Casual
РЦБ.RU

Автопром. В будущее с оптимизмом

Март 2010

Самый трудный год для автопрома уже позади. Вследствие кризиса российские автопроизводители оказались в новой реальности. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2009 г. упали на 49% год к году — до 1,47 млн машин. При этом большие запасы техники вынудили предприятия время от времени замораживать производственные линии. В результате, по данным ОАО «АСМ-холдинг», выпуск автотехники в России за 2009 г. сократился на 60% — до 723,5 тыс. единиц.

Расходы на персонал и долговое бремя «съедают» маржу. Уменьшение объемов продаж вынудило компании пойти на масштабное снижение издержек, и в первую очередь — расходов на персонал. По нашим оценкам, «большая четверка» автопредприятий в России (АвтоВАЗ, КаМАЗ, Группа «ГАЗ» и «Соллерс») сократит по итогам 2009 г. порядка 70 тыс. сотрудников, или 23% их общей численности. Однако этого может оказаться недостаточно для того, чтобы выйти на операционную прибыль по результатам 2009 г. Более того, долговое бремя компаний, которое суммарно превышает 5 млрд долл., вынуждает их ежемесячно тратить 65 млн долл. только на процентные платежи.

Российское правительство оставит в силе ключевые стимулирующие меры... В тяжелое время российское правительство оказало существенную поддержку отечественным автопредприятиям, предоставив госгарантии по кредитам и запустив ряд стимулирующих мер.

Импортные пошлины. Правительство повысило импортные пошлины на новые автомобили с 25 до 30%. Данная мера принесла свои плоды — реализация машин российских производителей за 2009 г. сократилась на 45% год к году против падения продаж иностранных автокомпаний на 51% за аналогичный период. Мы полагаем, что в 2010 г. позитивный эффект от возросших импортных пошлин будет более существенным, принимая во внимание отсутствие столь значительных запасов машин, которое мы наблюдали в начале 2009 г.

Льготная программа автокредитования. Правительство продолжит компенсировать 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по автокредитам. За май — декабрь 2009 г. на льготных условиях было выдано более 70 тыс. кредитов (около 5% авторынка 2009 г.) на приобретение машин. По нашим оценкам, этой программой в 2010 г. воспользуются порядка 120 тыс. покупателей, или 7% от объема продаж российского авторынка, принимая во внимание более выгодные условия (первоначальный взнос — 15%, ценовой порог автомобиля — 600 тыс. руб.).

Госзакупки. В федеральном бюджете 2009 г. на государственные закупки автотехники было зарезервировано 15 млрд руб. Несмотря на то что госзаказы стали поступать к автопроизводителям только со второй половины года, их доля в суммарной выручке «большой четверки» составит порядка 5—7% в 2009 г. Федеральный бюджет 2010 г. содержит госрасходы в размере 20 млрд руб. на приобретение автотехники, что, по нашему мнению, окажет дополнительную поддержку российским предприятиям.

...И запустит новую программу утилизационной премии. В 2010 г. правительство планирует осуществить новую программу по поддержке российского автопрома. При утилизации старого автомобиля (10 лет и более) потребитель получит право на скидку в размере 50 тыс. руб. на покупку новой машины российского производства (снижение отпускной цены автомобиля дилеру будет компенсировать государство). Бюджет программы на 2010 г. насчитывает 10 млрд руб., что позволит реализовать 200 тыс. машин, или, по нашим оценкам, порядка 12% от объема авторынка в нынешнем году.

Восстановление авторынка ждет падения процентных ставок. Средние ставки по автокредитам в период бурного развития автомобильного рынка России составляли 10% годовых. В условиях экономического кризиса ставки поднялись до 16—18% годовых, что существенно ограничило круг потенциальных автовладельцев. Мы ожидаем снижения процентных ставок в 2010 г. до 12—13% годовых, что вкупе с государственными стимулирующими мерами будет способствовать росту российского авторынка на 14% год к году — до 1,68 млн машин. При этом, по нашим оценкам, наиболее значимые изменения на авторынке произойдут во втором полугодии 2010 г. Мы считаем, что подобная динамика будет характерна и для финансовых показателей автопроизводителей.

Лучшая ставка на восстановление российского авторынка — «Соллерс»

Компания увеличивает долю на российском рынке. В начале 2009 г. кривая продаж «Соллерс» была схожа с показателями всего российского авторынка. Однако с лета продажи компании начали обыгрывать рынок благодаря стимулирующим мерам правительства и прямым госзакупкам автотехники. В результате продажи «Соллерс» за 2009 г. снизились на 34% год к году, а доля компании на рынке выросла до 4,2% против 3,2% за 2008 г. Отметим, что в последние месяцы 2009 г. доля «Соллерс» на российском рынке легковых и легких коммерческих автомобилей превысила 5%. Мы считаем, что в 2010 г. у компании есть все шансы укрепить свои позиции на российском авторынке.

За этим последует улучшение финансового состояния. Менеджмент компании прогнозирует, что EBITDA «Соллерс» в 2009 г. составит 2,5 млрд руб., что более чем вдвое меньше соответствующего значения 2008 г. Однако следует отметить, что по итогам 2009 г. автопроизводитель сократит численность персонала на 37%, или на 11 тыс. сотрудников. Оптимизация издержек поможет «Соллерс» подтянуть рентабельность к докризисному уровню первой среди российских автопроизводителей. Дополнительную поддержку окажут позитивные изменения на авторынке, которые будут иметь наибольший эффект во второй половине 2010 г.

