Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Устинова Елена, Директор Департамента финансово-экономического анализа НП «Центр развития ГЧП»

  • Все статьи автора

Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП

Март 2010

Изношенность инфраструктуры в последнее время называют одним из ключевых препятствий развития российской экономики. В условиях дефицита бюджетных средств решение данной проблемы невозможно без привлечения частных инвестиций. Поэтому в целях реализации инфраструктурных проектов все чаще обсуждается вопрос объединения усилий государства и бизнеса. Существует множество схем государственно-частного партнерства, при которых бизнес может привлечь финансирование для реализации подобных проектов.

В настоящее время все чаще обсуждается тема введения нового вида облигаций, так называемых «инфраструктурных (или проектных) облигаций», которые могут стать альтернативой инвестиционному кредиту. Основной регулятор деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг — Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации — активно ведет работу по внедрению инфраструктурных облигаций.

Так, с марта прошлого года вступили в силу изменения в Приказ ФСФР России, регламентирующий порядок деятельности организатора торговли на рынке ценных бумаг в части пересмотра ряда требований по листингу облигаций. В частности, введено новое понятие «эмитент-концессионер», под которым понимается юридическое лицо, заключившее концессионное соглашение с Российской Федерацией или субъектом РФ в рамках существующего федерального закона о концессиях. Поскольку критерии определения победителей концессионных конкурсов четко проработаны законодательно, ФСФР отменила часть требований к эмитентам-концессионерам, в том числе наличие ежемесячного объема сделок, срок существования эмитента, наличие у эмитента финансовой отчетности по МСФО и отсутствие убытков. Второй причиной для отмены некоторых ограничений стал факт того, что компания — победитель концессионного конкурса создается специально для участия в конкретном проекте и объективно не может соответствовать указанным выше критериям. Также в приказе прописаны дополнительные особенности включения облигаций эмитента-концессионера в котировальный список для минимизации рисков инвестирования в такого рода ценные бумаги.

Кроме того, в середине прошлого года ФСФР России разработала проект закона об инвестировании в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций. Основная цель данного документа — защитить инвесторов и дать им эффективный инструмент для долгосрочных вложений. Законопроект вводит понятие инфраструктурных облигаций, срок обращения которых составит от 5 до 20 лет. Выпуск инфраструктурных облигаций потребует обязательного залога, в том числе в виде гособеспечения, которое предоставляется на не менее 60% выпуска и представляет собой гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка либо залог будущих денежных средств. Наличие госгарантий позволит внести инфраструктурные облигации в Ломбардный список Банка России, что делает данный инвестиционный инструмент более привлекательным. В соответствии с бюджетом страны на 2010 г. Минфин России предусмотрел 100 млрд руб. для предоставления юридическим лицам гарантий по займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.

Отличие инфраструктурных облигаций от обычных состоит в том, что они будут выпускаться под финансирование определенного инфраструктурного проекта. Таким образом, инвестор будет нести только риски реализации конкретного проекта, а не все корпоративные риски заемщика. При этом сам факт заключения концессионного соглашения является основанием для того, чтобы считать эмитента-концессионера серьезным заемщиком. Доходность по инфраструктурным облигациям будет ниже ставок по банковским вкладам, но выше среднегодового уровня инфляции. Данные параметры позволят консервативным инвесторам (пенсионным фондам, страховым компаниям) инвестировать накопленные средства с учетом установленных жестких критериев к составу и структуре их активов.

ФСФР России также заявляет о намерении разработать налоговые преференции для компаний, которые будут реализовывать инфраструктурные проекты, и для держателей облигаций. В частности, это подразумевает упрощение процедуры возмещения НДС проектной компании, снижение ставки налога на доходы владельцев инфраструктурных облигаций и налога на имущество проектных компаний.

