Casual
РЦБ.RU

Томск: разумное управление муниципальным долгом

Апрель 2010

Одним из основных принципов долговой политики города Томска является диверсификация портфеля заимствований и оптимальное сочетание различных долговых инструментов.

На протяжении последних лет структура муниципального долга практически полностью представлена рыночными долговыми инструментами. Кредиты коммерческих банков используются как наиболее мобильный способ финансирования краткосрочных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета (рис. 1).

В настоящее время осуществляется постепенный переход от кредитов коммерческих банков к публичным заимст­вованиям в виде эмиссии муниципальных ценных бумаг. Так, в 2007 г. администрация Томска полностью и в установленные сроки выполнила свои обязательства по облигациям Томского городского займа 2004 г., объем которого составлял 300 млн руб., общим сроком обращения 1092 дня.

В настоящее время на Фондовой ­бирже ММВБ обращаются два выпуска облигаций 2007 и 2008 гг. и проходят процедуру регистрации в Минфине Условия эмиссии облигаций Томского городского займа 2010 г. Администрация Томска рассматривает облигационные займы как основной источник привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в инфраструктуру города.

Как правило, уровень кредитного ­качества муниципалитета определяют успешность и стоимость публичных за­имствований. Администрация Томска проводит взвешенную политику по управлению муниципальным долгом с целью его сохранения на оптимальном (безопасном) уровне. На протяжении ­ряда ­последних лет наблюдался рост муниципального долга, но его отношение к доходам бюджета без учета финансовой помощи не превышало 30%, что значительно ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом ­Российской Федерации. Лишь в 2008—2009 гг. объем долга увеличился до 38 и 39% соответственно относительно до­ходов бюджета без учета финансовой помощи (рис. 2).

В условиях реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации и все большей потребности в заемных средствах для реализации ­инвестиционных проектов на руководство муниципалитетов ложится ответственность за эффективность осуществ­ления долговой политики. В связи с этим чрезвычайно важным является норма­тивно-правовое регулирование муниципальных заимствований и управление ­муниципальным долгом. Бюджетный кодекс Российской Федерации регламен­тирует вопросы заемной политики лишь в общих чертах, определяя основные требования к планированию, исполнению и учету долговых обязательств, цели заимствования, состав муниципального долга и ограничение его предельных ­значений.

Муниципальные образования поставлены перед необходимостью самостоятельно разрабатывать принципы долговой политики и механизмы управления муниципальным долгом.

Томск обладает безупречной кредитной историей, все обязательства перед кредиторами исполняются в полном объеме и в срок. Администрация города взвешенно и осмысленно подходит к осуществлению муниципальных заимствований. Формирование единой политики управления долгом в долгосрочной перспективе приведет к повышению эффективности заимствований (прежде всего как дополнительного бюджетного источника финансирования приоритетных инвестиционных проектов), а в краткосрочной — позволит городу экономить на расходах на обслуживание муниципального долга.

Придерживаясь принципа диверсификации заимствований, администрация Томска в мае 2007 г. провела второй выпуск муниципальных ценных бумаг.

Выход на рынок облигаций дал го­родской администрации возможность профинансировать запланированный ­дефицит бюджета, погасить имеющиеся банковские кредиты, сократить расходы на обслуживание и растянуть сроки долга. По­этому эмитенты, освоившие ­рынок несколько лет назад, стремятся увеличить долю облигаций в общем объ­еме долга.

Секрет популярности фондового рынка среди эмитентов прост: облигационные займы имеют целый ряд преимуществ по сравнению с банковскими ­кредитами.

Во-первых, это невысокая стоимость заимствования. Облигационный займ по сравнению с банковским кредитом — более прозрачная и менее дорогая форма привлечения средств. Низкие ставки достигаются благодаря широкому кругу инвесторов и конкуренции между ними.

Во-вторых, это возможность привлечения средств на более длительный срок (при наличии положительной кредитной истории). Правильно сконструированный облигационный займ позволяет эмитенту брать необходимые средства на большие сроки, чем при традиционном банковском кредитовании.

