Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Герасимов Владимир, Исполнительный директор Группы «Интерфакс»

  • Все статьи автора
  • Оленьков Дмитрий, Директор службы раскрытия информации «Интерфакса»

  • Все статьи автора

Все более обязательное раскрытие

Апрель 2010

Экономический кризис, и об этом уже можно смело говорить, не вызвал серьезных потрясений на рынке раскрытия информации. Но как и во всех других сферах, здесь тоже произошли определенные перемены. Кризис обозначил новый этап в повышении прозрачности компаний. Главными факто­рами прогресса теперь являются не IPO, а ужесточение по всем фронтам требований регулирующих органов.

Смена стимулов

Активность компаний в информационной сфере в период массовых IPO мы в свое время назвали «бумом публичности». И от этого бума, главным двигателем которого было желание самих компаний привлечь к себе внимание фондового рынка, остались лишь воспоминания.

Компании стараются ограничить деятельность «обязательной программой», ­сократив добровольное раскрытие (например, рассылку пресс-релизов через Busi­ness Wire или проведение пресс-кон­фе­рен­ций) и урезав бюджеты на PR и IR.

Однако общий уровень прозрачности бизнеса все же заметно не упал, созданные механизмы корпоративного управления продолжают в большинстве своем ­исправно функционировать. Компании не закрылись и не перестали отвечать на вопросы инвесторов и журналистов.

При этом в условиях кризиса эмитентам пришлось научиться говорить не только об успехах и грандиозных планах, как было раньше. Два года назад просто трудно было себе представить, сколько компаний будут готовы рассказать рынку о реструктуризации долгов, сокращении инвестпрограмм, снижении расходов…

Компании смогли перестроиться и от заявлений о тотальных успехах (которым все равно никто не верил) перейти к сообщениям об уровне ликвидности, нормальной работе бизнеса, способности ­гасить долги или об их реструктуризации. Они вынуждены были отвечать на вопросы инвесторов и журналистов о кэш-флоу («а может ли компания финансировать бизнес?»), величине текущей задолженности («покажите, как вам удастся погасить облигации во II кв.»).

Пришлось столкнуться с падением ­об­щего доверия к бизнесу, тотальным пессимизмом инвесторов и их неверием в позитивные факты, паническими ожиданиями.

Согласно опросу руководителей высшего звена, проведенному консалтинговой компанией McKinsey, 85% из них считают, что общество в последнее время меньше доверяет бизнесу. По данным Edelman Trust Barometer, 62% жителей 20 ведущих стран мира заявляют, что их доверие к компаниям несколько ослабло.

Самым же заметным проявлением кризиса стало резкое усиление регулятивного давления.

Количество дел, связанных с нарушением требований по раскрытию или предоставлению информации, в России продолжает расти, резко, в десятки раз, повысились штрафы. Одним из следствий этого стало лавинообразное (более чем в 2,6 ра­за) увеличение числа сообщений ОАО о публикации на сайте годовой отчетности. Раньше около 80% ОАО попросту игнорировали это требование законодательства.

С 1 июля 2009 г. ФСФР России были введены также дополнительные требования для всех без исключения ОАО о раскрытии списков аффилированных лиц в сети Интернет. Теперь на информацию о размещении в Интернете списка аффилированных лиц приходится около 20% всех выходящих на лентах (www.e-disclosure.ru) сообщений.

В целом в результате укрепления дисциплины эмитентов и утверждения новых норм общее количество сообщений, опубликованных на лентах уполномоченных российских агентств, выросло в 2009 г. в 1,6 раза и превысило 170 тыс.

На горизонте маячит закон об инсайдерской информации, который, как можно ожидать, приведет к более строгому регулированию цепочки раскрытия данных внутри компаний.

На Западе регуляторы тоже закручивают гайки. Так же увеличиваются штрафы, множится число дел, связанных с инсайдом.

IR magazine писал, что после череды громких разоблачений на Уолл-стрит компании ужесточают правила общения с внешним миром, запрещая сотрудникам обнародовать какую-либо, даже самую невинную информацию, связанную с самой компанией, ее товарами, оценками ею внешнего рынка и пр.

Инициатива наказуема?

Проведенные в прошлом году опросы показали, что крупные российские компании значительно сильнее, чем международные, урезали бюджеты IR-департа­ментов. Этому есть свое объяснение.

Многие российские топ-менеджеры рассматривали отделы по связям с инвесторами лишь как часть «платы» за успешное IPO — уже прошедшее или будущее, но не как часть долгосрочной стратегии самой компании. Планы же по размещениям акций кризис отодвинул на более поздние сроки (хотя, как выяснилось, не столь отдаленные).

Кроме того, у многих руководителей после обвалов и взлетов рынка вообще возникли сомнения в эффективности ­затрат на IR.

Инвесторы, говорят они (если вспомнить, как сначала рынок акций в России рухнул на 75%, а потом поднялся на 120%), больше подвержены стадному инстинкту и иррациональным эмоциям, нежели восприятию разумных аргументов.

