Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Лобанова Мария, Начальник отдела Департамента долгосрочного финансового планирования Минфина России

  • Все статьи автора

Денежно-кредитная политика: таргетирование цены или количества денег в экономике

Апрель 2010

Возможность введения инфляционного таргетирования в России обсуждается среди специалистов уже давно. Мировой кризис и развитие ситуации в странах, не первый год осуществляющих этот режим денежно-кредитной политики, лишь подогревают интерес среди российских экономистов к указанной теме. Прежде чем сформулировать первостепенные, на наш взгляд, условия реализации инфляционного таргетирования в России, попробуем в приведенной статье кратко изложить основные теоретические особенности других вариантов денежно-кредитной политики (тартегирование цены или количества денег в экономике).

Поддержание желаемого уровня ликвидности в экономике — одна из важнейших задач центрального банка. Дж. Ганли определяет этот уровень как значение резервов, соответствующее основной цели денежных властей, — будь то определенный объем денежного предложения, показатель валютного курса или инфляции1.

Проводимая центральным банком денежно-кредитная политика зависит от выбора промежуточной цели денежно-кредитной политики, соответствующей установленной стратегической задаче по уровню инфляции или занятости в экономике. Промежуточной целью может быть регулирование (таргетирование) либо цены денег (ценовое таргетирование), либо количества денег в экономике (количественное таргетирование).

Проблема выбора центральным банком промежуточной цели денежно-кре­дитной политики была впервые описана в экономической литературе в конце ХХ в. Преимущества и недостатки таргетирования количественных или ценовых показателей проиллюстрированы анг­лийским экономистом Пулом с помощью модели IS—LM. При этом важным пред­положением в анализе экономиста стало то, что центральный банк может контролировать предложение денег в эко­номике.

По мнению Пула2, в условиях нестабильности товарных рынков регулирование денежного предложения лучше регламентирования процентной ставки. Предположение сделано на основе анализа модели IS-LM. На рис. 1 показана вариабельность кривой IS (смещение из кривой IS1 в направлении IS2 и IS3), отражающая нестабильность товарных рынков. Политика фиксирования денежного предложения и использования процентной ставки для достижения рыночного равновесия приводит к меньшему изменению уровня производства Y (в границах Y2Y3) и, соответственно, спроса на деньги, чем при поддерживании процентной ставки на уровне i1 и изменении предложения денег (положения кривой LM) — уровень дохода варьирует в границах Y4Y5. Следовательно, если товарные рынки менее стабильны, чем денежные, то политика монетарного таргетирования предпочтительнее.

Смещение кривой IS могут вызывать следующие факторы: изменение потребительских расходов, изменение инвестиционных затрат, связанное с ожиданиями относительно развития бизнеса, изменение государственных расходов и налогов, динамика чистого экспорта.

Ф. Арестис3 выделяет два основных условия перехода центрального банка к таргетированию количества денег. ­Во-первых, спрос на деньги должен быть стабилен. Во-вторых, изменение процентных ставок в результате откло­нений фактического спроса на деньги от целевого уровня денежного предло­жения должно оказывать необходимое воздействие на спрос и инфляцию в экономике.

На рис. 2 и 3 показаны моменты возникновения шоков (сдвиги кривой LM вдоль оси OХ) со стороны денежного рынка, связанные с изменением спроса на деньги: центральный банк таргетирует в экономике денежную массу (см. рис. 2) и процентную ставку (см. рис. 3).

Таргетирование процентной ставки (r*) предполагает, что изменение денежного предложения (см. рис. 3, б смещение кривой M в сторону М1) обусловлено снижением или повышением спроса на деньги (см. рис. 3, б смещение кривой L в сторону L1). На денежном рынке смещение кривой L приведет к смещению кривой LM, однако последующее изменение положения кривой М вернет кривую LM на первоначальную позицию. При этом равновесный уровень производства останется неизменным — Y0.

Смещение кривой LM может вызвать изменение либо спроса на деньги, либо предложения денег.

Таким образом, в условиях шоков со стороны денежного рынка таргетирование центральным банком денежной массы (см. рис. 2) приведет к большим колебаниям производства и спроса на деньги, чем таргетирование процентной ставки (см. рис. 3).

Как пишет Пул4, условием для применения режима таргетирования предложения денег является соотношение:

?V/?U < b1,
где ?V — это стандартное отклонение шоков со стороны спроса на деньги; ?U — стандартное отклонение шоков со стороны потребительского рынка; b1 — эластичность спроса на деньги по доходу.

Из этого следует основной вывод: политика регулирования предложения денег предпочтительнее по сравнению с регулированием процентной ставки, если вариация шоков со стороны товарного рынка больше, чем вариация шоков со стороны денежного рынка.

В своем исследовании современных теорий денег Росси и Рошон5 делают вывод, что выбор режима таргетирования, а также инструментов денежно-кредит­ной политики зависит, в том числе, от значений ?V и ?U, а также от факторов, определяющих степень эластичности ­кривых IS и LM.