В-третьих, низкая степень финансовой зависимости от отдельно взятого кредитора. При выпуске облигаций происходит диверсификация задолженности среди множества кредиторов, а не только банков, что защищает эмитента от давления со стороны отдельного кредитора.

В-четвертых, расширение возможностей заимствования. За счет приобретения облигаций займа широким кругом инвесторов эмитент может получить существенно больший объем финансиро­вания, чем мог бы предоставить единственный кредитор, ограниченный внут­ренними нормами диверсификации вложений.

В-пятых, возможность оперативного управления структурой и объемом долга. Операции на вторичном рынке собственных долговых обязательств позволяют эмитенту, используя благоприятную рыночную конъюнктуру, управлять ставкой заимствования, равномерно производить выплаты по долгу, осуществлять долгосрочное бюджетное планирование.

Администрация Томска занимается размещением муниципальных ценных бумаг с 2003 г., тогда же были утверждены Положение о муниципальных ценных бумагах города Томска и Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций Томского городского займа.

В ноябре 2004 г. состоялся дебютный выпуск облигационного займа Томска. На ММВБ были размещены облигации объемом 300 млн руб.

В 2007 г. администрации города ­удалось в числе первых зарегистрировать выпуск ценных бумаг в Министерстве финансов России. В значительной мере именно этот факт предопределил успех размещения трехлетних облигаций Томского городского займа на сумму 500 млн руб.

Инвесторы высоко оценили перспективы Томска как одного из динамично развивающихся городов Сибирского ­федерального округа. Были отмечены стабильный рост промышленного производства, образовательного и научного комплекса, ответственная бюджетная ­политика и эффективное управление ­муниципальным долгом.

Благодаря удачному размещению ­облигаций Томского городского займа 2007 г. Томск занял 2-е место в номинации «Лучший эмитент на рынке муниципальных займов в 2007 году» в рамках VIII Ежегодной конференции «Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики».

Победители были выявлены путем письменного анкетирования сотрудников различных предприятий финансовой сферы — банков, управляющих, инвестиционных, брокерских и других компаний. При­зовое место — лучшее подтверждение успешной работы команды администрации города, ведь призеров определяли профессиональные участники рынка, а признание коллег всегда очень почетно и ценно.

А вот 2008 г. оказался не столь «радужным». Запланированную на сентябрь новую эмиссию облигаций Томского городского займа пришлось отложить из-за резкого обвала рынка, вызванного как экономическими, так и внешнеполитическими факторами. В итоге было принято решение о техническом размещении части займа в конце года, с тем чтобы вернуться к нему, когда ситуация на рынке нормализуется.

В целях выполнения принятых городом обязательств по реализации соци­ально значимых задач, недопущению возникновения просрочки по действующим долговым обязательствам и обес­печению выплаты заработной платы за ноябрь—декабрь 2008 г. работникам бюджетной сферы администрацией го­рода был привлечен кредит у одного из банков с государственным ­акционерным контролем.

Следует отметить, что Томск стал единственным муниципальным образованием, которому удалось получить в Министерстве финансов Российской Федерации согласования на предоставление кредита данного банка на покрытие временных кассовых разрывов в размере 500 млн руб. В результате переговоров с руководством банка указанные средства были перечислены городу в кратчайшие сроки.

При этом необходимо подчеркнуть, что ставка по данному кредиту была достаточно низкой в складывающейся на тот момент непростой ситуации на фи­нансовых рынках, когда другие банки ­либо приостановили выдачу кредитов и направили имеющиеся свободные средства на поддержание ликвидности, либо предоставляли их под очень высокие проценты.

В мае 2009 г. в Москве в рамках традиционной Ежегодной конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ в условиях финансовой нестабильности» Томску второй раз подряд в номинации «Лучший эмитент на рынке муниципальных займов в 2008 году» было присвоено призовое место. На этот раз — первое!