При этом компании пережили драматическое падение капитализации вне зависимости от уровня раскрытия информации и степени удовлетворенности аналитиков качеством работы IR-службы.

Одновременно многие российские эмитенты — если оценивать масштабы бизнеса по рыночной капитализации — стали мельче, ухудшилась их акционерная база. Сократились ликвидность и число сделок, что также снижает стимулы для IR.

В этой ситуации не всегда легко находить доказательства в пользу повышения уровня раскрытия информации, организации работы по ее адресному донесению до инвесторов.

Поубавилось стимулов и для общения с прессой. Меньше стало пресс-конфе­рен­ций, пресс-релизов. Некоторые CEO, как показывает журналистская практика, теперь опасаются интервью, так как помимо сложных вопросов в отношении бизнеса самой компании может случиться так, что они должны будут отвечать за целую отрасль: банкиры — за банки, автодилеры — за весь авторынок.

Однако все же стоит задуматься на перспективу. В новом экономическом ­цикле неизбежно появятся свои лидеры, которые смогут выделиться за счет использования передовых технологий, эффективного менеджмента, новаторского маркетинга. Сами инвесторы также заинтересованы в поиске кандидатов, претендующих на лидеров нового цикла. В то же время после кризиса есть твердое ощущение, что ни одной из ныне действующих компаний не гарантировано светлое будущее.

В условиях изменившегося информационного фона, когда многие предпочитают молчать, активные компании имеют больше шансов обратить на себя внимание, «попасть на радар» инвесторов (сегодня в мире более 30 тыс. торгуемых эмитентов, из них порядка 20 тыс. — с развивающихся рынков).

Сегодня особенно важно продемонстрировать инновационные заделы, потенциал по созданию принципиально новой продукции и выходу на новые рынки, качество менеджмента.

Самый прямой способ привлечь инвесторов — показать, что позволит компании преуспевать завтра, считают специалисты по Investor Relations. Рынки хотят больше знать, почему компания X может рассчитывать на устойчивый рост в период более волатильного рынка и усиления разнообразных рисков.

Поэтому, по мнению экспертов «Интерфакс Бизнес Сервис», в будущем при раскрытии информации придется уделять больше внимания вопросам устойчивого развития, социальной ответственности, экологии. Инвесторы также стремятся в деталях изучить все корпоративные рис­ки — реальные и потенциальные.

Можно ожидать, что вновь начнет ­повышаться значимость нешаблонных форм раскрытия, что связано с необходимостью донесения до рынка дополнительной информации. Ведь важнейшим для инвесторов фактам, таким как технологический задел или сила бренда компании, попросту нет места в формальных ­отчетах.

Стоит также заметить, что качественное корпоративное управление, неотъемлемой частью которого является раскрытие, стало восприниматься рынком как сильное конкурентное преимущество, ведь в ходе кризиса не все компании в этом отношении оказались на высоте.

Инвесторы как никогда осознают, что компания — это не набор мультипликаторов, что главное — коммуницировать рынку понимание ее реального бизнеса, механизмов его функционирования и перспектив. При этом никто не ждет от компаний только хороших новостей.

Учитывая последствия кризиса, банки вряд ли смогут быть основным источником денег для компаний в ближайшие годы. Поэтому процесс привлечения финансирования посредством дополнительного выпуска акций и, соответственно, работы с рынком в целом становится все более актуальным

В общем, можно утверждать, что конкуренция за внимание инвесторов будет только обостряться.

Вызовы интернет-эпохи

Вызовы для компаний связаны сегодня не только с последствиями кризиса, но и с глубинными сдвигами на рынке информации: повышается роль интерактивных веб-медиа, усиливается влияние неправительственных организаций, падает доверие к рекламе.

В условиях снижения роли «дорогостоящих» форм общения с рынком у российских компаний, по данным «Интерфакс Бизнес Сервис», вырос спрос на ­такие интерактивные инструменты взаимодействия с инвесторами, как блоги, ­телефонные конференции.

В блогах иногда проскальзывает важнейшая информация, как, например, новость об оферте на 6,5% акций «Полюса». Но вместе с тем увеличились и объемы утечки конфиденциальной информации компаний через Интернет. В последнее время в блогах нередко ­появлялись сек­ретные данные, которые затем попадали в традиционные СМИ: планируемые увольнения, внутренняя переписка и документы, адресованные персоналу. В частности, это коснулось Yahoo Inc. и нескольких больших юрфирм.

В ходе исследования American Management Association and the ePolicy Institute 14% из 586 опрошенных сотрудников крупных американских компаний признались, что они отправляли не подлежащую разглашению, потенциально опасную или неудобную для компании информацию лицам, которые не должны были о ней знать.

Демократизация медиа означает, что у каждого из нас есть возможность опубликоваться в Сети. Экологи, инвес­то­ры-активисты проявляют здесь наибольшую активность.

Иллюстрацией этого служит наличие в блоге компании General Motors комментария к увольнению советом директоров ее генерального директора Фрица Хендерсона от… его дочери. Она пообещала никогда в жизни не покупать машин компании и, щедро рассыпая нецензурные выражения, дала нелестную оценку главе совета директоров GM.

