Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Гуде Владимир, Финансовый директор Страховой компании «Росгосстрах-Жизнь»

  • Все статьи автора

Рынок ждет продолжения реформ

Апрель 2010

Полтора года, прошедшие с начала экономического кризиса в России, стали хорошим индикатором действительного положения дел в отечественной экономике. С одной стороны, за этот период мы получили возможность на практике оценить истинную степень зависимости национального благополучия и стабильного экономического роста от мировых цен на сырьевые товары и международных рынков капиталов. С другой стороны, можно уверенно отметить, что большинство апокалипсических прогнозов, в изобилии звучавших в конце 2008 г., таковыми и остались. Рубль девальвирован, но постепенно и не в разы, промышленное производство сократилось, но уже со второго полугодия 2009 г. демонстрирует признаки подъема, безработица усугубляется, но при этом реальные располагаемые доходы населения за год увеличились почти на 8%.

В оценке ближайших перспектив развития России велик соблазн взглянуть на опыт восстановления экономики после кризиса 1998 г. Однако структура текущего кризиса и его влияние на экономические субъекты кардинально отличаются от шоковой встряски, завершившей коллапс государственных финансов и в то же время вдохнувшей новую жизнь в импортозамещающие производства в конце прошлого века. И хотя ВВП и сейчас, и тогда снизился на сравнимые величины (в 2009 г. — на 7,9%, в 1998 г. — на 5,3% в годовом исчислении), основные факторы кризиса-2008 не возникли внутри страны, а были импортированы. Как ответ — объективный и почти свое­временный анализ государством реалий III—IV кв. 2008 г. помог оперативно запустить инструменты поддержки банковской системы и крупнейших предприятий, рефинансирования внешних займов, предотвратить массовые увольнения (иногда даже за счет сохранения избыточной занятости), серьезное сокращение заработной платы, отток банковских вкладов и обесценивание сбережений, т. е. устранить симптомы «болезни» конца 1998 г., лечение которой заняло не один месяц. Во многом благодаря предпринятым мерам во втором полугодии 2009 г. наме­тились первые признаки оживления: за экспортными отраслями, воспрянувшими от возобновивших свой рост сырьевых цен, последовали машиностроение, пищевая промышленность, производство строительных материалов. Среди прочих последствий кризиса также необходимо упомянуть падение уровня инфляции (до беспрецедентных в новейшей истории 8,8% за 2009 г.) и повышение нормы сбережений, причиной чего является все большая неуверенность в будущих доходах домохозяйств при одновременном сжатии розничного кредитования.

Между тем нельзя не отметить, что в отличие от кризиса конца прошлого десятилетия, негативные последствия которого привели к бурному росту отечественного производства в ответ на существенно сузившийся по многим позициям импорт, структурные изменения экономики за кризисный период оказались гораздо ­менее значимыми, чем того требует си­туация. Рынок труда хотя и избавился от перегретости, характерной для него в 2006-м, 2007-м и начале 2008 г., тем не менее с точки зрения затрат предприятий на заработную плату и иные выплаты работникам не претерпел существенных корректив. Инвестиции в основной капитал, которые в начале 2008 г. демонстрировали 20%-ную динамику в годовом выражении, по итогам 2009 г. уменьшились на 9%. Импорт, сжавшийся в начале 2009 г. более чем в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., по итогам года снизился только в 1,5 ра­за и продолжает быстро восстанавливаться. Все это, к сожалению, весьма тревожные признаки того, что кризис образца 2008—2009 гг. пока не привел к реальному оздоровлению экономики, а наоборот, способствовал сохранению или ­даже углублению структурных перекосов в сторону добывающих отраслей. То, что падение ВВП в России было одним из самых обвальных среди развивающихся стран, только лишний раз подтверждает ограниченность существующей экономической стратегии — экспортно ориентированной, без сильной национальной банковской системы и инновационной обрабатывающей промышленности, нацеленной на внутренний спрос. Ложкой меда в этих условиях можно назвать факт безусловно позитивного краха иллюзий о том, что без каких-то из перечисленных выше компонентов можно построить крепкую диверсифицированную экономику.

Какие же факторы будут определять развитие экономики в текущем году? Основным внутренним стимулом можно с большой вероятностью считать возобновление кредитования коммерческими банками реального сектора экономики — компаний и частных лиц. Две разнонаправленные тенденции, имевшие место в 2009 г., — активное переключение кредитных организаций на внутренний рынок (прежде всего — на частных лиц) в привлечении средств по значительно выросшим после кризиса ставкам (например, среднее значение процентной ставки по привлеченным вкладам в рублях сроком до 1 года в 2008 г. составило 7,6%, а в 2009 г. — уже 10,4%) при однозначно определенной стратегии государства в лице Центрального банка и Министерства финансов, нацеленной, наоборот, на сокращение процентных ставок (начиная с II кв. 2009 г. ставка рефинансирования, как и другие процентные индикаторы денежного рынка, снижалась 11 раз, достигнув 29 марта 2010 г. минимальных за всю новейшую историю 8,25%), — фактически не оставляют банкам иной возможности для поддержания рентабельности, кроме возобновления кредитования: ни повышение комиссионного вознаграждения, ни инвестиции в ценные бумаги в текущем году не являются альтернативой основной доходной базы финансовых учреждений. Хотя очевидно, что этот процесс не будет одномоментным из-за все еще существенных «плохих» долгов (за прошедший год объем просроченных кредитов в российской отчетности банков увеличился более чем в 2 раза — с 2,1 до 5,1%). Возобновление кредитования начнется с крупных финансовых институтов, подконтрольных государству (Сбербанк, ВТБ, ВТБ24), что будет сигналом по раз­мораживанию кредитной политики и для частных банков.

