Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Ситников Александр, Управляющий директор, партнер Юридической фирмы «Вегас-Лекс»

  • Все статьи автора

Благодаря кризису законодательство сделало серьезный шаг вперед

Март 2010

Интервью с управляющим директором, партнером Юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александром Ситниковым

Финансовый кризис обнажил многие несовершенства законодательного регулирования российского рынка ценных бумаг. В частности, много пробелов существует в регулировании взаимоотношений эмитента облигаций и инвесторов, вследствие чего инвесторы зачастую не в состоянии отстоять свои законные права и интересы. Насколько изменилась эта ситуация сейчас, есть ли у России шанс построить мировой финансовый центр и стоит ли нам ориентироваться на Запад в регулировании российского рынка, рассказывает управляющий директор, партнер Юридической фирмы «Вегас-Лекс»Александр Ситников.

РЦБ: Александр Александрович, как Вы оцениваете текущее состояние рынка ценных бумаг спустя более года после начала финансового кризиса?

А. С. По моим наблюдениям, на российском рынке ценных бумаг сегодня сложились положительные тенденции, связанные в целом со стабилизацией рынка. В том числе это резкое уменьшение количества дефолтов по облигациям, а также судебных споров между владельцами и эмитентами облигаций, эмиссия новых выпусков ценных бумаг.

Также упал спрос на соответствующие юридические услуги, в частности на сопровождение реструктуризации облигационных займов, что вполне закономерно. Рынок этих услуг можно назвать сиюминутным. Сообщения новостных лент о новых публичных займах и дополнительных эмиссиях свидетельствуют о том, что рынок ожил.

Кроме того, кого-то кризис заставил уйти с рынка. Особенно это касается небольших инвесторов, которые больше спекулировали с мелкими пакетами, чем реально во что-то инвестировали.

РЦБ: Какие, по Вашему мнению, изменения в законодательстве о рынке ценных бумаг наиболее полезны в текущей ситуации?

А. С. Прошедший год был очень богат на изменения, в том числе в области регулирования публичных долговых инструментов. И это очень важно, так как именно в этой области инвесторам был причинен серьезный ущерб, именно здесь было подорвано доверие ко многим эмитентам, большинство из которых либо вообще перестали существовать как компании, либо еще долгое время останутся в тени. Речь в данном случае идет об установлении новых правил в части поручительства по облигационным займам — теперь мало быть просто инвестиционно привлекательной компанией, сегодня предъявляются жесткие требования к уставному капиталу поручителя.

Насколько эффективна эта норма — покажет жизнь, но уже сейчас понятно, что выпустить и разместить публичный заем будет не так легко, как раньше. Хотя вряд ли это предотвратит вывод активов либо поставит владельцев облигаций в более выгодное положение по сравнению с банками, которые выдаваемые кредиты обеспечивают залогами недвижимого имущества.

Нельзя не упомянуть об изменениях, касающихся регулирования сделок РЕПО с ценными бумагами. Соответствующая норма введена в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Наконец-то на законодательном уровне регулируются эти во многом системообразующие для рынка ценных бумаг отношения. Новые поправки позволят сделать их более понятными, так как ранее существовало лишь саморегулирование на уровне торговых площадок, что вряд ли допустимо, учитывая многомиллиардный оборот по таким сделкам.

РЦБ: Необходимо ли сегодня в России государственное регулирование процесса реструктуризации по корпоративным облигациям?

А. С. Скорее да, чем нет. Как показал опыт 2008—2009 гг., процесс реструктуризации без прямого, четкого и понятного государственного нормативного регулирования носил достаточно стихийный характер. В большинстве случаев результаты такого преобразования не отвечали интересам инвесторов. Причина этого явления как раз и заключается в отсутствии установленных на уровне закона или подзаконных актов ФСФР правил проведения реструктуризации, где были бы определены открытый или закрытый перечень способов ее осуществления, сроки, правила уведомления владельцев облигаций о ее проведении эмитентом (начале или отдельных этапах) и т. д. На самом деле правила могут быть очень простыми, но емкими. Главное здесь — «не зарегулировать».

РЦБ: Сейчас повсеместно, в том числе на высшем уровне, озвучивается идея о создании в России мирового финансового центра. Насколько реально воплотить эту идею в жизнь в условиях российской действительности ? Какие правовые механизмы необходимо создать с этой целью?