Будни раскрытия

Если переходить от общих тенденций к практике, то на фоне огромного количества информации на лентах уполномоченных агентств качественных сдвигов почти не наблюдается.

Хотя в соответствии с требованиями ФСФР России о том, что помимо сообщений о существенных фактах компании через систему раскрытия могут также распространять пресс-релизы, число последних в 2009 г. не превысило 300. Между тем именно пресс-релиз — ­самая понятная форма раскрытия информации. И дорогого стоит, когда, например, ОАО «Ростелеком» публикует пресс-релиз с основными данными из очередного отчета по МСФО.

Количество сообщений, которые содержали бы информацию, раскрываемую по усмотрению компании в силу того, что она сама считает ее весомой и важной, в 2009 г. почти удвоилось, но все равно их было не более 600.

В то же время перечень фактов о жизни компании, существенных для инвесторов, заметно расширился. Его дополнили такие «позиции», как изменение долговой нагрузки, график погашения обязательств и уровень кэш-флоу, влияние банкротства крупной компании на ­отрасль в целом.

Из-за кризисных явлений в экономике, по данным www.e-disclosure.ru, примерно на треть сократилось число сообщений, связанных с изменением структуры акционерного капитала и движением капиталов (эмиссия ценных бумаг, предложения о выкупе ценных бумаг мажоритарными акционерами, приобретение долей участия в других обществах), зато втрое возросло количество сообщений о возбуждении процедур банкротства, в 20 раз — о предъявлении эмитенту, его дочерним и зависимым обществам исковых заявлений, которые могут сильно повлиять на его финансовое положение (см. рисунок).

В целом в российском раскрытии ­по-прежнему господствует формальный подход, что значительно снижает эффект от простого увеличения объемов информации.

Надежда на лидеров

Компании, которые были и остаются лидерами в сфере корпоративного управления, держат свою марку.

Как показали последние конкурсы ­годовых отчетов, среди ведущих эмитентов уже сложились и твердо соблюдаются стандарты подготовки подобных документов, разработанные на основе лучшей практики.

В 2009 г. почти 40% крупнейших компаний до конца апреля опубликовали отчетность по МСФО (в 2008 г. — примерно 30%). Впервые подготовил международную отчетность ВЭБ.

ОАО «НОВАТЭК» первым из российских компаний начал публиковать отчет по МСФО раньше отчета по РСБУ, что обеспечило новый уровень комфорта для инвесторов компании.

В то же время, как свидетельствует анализ, компании в среднем хуже ­стали раскрывать данные об операци­онной ­деятельности, инвестиционных планах.

Одной из традиционных проблем остается синхронность раскрытия информации компаниями, имеющими двойной листинг: обычно они предпочитают сначала публиковать сообщение за рубежом, а только потом — в России. Причем это «потом» может составлять от нескольких минут до нескольких часов или даже дней.

По-прежнему самым плохо раскрываемым компонентом является вознаграждение членов совета директоров и менеджеров.

После того как в западной прессе поднялась «антибонусная» волна, рос­сийские банки начали предоставлять ­менее прозрачную информацию о величине выплат. Например, стали указывать разные сроки, чтобы было сложнее высчитать размер бонусов за определенный период.

Раньше банки четко сообщали об объеме вознаграждений менеджменту по разным статьям — членам правления, членам наблюдательного совета, называя при этом период, за который были произведены выплаты. Если временной отрезок не указывался, то он был понятен.

Возможно, все это временные тенденции. В целом же, как и в прошлые ­годы, общий прогресс в этой сфере будут определять лидеры, которые осознанно подходят к задачам в области раскрытия информации, учитывают требования закона и успешно решают конкретные ­информационные вопросы самой ком­пании.


Содержание (развернуть содержание)
Во время кризиса люди вели себя очень странно
Организация биржевого товарного рынка: от спотовой торговли к срочным операциям
Проблемы правового регулирования функционирования и развития в России товарных бирж
Зерновые интервенции
Хеджирование рисков с помощью рынка деривативов
Электроэнергетический сектор рынка акций в начале 2010 года: текущее состояние и основные драйверы развития
Долгосрочный рынок мощности — шаг к повышению эффективности и акционерной стоимости
Основные инвестиционные темы российской энергетики
Акции нефтяных компаний второго эшелона: мнимая недооценка или нереализованный потенциал?
Бизнес на продажу
К вопросу о разработке месторождений бюджета
Денежно-кредитная политика: таргетирование цены или количества денег в экономике
Рынок ждет продолжения реформ
Инсайд: внутреннее дело компаний
Судебная жизнь ипотеки
Все более обязательное раскрытие
Томск: разумное управление муниципальным долгом
Негативное влияние рисков рефинансирования на кредитоспособность региональных и местных органов власти России
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Итоги 2009 года — года удержания позиций в ходе кризиса и выхода рынка субфедеральных и муниципальных облигаций на новые максимальные уровни
Монетарная политика Банка России и ее влияние на рынок субфедеральных и муниципальных облигаций
Правовые особенности инвестиций в инскрипции

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100