Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Сорокина Ольга, Партнер AGA Management, руководитель Международно-Правовой практики AGA Management

  • Все статьи автора

Актуальные изменения в налоговом законодательстве Кипра (2009)

Март 2010

Протокол между Российской Федерацией и Республикой Кипр

В настоящее время российских налогоплательщиков достаточно сложно удивить регулярными изменениями в налоговом законодательстве: каждый новый год в нашей стране, как правило, начинается с ввода в действие очередной поправки в сфере налогового законодательства. Но есть ряд государств, в которых изменения налогового законодательства производятся только в исключительных случаях, при этом большинство спорных вопросов в сфере налогообложения разрешаются судами в пользу налогоплательщика. Одной из таких стран, как известно, является Республика Кипр, которая продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных государств для ведения бизнеса именно по причине благоприятного налогового режима. В прошлом году в этой стране был принят ряд норм, повлекших определенные изменения в налоговом законодательстве. Кроме того, Министерством финансов РФ и Министерством финансов Кипра был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее — Протокол и Соглашение).

Подписание Протокола между Российской Федерацией и Республикой Кипр, безусловно, стало одним из самых ярких и значимых событий, которое вызвало большой резонанс в деловых кругах и СМИ обеих стран и обусловило появление в прессе большого количества статей, заметок и выступлений на эту тему, часто противоречащих друг другу. Некоторые авторы даже ошибочно обозначали данное событие как заключение нового Соглашения об избежании двойного налогообложения. Стоит сразу отметить, что никаких новых межгосударственных соглашений в части налогообложения между РФ и Кипром заключено не было: вышеупомянутое Соглашение было подписано еще 5 декабря 1998 г., а подписанный 16 апреля 2009 г. Протокол лишь предполагает внесение некоторых изменений в cодержание Cоглашения. Подписание Протокола было вызвано прежде всего необходимостью привести положения существующего Соглашения в соответствие со ст. 26 Модельной конвенции ОЭСР «Об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал» в отношении обмена информацией. Часть предполагаемых изменений носит весьма существенный характер.

В целом Протокол предполагает внесение изменений в 10 статей Соглашения и введение 1 новой статьи, а именно: коренным образом будет изменен подход к налогообложению доходов от отчуждения имущества. Протокол (в ст. 7) предполагает новую редакцию ст. 13 Соглашения, в соответствии с которой доходы, образующиеся при отчуждении акций компаний, 50% от стоимости активов которой составляет недвижимое имущество, могут облагаться налогом в государстве местонахождения недвижимости. Это правило не будет распространяться на отчуждение акций при реорганизации компаний, операции на признанных фондовых биржах, а также операции пенсионного фонда, Правительства Кипра и Правительства Российской Федерации. Данные изменения вступят в силу c 1 января 2014 г.

Статья 10 Протокола вносит принципиально новые положения в ст. 26 Соглашения, регулирующую обмен информации:

1) обмен информацией может касаться не только налогов, охватываемых Соглашением, но и любых других (например, НДС);

2) банковская тайна не может служить основанием для отказа в предоставлении информации компетентному органу другого государства;

3) тот факт, что запрашиваемая информация не является необходимой или ценной в целях сбора налога для запрашиваемого компетентного органа (например, в силу освобождения соответствующего дохода от налога в данной стране), не может служить основанием для отказа в истребовании и предоставлении информации.

Нужно подчеркнуть, что данные изменения дополняют уже существующие нормы. Применение данной статьи на практике будет во многом зависеть от эффективности работы государственных органов России и Кипра. Как будет складываться на практике сотрудничество в сфере обмена информацией между Россией и Кипром — покажет время.

Статья 11 Протокола вносит изменения в ст. 27 Соглашения «Помощь в сборе налогов». В новой редакции статьи решены вопросы наложения обеспечительных мер, введено определение налогового требования и иные понятия.

Статья 12 Протокола вводит в Соглашение новую ст. 29 «Ограничение преимуществ». Новая статья позволит России отказать компаниям — резидентам Кипра в применении пониженных налоговых ставок или освобождении от налога, если в результате консультаций между компетентными органами России и Кипра будет установлено, что главной или одной из главных целей учреждения таких компаний является получение выгод, предоставляемых Соглашением.

Среди других изменений, вносимых Протоколом, следует отметить изменения в порядке регулирования доходов от недвижимого имущества, налогообложения дивидендов, определения налоговой резидентности юридического лица, расширение понятия постоянного представительства и ряд других норм.

Налогообложение дивидендов и иных доходов

22 октября 2009 г. был принят Закон (далее — Закон) о внесении изменений в Законы «О подоходном налоге Республики Кипр» и «О специальном взносе на оборону». Необходимо подчеркнуть, что вносимые новым Законом поправки носят ретроактивный характер. Новые нормы будут применяться в отношении всего 2009 финансового года начиная с 1 января 2009 г.

В рамках настоящей статьи рассмотрены изменения, коснувшиеся налогообложения дивидендов, процентов, и налогообложения в рамках коллективных инвестиционных схем.