В прошлом году состоялись громкие выпуски облигаций ОАО «РЖД» и ОАО «АК “Транснефть”», которые эксперты приравнивают к инфраструктурным облигациям. Однако таковыми облигации государственных монополий назвать вряд ли можно. Во-первых, средства, привлеченные от продажи бумаг, были не направлены на реализацию целевых проектов, а потрачены по усмотрению компании, что противоречит общей концепции инфраструктурных облигаций. Во-вторых, данные выпуски не были обеспечены госгарантиями в связи с тем, что эмитенты обладали рейтингами, близкими к суверенным. Да и сделки по выкупу облигаций носили закрытый характер, т. е. были выкуплены в основном организаторами займа.

В этой связи есть надежда, что в этом году мы дождемся реальных выпусков инфраструктурных облигаций от компаний, которые выиграли концессионные конкурсы на строительство участков платных автомобильных дорог. УК «Лидер» уже презентовал свой план по выпуску инфраструктурных облигаций для финансирования строительства обхода вокруг Одинцово с выходом на автодорогу М-1 Москва—Минск. В соответствии с этой программой основным обеспечением выпуска станет залог будущих денежных потоков по концессионному соглашению. Ставка доходности в первые 3 года реализации проекта фиксирована, а в последующие годы привязана к индексу роста потребительских цен. УК «Лидер» планирует их размещение в апреле 2010 г., что соответствует началу строительства.

В целом использование инфраструктурных облигаций для обеспечения проектов необходимыми ресурсами может дать большое количество положительных эффектов. Например, это позволит снизить инвестиционную нагрузку на тарифы (например, в сфере ЖКХ) за счет долгосрочного источника фондирования и митигировать валютные риски проектов. Ввиду долгосрочного характера ГЧП-проектов и ориентации на рублевые доходы населения они высоко зависимы от волатильности валютных курсов. Также это дает возможность широкомасштабного привлечения средств консервативных инвесторов, в том числе пенсионных фондов. В настоящий момент пенсионные фонды нуждаются в инструментах долгосрочного инвестирования рублевых ресурсов. Выпуски инфраструктурных облигаций способствуют уменьшению нагрузки на бюджеты различных уровней и развитию практики проектного финансирования. Для тех отраслей экономики, где достаточно тяжело прилечь внебюджетные источники ассигнования по причине невозможности передачи в залог государственного имущества, механизм выпуска инфраструктурных облигаций может стать эффективным инструментом привлечения средств для реализации проектов.

Вместе с тем в зону возможного применения инфраструктурных облигаций должны попадать программы не только федерального уровня, но и субъектов РФ и муниципалитетов. Также видится эффективным использование данного инструмента не только по концессионным проектам, но и проектам, реализуемым по другим формам государственно-частного партнерства.

Несмотря на немного затянувшуюся процедуру обсуждения и доработки законопроекта об использовании инфраструктурных облигаций, среди основных участников рынка инфраструктурных проектов преобладают оптимистические взгляды на возможность применения этого вида бумаг для финансирования процесса модернизации инфраструктуры России.


Содержание (развернуть содержание)
Практические вопросы создания и функционирования кредитных фондов
Хранение имущества новых категорий паевых инвестиционных фондов
«Классика» нынче не в моде: венчурная революция по-карибски
Активная неиндексная стратегия — Доходность без оглядки на динамику российского рынка
Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП
Развитие ОАО «ЦентрТелеком» в условиях экономической нестабильности
Инвестиционная привлекательность акций российских телекоммуникационных компаний второго эшелона в 2010 году
Удобрения для инвестиционного портфеля
Эшелоны снова в строю
Второй эшелон: в поисках догоняющего роста
Банки: второй эшелон
Автопром. В будущее с оптимизмом
Путь к сознательному инвестированию
Инвестиции в непубличные компании: риски, оценка, доходность
Механизм Debt push-down и некоторые аспекты его использования в России
Инвесторов больше всего привлекают сырьевые секторы
Российская экономика подчинена узкой группе компаний
Медленное восстановление
2010 год: возможные сценарии
Будет ли вторая волна?
Рубль обречен на укрепление
Заманчивые перспективы китайской валюты
Актуальные изменения в налоговом законодательстве Кипра (2009)
Благодаря кризису законодательство сделало серьезный шаг вперед

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100