Начало 2009 г. охарактеризовалось стремительным повышением ставок по вновь заключаемым кредитам. К примеру, если средняя ставка по привлеченным кредитам по итогам 2008 г. составила 18% годовых, то в первом полугодии 2009 г. она поднялась до 23% годовых, а по итогам 9 мес. 2009 г. ее значение застыло на уровне 19% годовых.

На фоне стремительно растущих ставок по банковским кредитам администрацией города было принято решение о доразмещении оставшегося объема ­облигаций Томского городского займа 2008 г. (см. таблицу). Так, 24 сентября 2009 г. была доразмещена первая часть из общего объема в размере 200 млн руб. по цене, соответствующей 100% номинальной стоимости облигаций. Эффективная доходность к погашению по этим облигациям на тот момент составила 19,01% против 21,34% — средней доходности к погашению по действующим на тот момент кредитным договорам.

Следующее доразмещение 7 октября 2009 г. в размере 77,1 млн руб. также было проведено по цене, соответствующей 100% номинальной стоимости облигаций. Эффективная доходность к погашению была уже 18,99%.

За счет привлеченных в ходе доразмещения денежных средств были погашены более «дорогие» на тот момент кредиты коммерческих банков. В результате реализации указанных мероприятий удалось достичь значения средней эффективной доходности по действующим кредитам в 19,8%. Кроме того, предпринятые администрацией Томска меры по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга и рефинансиро­вание долговых обязательств послужили стимулом для коммерческих банков к снижению ставок по действующим кредитам.

Оставшийся объем недоразмещенных облигаций в сумме 222,9 млн руб. в ходе последующих торгов был размещен уже с эффективной доходностью, не превышающей 17,5%, что было намного меньше средней доходности по действующим кредитным договорам.

Таким образом, оставшийся объем был доразмещен пусть с небольшой, но премией. Вырученные средства были направлены на восстановление затрат на обслуживание муниципального долга.

В итоге общая экономия по расходам на обслуживание муниципального долга Томска в 2009 г. достигла порядка 10 млн руб., из них:

  • 3 млн руб. — за счет работы по сокращению процентных ставок в рамках заключенных муниципальных контрактов с коммерческими банками;
  • 7 млн руб. — за счет мероприятий по доразмещению облигаций Томского городского займа 2008 г. и погашению более «дорогих» кредитов коммерческих банков.

Возможно, для какого-нибудь города-миллионника или любого субъекта эта сумма покажется незначительной, од­нако для Томска экономия, полученная в ходе осуществления мероприятий, связанных с управлением муниципальным долгом, сопоставима с расходами на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий школьников муниципальных образовательных учреждений города в 2009 г.




Содержание (развернуть содержание)
Во время кризиса люди вели себя очень странно
Организация биржевого товарного рынка: от спотовой торговли к срочным операциям
Проблемы правового регулирования функционирования и развития в России товарных бирж
Зерновые интервенции
Хеджирование рисков с помощью рынка деривативов
Электроэнергетический сектор рынка акций в начале 2010 года: текущее состояние и основные драйверы развития
Долгосрочный рынок мощности — шаг к повышению эффективности и акционерной стоимости
Основные инвестиционные темы российской энергетики
Акции нефтяных компаний второго эшелона: мнимая недооценка или нереализованный потенциал?
Бизнес на продажу
К вопросу о разработке месторождений бюджета
Денежно-кредитная политика: таргетирование цены или количества денег в экономике
Рынок ждет продолжения реформ
Инсайд: внутреннее дело компаний
Судебная жизнь ипотеки
Все более обязательное раскрытие
Томск: разумное управление муниципальным долгом
Негативное влияние рисков рефинансирования на кредитоспособность региональных и местных органов власти России
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Итоги 2009 года — года удержания позиций в ходе кризиса и выхода рынка субфедеральных и муниципальных облигаций на новые максимальные уровни
Монетарная политика Банка России и ее влияние на рынок субфедеральных и муниципальных облигаций
Правовые особенности инвестиций в инскрипции

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100