Долговая нагрузка, по всей видимости, находится под контролем. «Соллерс» планирует снизить размер чистого долга по итогам 2009 г. до 20,5 млрд руб. В таком случае коэффициент чистый долг/EBITDA’09 компании будет равен 8, что является относительно высоким уровнем. Однако ожидаемое в 2010 г. восстановление рентабельности существенно улучшит данный показатель. Заметим, что «Соллерс» уже получила двухлетний заем от ВТБ на 5 млрд руб. под государственные гарантии. Более того, менеджмент компании, который мы считаем наиболее эффективным в российском автопроме, планирует к концу 2010 г. перевести 80% долга «Соллерс» в категорию долгосрочных займов.

Небольшой дисконт к иностранным аналогам оправдан перспективами роста. Российский авторынок — один из самых привлекательных в мире, принимая во внимание количество автомобилей в нашей стране, приходящееся на тысячу жителей, — 250 единиц против 500—700 машин в развитых странах. Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, финансовый мультипликатор «Соллерс» EV/S’10 равен 0,83, что на 5 и 19% ниже аналогичного показателя компаний развитых и развивающихся рынков соответственно. По нашему мнению, отсутствие значительного дисконта к иностранным аналогам обосновано существенным потенциалом роста российского автомобильного рынка.

АВТОВАЗ: непотопляемый автогигант

Поддержка правительства позволит предприятию остаться на плаву. По итогам 2009 г. АвтоВАЗ сократил объем продаж автомобилей на российском рынке на 44% год к году. Однако стоит подчеркнуть, что более драматичного падения продаж компании помогло избежать правительство, принявшее ряд мер, направленных в первую очередь на поддержку крупнейшего российского автопроизводителя. Среди них — повышение таможенных пошлин на импорт автомобилей (на машины старше 7 лет были установлены фактически заградительные пошлины), программа льготного автокредитования для транспортных средств стоимостью не более 350 тыс. руб. (государство компенсировало банкам 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, в дальнейшем ценовой порог был поднят до 600 тыс. руб.). К уже действующим мерам в 2010 г. добавится программа по утилизации автотранспортных средств, позитивный эффект от которой в наибольшей степени должен сказаться на продажах российских производителей бюджетных автомобилей (прежде всего — на АвтоВАЗе). При этом финансовые трудности АвтоВАЗ также решил благодаря правительству — в середине прошлого года государство уже оказало прямую помощь предприятию в размере 25 млрд руб. и в первом полугодии 2010 г. планирует снова предоставить компании денежные средства в объеме 38 млрд руб.

Для качественных изменений предстоит проделать большую работу. Протекционизм правительства в отношении АвтоВАЗа продиктован в первую очередь социальной значимостью предприятия в Самарском регионе. Тем не менее для выхода компании на положительный уровень операционной рентабельности менеджмент вынужден предпринять ряд шагов для повышения эффективности предприятия. Так, ожидается, что к концу I кв. 2010 г. количество работников на АвтоВАЗе сократится до 72 тыс. человек против 102 тыс. на конец первого полугодия 2009 г. (–30%). Другой проблемой является технологическое отставание автопроизводителя от своих конкурентов. Инвестиционная программа компании на обновление модельного ряда к 2014 г. предусматривает капитальные вложения в размере более 30 млрд руб. Отметим, что ВЭБ уже заявлял о готовности финансировать данную инвестпрограмму при технологической поддержке другого акционера — французского концерна Renault (владеет 25% акций АвтоВАЗа).

Выход на новый уровень эффективности не будет быстрым. Долг АвтоВАЗа на конец 2009 г. достигал порядка 2 млрд долл. и практически полностью состоял из краткосрочной задолженности. Такая долговая нагрузка вынуждает компанию нести расходы по одним только процентным платежам на уровне 20 млн долл. в месяц (около 10% ежемесячной выручки предприятия от продажи машин). Поэтому реструктуризация текущей задолженности АвтоВАЗа вместе с привлечением долгосрочного финансирования под инвестиционную программу (около 1 млрд долл.) является одной из необходимых мер по восстановлению рентабельности компании. В этом государство готово оказать помощь отечественному автопроизводителю. Решить другую проблему — обновление модельного ряда — менеджмент планирует благодаря сотрудничеству с Renault. Однако на согласование условий кооперации двух автоконцернов, поиск подходящих поставщиков и запуск конвейера по сборке новых моделей на АвтоВАЗе может потребоваться около года. Вместе с тем для восстановления операционной рентабельности до уровня мировых автогигантов руководству предприятия придется провести существенную оптимизацию себестоимости производства. Поэтому, по нашему мнению, выход АвтоВАЗа на новый уровень эффективности не будет быстрым.


Содержание (развернуть содержание)
Практические вопросы создания и функционирования кредитных фондов
Хранение имущества новых категорий паевых инвестиционных фондов
«Классика» нынче не в моде: венчурная революция по-карибски
Активная неиндексная стратегия — Доходность без оглядки на динамику российского рынка
Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП
Развитие ОАО «ЦентрТелеком» в условиях экономической нестабильности
Инвестиционная привлекательность акций российских телекоммуникационных компаний второго эшелона в 2010 году
Удобрения для инвестиционного портфеля
Эшелоны снова в строю
Второй эшелон: в поисках догоняющего роста
Банки: второй эшелон
Автопром. В будущее с оптимизмом
Путь к сознательному инвестированию
Инвестиции в непубличные компании: риски, оценка, доходность
Механизм Debt push-down и некоторые аспекты его использования в России
Инвесторов больше всего привлекают сырьевые секторы
Российская экономика подчинена узкой группе компаний
Медленное восстановление
2010 год: возможные сценарии
Будет ли вторая волна?
Рубль обречен на укрепление
Заманчивые перспективы китайской валюты
Актуальные изменения в налоговом законодательстве Кипра (2009)
Благодаря кризису законодательство сделало серьезный шаг вперед

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100