Вторым важным фактором, реализация которого ощутимо повлияет на экономическую активность не только в 2010 г., но и в более долгосрочной перспективе, является необходимость продолжения реформ со стороны государства. Зависимость благополучия экономики от мировых цен на сырье, ставшая во время кризиса более чем очевидной во всех своих негативных проявлениях, не может больше восприниматься как неизбежное, но не самое страшное зло. Если в этот раз государство располагало спасительным запасом «подушек безопасности» в виде накопленных золотовалютных резервов (ЗВР) и Стабилизационного фонда, чтобы предотвратить самые острые и необратимые негативные проявления кризиса, то их достаточность и эффективность использования в следующий раз по-прежнему остаются под вопросом, особенно на фоне сохраняющейся высокой степени неопределенности как в отношении стабильности американской валюты, так и евро (основных валют, в которых номинированы активы ЗВР). Наиболее ожидаемыми и вероятными преобразованиями со стороны Кремля являются модернизация роли государства в экономике и продолжение реформ административной и судебной систем.

О необходимости изменения присутствия государства в экономике в своем Послании Федеральному собранию говорил президент Д. Медведев: «…Нужно понять, какая структура госсектора отвечает нашим стратегическим задачам. Я поручаю правительству подготовить решения, обеспечивающие оптимизацию объема и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций. Речь идет и о судьбе ряда активов, имеющих сегодня статус стратегических. До 2012 г. нужно завершить соответствующую программу, выйдя на оптимальные (на ближайшее время, потому что нет ничего вечного) параметры ­государственного сектора. Я хотел бы подчеркнуть, что заниматься всем этим нужно аккуратно, не “разбазаривая” то, что принадлежит всем нашим гражданам. Однако и сохранять огромный объем собственности без перспективы ее модернизации ­тоже бессмысленно». Данное намерение имеет и вполне прагматичные причины — частичное покрытие ожидаемого бюджетного дефицита в 7% за счет продажи пакетов акций некоторых крупных компаний, принадлежащих государству.

Стоит также отметить, что в отличие от большинства западных стран, где антикризисные меры вводились в качестве преходящих и ослабление денежной и налоговой политики государства продлится скорее всего до появления первых признаков оживления экономики, подобные рычаги в России пока используются без четко обозначенных временных рамок.

Среди внешних факторов, определяющих развитие в ближайший год, можно выделить продолжающееся снижение странового риска России, наиболее обострившегося по сравнению с другими развивающимися странами в начале кризиса, что на фоне удорожания углеводородов и, как следствие, укрепляющегося рубля является четким указанием к «приобретению» российских активов и ведет к опережающему притоку капитала из-за рубежа. При этом понятно, что весьма оперативно на такие конъюнктурные колебания реагирует краткосрочный капитал — как правило, спекулятивный по своей сути. Для минимизации возможных негативных последствий для страны в случае разворота этого тренда правительство в лице Центрального банка и Минфина помимо политики по активному сокращению процентных ставок в экономике рассматривает процесс введения ряда дополнительных мер, таких, например, как исключение из состава затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль, расходов на привлечение и обслуживание краткосрочных внешних займов или ужесточение требований по резервированию коммерческими банками внешних заимствований в Фонде обязательных резервов. При этом излишний спекулятивный капитал, к сожалению, чутко реагирует не только на изменение ситуации в локальной экономике, но также во многом зависит от экономической политики других регионов, прежде всего США и Евросоюза. Смена тренда низких процентных и налоговых ставок неизбежно повлечет за собой снижение доступности капитала и возможное сокращение иностранного фондирования российских компаний и банков.

Несмотря на огромную инерционность и наличие дисбалансов в российской экономике, сейчас не только назрела модернизация, но и созданы все условия для ее осуществления. Относительно безболезненное прохождение кризиса, исчезновение иллюзий по поводу глобализации и необходимости иметь (а точнее, возможности не иметь) собственное сильное внутреннее производство и устойчивую финансовую систему, благоприятная внешняя конъюнктура и политическая воля позволяют России успешно провести реформирование экономической, судебной и политической сферы. Неизвестно, представится ли нам еще когда-либо шанс при стечении такого количества благоприятных факторов реализовать проект смены внутренней парадигмы развития с сырьевой на инновационную, поэтому текущая ситуация прежде всего требует мобилизации интеллектуальных ресурсов элиты в лице политиков, экономистов, представителей крупного бизнеса, а также простых граждан для его старта.


Содержание (развернуть содержание)
Во время кризиса люди вели себя очень странно
Организация биржевого товарного рынка: от спотовой торговли к срочным операциям
Проблемы правового регулирования функционирования и развития в России товарных бирж
Зерновые интервенции
Хеджирование рисков с помощью рынка деривативов
Электроэнергетический сектор рынка акций в начале 2010 года: текущее состояние и основные драйверы развития
Долгосрочный рынок мощности — шаг к повышению эффективности и акционерной стоимости
Основные инвестиционные темы российской энергетики
Акции нефтяных компаний второго эшелона: мнимая недооценка или нереализованный потенциал?
Бизнес на продажу
К вопросу о разработке месторождений бюджета
Денежно-кредитная политика: таргетирование цены или количества денег в экономике
Рынок ждет продолжения реформ
Инсайд: внутреннее дело компаний
Судебная жизнь ипотеки
Все более обязательное раскрытие
Томск: разумное управление муниципальным долгом
Негативное влияние рисков рефинансирования на кредитоспособность региональных и местных органов власти России
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Итоги 2009 года — года удержания позиций в ходе кризиса и выхода рынка субфедеральных и муниципальных облигаций на новые максимальные уровни
Монетарная политика Банка России и ее влияние на рынок субфедеральных и муниципальных облигаций
Правовые особенности инвестиций в инскрипции

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100