Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Беляков Вячеслав, Директор ОГСУ «Томская Расчетная Палата»

  • Все статьи автора
  • Трушков Михаил, Cпециалист по работе с облигациями ОГСУ «Томская Расчетная Палата»

  • Все статьи автора

Внебиржевое РЕПО: особенности и перспективы

Май 2010

Перед структурами администраций субъектов, занимающихся управлением государственным долгом, остро стоит вопрос о целесообразности использования временно свободных средств ввиду возможности экономии бюджетных ресурсов. Одним из способов размещения таких средств является внебиржевое РЕПО, подробное рассмотрение механизма которого и является целью данной статьи.

В своей деятельности субъекты РФ регулярно сталкиваются с ситуацией, когда в бюджете появляются временно свободные средства, к примеру, аккумулируемые с целью погашения имеющихся облигационных займов. Использование таких средств на финансирование расходов бюджета или покрытие кассовых разрывов либо невозможно, либо рискованно. В то же время их объем может достигать значительных размеров.

У субъекта РФ существует несколько способов или инструментов использования временно свободных средств:

  • банковские депозиты;
  • временное погашение имеющихся кредитов;
  • РЕПО с облигациями.

Банковский депозит — один из самых простых для реализации способов размещения временно свободных средств, однако он существенно ограничен в использовании. В соответствии с п. 2 ст. 236 БК РФ привлечение бюджетных денег на депозиты могут осуществлять только регионы-доноры. Для этого такому субъекту необходимо разработать и утвердить положение об условиях размещения средств бюджета на банковские депозиты, которое должно соответствовать всем законодательным ограничениям. Данный механизм используется несколькими субъектами РФ, в частности Администрацией Санкт-Петербурга и Красноярского края (красноярский вариант предусматривает необходимость использования размещаемых на депозитах средств исключительно на кредитование предприятий края). Кроме того, при выработке требований к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджета на банковские депозиты, субъекты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2008 г. № 227, которое предъявляет к кредитным организациям достаточно жесткие требования.

Помимо наличия генеральной лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций, величины собственных средств не менее 5 млрд руб., отсутствия просроченной задолженности по ранее размещенным в конкретной кредитной организации за счет средств федерального бюджета депозитам и участия в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, указанные кредитные организации должны обладать рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня ВВ– по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings или Standard & Poor's либо уровня Ва3 — агентства Moody's Investors Service. Таким требованиям удовлетворяют лишь крупнейшие кредитные организации, которые и без депозитов субъектов располагают обширнейшими возможностями привлечения денежных средств. Учитывая заинтересованность этих организаций в привлечении, как правило, значительных объемов средств, далеко не каждый субъект может добиться размещения на депозитах в таких организациях средств в объеме 50—300 млн руб. Таким образом, данным субъектам необходимо искать иные пути экономии бюджетных средств.

Временное погашение имеющихся кредитов также возможно лишь с некоторыми ограничениями. В частности, у субъекта постоянно должна быть открыта возобновляемая кредитная линия. Гашение за счет временно свободных средств части/всего кредита с последующим восстановлением объема госдолга позволяет субъекту сэкономить на процентных расходах по кредиту. Основным негативным фактором использования этого инструмента является повышение политических и репутационных рисков: далеко не всем кредиторам понравится частое досрочное погашение и последующее возобновление кредитной линии. При использовании данного механизма администрация субъекта РФ рискует столкнуться с ситуацией, когда в последующих аукционах по предоставлению кредитных ресурсов не примет участие ни один из потенциальных кредиторов. Кроме того, такую схему можно использовать и без открытия кредитной линии, однако привлечение средств в объеме, эквивалентном размеру досрочного погашения кредита, существенно затрудняется ввиду необходимости проведения аукциона — возрастают риски как процентные, так и рефинансирования.

Сделки РЕПО с облигациями субъекта позволяют повысить эффективность управления ликвидностью при исполнении регионального бюджета, а также снизить расходы на обслуживание государственного долга. Фактически, сделки РЕПО представляют собой две сделки купли-продажи (покупка и последующая продажа) облигаций субъекта, что допускается действующим Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, использование сделок РЕПО практикуют некоторые регионы, в частности Москва и Санкт-Петербург.

Их осуществление имеет ряд преимуществ по сравнению с размещением бюджетных средств на депозитах коммерческих банков.

Во-первых, отсутствуют кредитные риски для субъекта, так как при заключении данных сделок в залоге у субъекта остаются собственные облигации. В случае неисполнения контрагентом обязательств эти активы переходят в собственность субъекта с большим дисконтом. Это преимущество РЕПО перед депозитом становится особенно актуальным в условиях дефицита ликвидности на рынке — наличие обеспечения в форме собственных облигаций куда более привлекательно, чем беззалоговый депозит.