А. С. На мой взгляд, все предпосылки для создания в России мирового финансового центра существуют, и есть неплохие шансы воплотить эту идею в жизнь. Начнем с того, что ФСФР России издало документ, декларирующий эту идею. Правда, с приходом финансового кризиса эта идея отошла на второй план. Сейчас разговоры об этом вновь возобновились. Прежде всего необходимо подготовить условия для более либерального и привлекательного входа на российский рынок иностранных эмитентов и инвесторов. Например, Китай смог это реализовать, и фондовая биржа Гонконга, где крупнейшие мировые корпорации проводят IPO, является тому подтверждением. Строя мировой финансовый центр, мы прежде всего должны сформировать отличную нормативную базу — прозрачную для иностранных компаний, а также усовершенствовать саморегулирование на уровне самих же участников рынка, особенно внутри той фондовой биржи, которая будет выбрана как основная площадка для всех глобальных размещений. Пока что правила большинства фондовых площадок далеки от совершенства. Большой проблемой для России на пути создания мирового финансового центра, безусловно, станет недоверие к российским судам. Решить эту проблему можно лишь путем более активного внедрения и пропаганды в стране процедуры третейского разбирательства, пополнения списка арбитров авторитетными отечественными и иностранными юристами, финансистами и экономистами.

РЦБ: Какие наиболее перспективные продукты и направления развития Вы как партнер и руководитель юридической фирмы видите сегодня на российском рынке ценных бумаг?

А. С. Я хотел бы отметить такой актуальный сегодня продукт, как Legal Оpinion по облигациям. Иначе говоря, юридическое заключение по выпуску облигаций, которое выдается независимым внешним юридическим консультантом, привлекаемым эмитентом или организатором выпуска. При этом консультант должен быть весьма авторитетным на рынке экспертом, чье мнение действительно чего-то стоит и которому можно доверять. Здесь главный критерий — репутация. Надо сказать, что упомянутый инструмент недостаточно популярен у эмитентов, так как согласно законодательству его использование необязательно. Однако инвестиционные сообщества повсеместно поддерживают его внедрение, и в ближайшее время это станет обычным явлением. Или, скажем, хорошим тоном будет выпускать публичный заем вместе с юридическим заключением.

Нельзя не отметить и активную роль «Вегас-Лекс» в законотворческой деятельности в части создания законодательной базы, связанной с выпуском инфраструктурных облигаций. Инструмент отвечает требованиям многих крупных эмитентов, особенно участвующих в проектах государственно-частного партнерства.

Кроме того, сегодня все более частыми становятся обращения в суд в связи с неисполнением обязательств по ценным бумагам. По облигациям так называемая волна судебных споров прошла, однако банки и компании нередко обращаются в суды в связи с неисполнением обязательств по векселям.

РЦБ: Как Вы оцениваете текущее регулирование российского финансового рынка? Насколько оно отстает (или не отстает) от западного? Опыт каких стран целесообразно использовать при его совершенствовании?

А. С. В целом российское законодательство о рынке ценных бумаг можно охарактеризовать как удовлетворительное. Еще много предстоит поработать. Однако, как я уже сказал, во многом благодаря кризису 2008—2009 гг. законодательство сделало серьезный шаг вперед, наметились прогрессивные тенденции. Вряд ли можно утверждать, что мы сильно отстали от Запада, что наш финансовый рынок не так развит, как западный, а значит, и схожего регулирования нам не надо. Те или иные инструменты внедряются постепенно, и вместе с ними приходят регулирование, его становление и развитие — это закономерное явление. В условиях российской действительности маловероятно создать, скажем, за 20 лет, т. е. с 1990 г. — момента, когда начали «строить капитализм», — до настоящего времени, такой же финансовый рынок и нормативное регулирование, как в Англии или США. Однако постепенно мы многому научимся у Запада. И сегодня это происходит на практике. По крайней мере, есть некоторые попытки, выражающиеся в том, что в скором времени в практику публичных займов будет внедрен институт представителей владельцев облигаций и общего собрания владельцев облигаций, который во многом похож на институт «трасти», уже много лет используемый на Западе при размещении долговых ценных бумаг.


Содержание (развернуть содержание)
Практические вопросы создания и функционирования кредитных фондов
Хранение имущества новых категорий паевых инвестиционных фондов
«Классика» нынче не в моде: венчурная революция по-карибски
Активная неиндексная стратегия — Доходность без оглядки на динамику российского рынка
Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП
Развитие ОАО «ЦентрТелеком» в условиях экономической нестабильности
Инвестиционная привлекательность акций российских телекоммуникационных компаний второго эшелона в 2010 году
Удобрения для инвестиционного портфеля
Эшелоны снова в строю
Второй эшелон: в поисках догоняющего роста
Банки: второй эшелон
Автопром. В будущее с оптимизмом
Путь к сознательному инвестированию
Инвестиции в непубличные компании: риски, оценка, доходность
Механизм Debt push-down и некоторые аспекты его использования в России
Инвесторов больше всего привлекают сырьевые секторы
Российская экономика подчинена узкой группе компаний
Медленное восстановление
2010 год: возможные сценарии
Будет ли вторая волна?
Рубль обречен на укрепление
Заманчивые перспективы китайской валюты
Актуальные изменения в налоговом законодательстве Кипра (2009)
Благодаря кризису законодательство сделало серьезный шаг вперед

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100