Налогообложение дивидендов

Дивиденды, получаемые компанией-резидентом Кипра, освобождены от налога на прибыль, однако облагаются специальным сбором на оборону по ставке 15%. Закон внес изменения в перечень условий, при соблюдении которых дивиденды, полученные кипрской компанией от компании, являющейся налоговым резидентом другого государства, могут быть освобождены от сбора на оборону. Теперь для освобождения от сбора на оборону достаточно соблюдения всего двух условий:

  • Доходы от инвестиционной деятельности (пассивные) составляют не более чем 50% доходов компании, выплачивающей дивиденды.
  • Ставки налогов, применяемых к доходам компании, выплачивающей дивиденды в стране, резидентом которой она является, не должны быть «существенно ниже» налоговых ставок, применяемых на Кипре; согласно разъяснениям налоговой службы Кипра «существенно ниже» будет налоговая ставка от 5% и ниже.

Требование о владении компанией, получающей дивиденды не менее 1% капитала компании, распределяющей дивиденды, отменено.

Таким образом, от специального сбора на оборону не будут освобождены дивиденды, выплачиваемые компаниями, ориентированными на получение пассивных (инвестиционных) доходов и в отношении которых применяются пониженные ставки налогообложения.

Налогообложение процентов

Процентный доход кипрской компании может облагаться как налогом на прибыль, так и специальным сбором на оборону. Правила налогообложения в этом случае зависят от отнесения процентного дохода к активной или пассивной категории. Процентный доход в рамках обычной коммерческой деятельности компании будет классифицирован как активный доход и подлежит налогообложению только налогом на прибыль по ставке 10%. Обычной коммерческой деятельностью будет являться деятельность банков, лизинговых компаний или компаний, финансирующих другие компании в рамках одной группы. Норма, согласно которой налоговая база может быть уменьшена на сумму расходов, совершенных «полностью и исключительно» для получения таких доходов, осталась без изменений.

Любой другой процентный доход, не возникающий в рамках обычной коммерческой деятельности компании (например, проценты, полученные по банковскому счету), является пассивным доходом. До вступления в силу Закона 50% пассивного процентного дохода (с учетом расходов) облагались налогом на прибыль по ставке 10%, при этом специальный сбор на оборону по ставке 10% взимался со всей суммы такого процентного дохода. После внесения законодательных изменений пассивный процентный доход облагается только специальным сбором на оборону (10% на всю сумму дохода). Таким образом, эффективная ставка налога уменьшается в среднем на 5%.

Налогообложение в рамках коллективных инвестиционных схем

В новой версии законодательства установлено, что проценты, получаемые КИС, теперь облагаются только налогом на прибыль по ставке 10% и освобождены от специального сбора на оборону. Ранее данная норма применялась налоговыми органами на практике, однако не была закреплена законодательно. При этом необходимо отметить, что пониженная ставка специального сбора на оборону (3% вместо 15%) в отношении дивидендов, распределяемых КИС, будет применяться только физическим лицам, являющимся налоговыми резидентами Кипра.

Таким образом, нововведения не носят глобальный характер, дополняя уже действующие нормы. Разумеется, период апробации новых норм в законодательстве на практике еще предстоит, однако уже сейчас можно отметить, что новеллы в законодательстве нацелены на создание более благоприятного налогового режима для налогоплательщиков.

Заключение

Законодательный опыт Республики Кипр в налоговой сфере, в том числе в контексте последних правовых законодательных инноваций, практически еще раз доказывает, что между государством и налогоплательщиком могут быть сформированы партнерские отношения, благоприятно сказывающиеся на инвестиционном климате. Важно подчеркнуть, что в ближайшее время иных существенных изменений в законодательстве Кипра не планируется, что гарантирует определенную стабильность в дальнейшем использовании кипрских компаний для эффективного налогового планирования.


Содержание (развернуть содержание)
Практические вопросы создания и функционирования кредитных фондов
Хранение имущества новых категорий паевых инвестиционных фондов
«Классика» нынче не в моде: венчурная революция по-карибски
Активная неиндексная стратегия — Доходность без оглядки на динамику российского рынка
Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП
Развитие ОАО «ЦентрТелеком» в условиях экономической нестабильности
Инвестиционная привлекательность акций российских телекоммуникационных компаний второго эшелона в 2010 году
Удобрения для инвестиционного портфеля
Эшелоны снова в строю
Второй эшелон: в поисках догоняющего роста
Банки: второй эшелон
Автопром. В будущее с оптимизмом
Путь к сознательному инвестированию
Инвестиции в непубличные компании: риски, оценка, доходность
Механизм Debt push-down и некоторые аспекты его использования в России
Инвесторов больше всего привлекают сырьевые секторы
Российская экономика подчинена узкой группе компаний
Медленное восстановление
2010 год: возможные сценарии
Будет ли вторая волна?
Рубль обречен на укрепление
Заманчивые перспективы китайской валюты
Актуальные изменения в налоговом законодательстве Кипра (2009)
Благодаря кризису законодательство сделало серьезный шаг вперед

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100