Во-вторых, размещение средств путем заключения сделок РЕПО позволяет размещать средства у нескольких контрагентов без необходимости повторного проведения аукционов. Кроме того, проведение аукциона по выбору контрагента при заключении сделок РЕПО через организатора торгов наиболее доступно и привлекает большее количество участников.

В-третьих, использование механизма РЕПО позволяет увеличить ликвидность обращающихся выпусков облигаций субъекта, тем самым повышая их инвестиционную привлекательность. Помимо этого, размещение средств путем заключения сделок РЕПО является более гибким инструментом и способствует привлечению капитала на срок от 7 дней до 1 года (максимальный срок депозита в соответствии со ст. 236 БК РФ — 6 мес.).

Всего можно выделить 2 способа реализации сделок РЕПО: биржевой и внебиржевой. Основное различие данных схем следует из названия и заключается в том, что внебиржевое РЕПО не требует проведения аукциона по выбору брокерской компании, что, соответственно, предполагает значительно более простую и гибкую схему реализации для субъекта. Тем не менее каждая схема обладает некоторыми особенностями, поэтому стоит подробнее рассмотреть преимущества и недостатки каждой из них (табл. 1).

Как видно из табл. 1, основные «слабые стороны» внебиржевого РЕПО связаны с тем, что субъект должен обосновывать свои действия контролирующим и проверяющим органам самостоятельно, в то время как биржевое РЕПО в этом отношении более прозрачный инструмент — отбор заявок проходит на аукционе. Тем не менее, с точки зрения субъекта РФ, внебиржевое РЕПО является более гибким и простым инструментом, чем биржевое РЕПО, несмотря на дополнительные транзакционные издержки, связанные с подготовкой документов и организацией сделки, и, кроме того, менее рискованным, чем размещение средств бюджета на банковских депозитах. Основные риски, сопряженные с заключением сделок РЕПО вне биржи, можно систематизировать в виде табл. 2

Сложившаяся специфика российского законодательства такова, что в дополнение к указанным рискам (см. табл. 2) при заключении сделок РЕПО остаются законодательно неурегулированными несколько вопросов. Однако их решение в пользу субъекта, как и нивелирование всех описанных рисков, представляется нам вполне посильной задачей.

Проанализировав возможные варианты размещения временно свободных средств бюджета, можно сделать вывод о том, что наиболее удобным с точки зрения оперативности, гибкости и транзакционных издержек для субъекта РФ является механизм внебиржевого РЕПО. Принимая во внимание, что в силу особенностей финансового рынка РФ анализ контрагентов требует особого подхода, механизм внебиржевого РЕПО для субъекта РФ является одним из немногих способов, позволяющих не только выбрать надежного контрагента, но и проконтролировать его действия.

Несмотря на то что рынок РЕПО с субфедеральными ценными бумагами с непосредственным участием эмитента еще только формируется и некоторые аспекты не имеют четких законодательных рамок, он имеет все предпосылки для интенсивного развития. Столкнувшись с необходимостью разместить временно свободные средства, каждый субъект имеет возможность применять все доступные инструменты, однако именно использование механизма РЕПО (как биржевого, так и внебиржевого) видится наиболее перспективным в свете возможности достижения баланса интересов как субъектов, стремящихся заполучить постоянных инвесторов, так и кредиторов, желающих получить надежный высоколиквидный продукт.




Содержание (развернуть содержание)
Проблемы создания международного финансового центра на постсоветском пространстве
Нормативы собственных средств: бесплодные усилия любви
Иностранные ценные бумаги на рынке коллективных инвестиций: инфраструктурное обеспечение сделок
Страхование рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг
Объединение ЗАО НДЦ и ЗАО РП ММВБ — плюсы для участников рынка
Привлечение капитала с помощью CLN (Credit linked notes)
Приобретение эмитентом облигаций по требованию их владельцев: правовой анализ
Реструктуризация облигаций и мировое соглашение по Закону «О банкротстве»
Внебиржевое РЕПО: особенности и перспективы
Греческий синдром грозит Испании
Риски российского финансового сектора
Резервный выход
Прямые инвестиции в России: недооцененный инструмент создания и перераспределения капитала
Стратегия и практика разрешения споров по сделкам M&A
Обзор рынка структурированных продуктов
Применение контрактов жизненного цикла для развития объектов инфраструктуры в России
Стратегии развития и корпоративное управление: рекомендации компаниям среднего бизнеса
О моменте заключения сделок на Фондовой бирже
Договорная ответственность: страхование ответственности или безответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100