировое соглашение по Закону «О банкротстве»
Внебиржевое РЕПО: особенности и перспективы
Греческий синдром грозит Испании
Риски российского финансового сектора
Резервный выход
Прямые инвестиции в России: недооцененный инструмент создания и перераспределения капитала
Стратегия и практика разрешения споров по сделкам M&A
Обзор рынка структурированных продуктов
Применение контрактов жизненного цикла для развития объектов инфраструктуры в России
Стратегии развития и корпоративное управление: рекомендации компаниям среднего бизнеса
О моменте заключения сделок на Фондовой бирже
Договорная ответственность: страхование ответственности или безответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100