Указанное выше соотношение может и не выполняться. В современных условиях основная причина этого — финансовые инновации и дерегулирование рынка капитала. Эти процессы ведут к росту возможности частного сектора эмитировать менее ликвидные денежные агрегаты, что затрудняет для центрального банка процесс таргетирования денежного предложения. Поэтому дерегулирование рынка капитала и финансовые инновации в экономике страны делают режим таргетирования денежного предложения менее эффективным, чем регулирование процентной ставки.

Во-первых, преимущество режима таргетирования процентной ставки связано с простотой механизма воздействия на экономику через регулирование конъюнктуры денежного рынка. Именно возможность контролировать процентные ставки позволяет центральному банку регулировать спрос на деньги в экономике. А по мнению некоторых исследователей, только при наличии рычагов воздействия на спрос на деньги центральный банк может регулировать денежную массу в экономике6. Во-вторых, поддержание целевого уровня процентной ставки позволяет сохранять экономическую стабильность в ситуации активного развития и интеграции национальных финансовых рынков, а также перехода многих стран к большей конвертируемости национальной валюты7.

К разновидности ценового таргетирования можно отнести и инфляционное.

По мнению Ларса Свенсона, заместителя председателя Центрального банка Швеции, гибкое инфляционное таргетирование было, есть и будет наилучшей практикой реализации денежно-кредит­ной ­политики до, в период и после мирового финансово-экономического кризиса8. В данной ситуации гибкое инфляционное тартегирование предполагает, что денеж­но-кредитная политика нацелена на достижение целевого уровня инфляции и стабилизацию экономики, в то время как жесткое инфляционное таргетирование подразумевает лишь контроль за уровнем инфляции. Под стабилизацией экономики следует понимать устойчивость уровня использования ресурсов.

Говоря об инфляционном таргетировании, Л. Свенсон отдельно рассматривает мероприятия по достижению финансовой стабильности и комплекс мер денеж­но-кредитной политики. Выполнение финансовой системой своих функций (например, осуществление платежей, соединение сбережений и инвестиций, распределение риска) с минимальными издержками для общества — главное условие для установления финансовой стабильности. Для ее достижения необходимы такие инструменты, как надзор, регулирование и подготовка аналитических докладов о финансовой стабильности.

Л. Свенсон подчеркивает, что мероприятия в области денежного обращения и кредита и по достижении финансовой стабильности различаются по целям, инструментам, а также органам, ответственным за их реализацию в различных странах. Однако это не означает, что денежно-кредитная политика и деятельность, направленная на установление финансовой стабильности, не взаимосвязаны. Финансовая стабильность определяет состояние финансовых рынков, которые, в свою очередь, воздействуют на эффективность работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики9. Последняя через стоимость активов и состояние балансов компаний фиксирует финансовую стабильность экономики.

Четкое представление о различиях денежно-кредитной политики и мероприятий по достижению финансовой стабильности в ходе дискуссий о возможности реализации инфляционного таргетирования в российской экономике, по нашему мнению, может быть полезным. Это позволит различать и отдельно анализировать воздействие на ценовую и экономическую стабильность экономических и институциональных факторов, а также проследить воздействие модернизации финансовой инфраструктуры на состояние экономики.

Посткризисное развитие будет предполагать модернизацию не только финансовой инфраструктуры, но и экономики в целом. Снижение за­висимости российской экономики от экспортных поступлений, изменение структуры экономики в пользу производств с более высокой, чем сырьевой сектор, долей добавленной стоимости в цене товара является, на наш взгляд, важным условием для выбора валютной политики и введения в стране режима инфляционного таргетиро­вания.



Содержание (развернуть содержание)
Во время кризиса люди вели себя очень странно
Организация биржевого товарного рынка: от спотовой торговли к срочным операциям
Проблемы правового регулирования функционирования и развития в России товарных бирж
Зерновые интервенции
Хеджирование рисков с помощью рынка деривативов
Электроэнергетический сектор рынка акций в начале 2010 года: текущее состояние и основные драйверы развития
Долгосрочный рынок мощности — шаг к повышению эффективности и акционерной стоимости
Основные инвестиционные темы российской энергетики
Акции нефтяных компаний второго эшелона: мнимая недооценка или нереализованный потенциал?
Бизнес на продажу
К вопросу о разработке месторождений бюджета
Денежно-кредитная политика: таргетирование цены или количества денег в экономике
Рынок ждет продолжения реформ
Инсайд: внутреннее дело компаний
Судебная жизнь ипотеки
Все более обязательное раскрытие
Томск: разумное управление муниципальным долгом
Негативное влияние рисков рефинансирования на кредитоспособность региональных и местных органов власти России
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Итоги 2009 года — года удержания позиций в ходе кризиса и выхода рынка субфедеральных и муниципальных облигаций на новые максимальные уровни
Монетарная политика Банка России и ее влияние на рынок субфедеральных и муниципальных облигаций
Правовые особенности инвестиций в инскрипции

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100