Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Редькин Владимир, Директор агентства «Международные региональные финансы “Fitch Ratings”»

  • Все статьи автора

Российские регионы и муниципалитеты: кризисный год позади, что дальше?

Февраль 2010

Рейтинговые действия Fitch в 2009 г.

Общий экономический кризис, оказавший негативное воздействие на эмитентов во многих секторах экономики России, также отрицательно повлиял на ситуацию в сфере публичных финансов. Резкое сужение налоговой базы из-за общего спада в экономике не было компенсировано сокращением расходов ввиду негибкости последних. Все это усугубило рост дисбалансов в секторе, привело к усилению долгового давления и сокращению ликвидности. Уже в начале прошлого года (4 февраля 2009 г.) долгосрочный кредитный рейтинг России был понижен до уровня BBB по международной шкале с сохранением неблагоприятного прогноза. Это повлекло за собой аналогичное действие в отношении Москвы — эмитента с наивысшим кредитным рейтингом среди субъектов Федерации, а также изменение прогноза по долгосрочным рейтингам Санкт-Петербурга со «Стабильного» на «Негативный»1. Кроме того, в 2009 г. агентство Fitch отозвало рейтинги 3 российских регионов (Кемеровской, Вологодской и Рязанской областей) и изменило прогнозы со «Стабильного» на «Негативный» по Новосибирской области и с «Позитивного» на «Стабильный» по Республике Карелия. Однако у большей части регионов уровень кредитных рейтингов и прогнозы по ним остались прежними. Более того, двум регионам был повышен кредитный рейтинг по международной шкале (Красноярский и Алтайский края) и одному — по национальной шкале (Кировская область). Также Краснодарский край улучшил свой прогноз по долгосрочным кредитным рейтингам: он стал «Позитивным» вместо «Стабильного». Во многом это объясняется тем фактом, что предкризисный рейтинг российских регионов и муниципалитетов уже учитывал те риски, которые проявились в 2009 г., и рейтинговые действия определялись не общим давлением на сектор, а развитием ситуации в каждом отдельном регионе. Кризис более четко определил возможность регионов и муниципалитетов абсорбировать негативные шоки, а также выявил степень поддержки субнациональных органов власти федеральным центром.

В то же время, несмотря на трудное финансовое положение, у регионов и муниципалитетов не пропал интерес к кредитным рейтингам как инструменту привлечения долгового финансирования. В 2009 г. Fitch присвоило данные рейтинги Костромской области и двум муниципальным образованиям — городскому округу Казань и Ногинскому муниципальному району. Таким образом, в настоящий момент агентство Fitch поддерживает публичные кредитные рейтинги 23 субнациональных образований в Российской Федерации.

Начало 2010 г. было отмечено изменением «Негативного» прогноза по суверенным рейтингам Российской Федерации на «Стабильный» (сделано Fitch 22 января 2010 г.), что в целом говорит о стабилизации экономической и финансовой ситуации в стране. Острая фаза кризиса позади, однако сам кризисный год не прошел бесследно, а многие накопившиеся дисбалансы сохранятся и в среднесрочной перспективе. Так, за прошедший год существенно увеличилась задолженность регионов и муниципалитетов; выросли стоимость привлеченного капитала и, как следствие, будущие затраты на обслуживание долга; были спешно урезаны и перенесены на более поздние периоды капитальные расходы. Сложные условия вынудили региональные и муниципальные власти провести ревизию бюджетных расходов, которые были часто необоснованно раздуты в предыдущие успешные годы, и мы надеемся, что это продолжится и в 2010 г. Вследствие инерционности процессов в секторе региональных и муниципальных финансов Fitch допускает дальнейшие негативные рейтинговые действия относительно тех субнациональных образований, которые не смогут сбалансировать текущие доходы и расходы бюджетов в условиях медленного восстановления налоговой базы и сокращения объемов экстренной помощи из федерального центра.

Волатильность доходов — основной фактор риска

На протяжении 2009 г. основные экономические индикаторы ухудшались в большинстве российских регионов. Промышленное производство в январе—октябре 2009 г. снизилось в целом на 13,3% относительно того же периода предыдущего года, а в 11 (из 83) регионах — на 25%. Безработица достигла своего пика в 9,5%2 в мае 2009 г. по сравнению с минимальным значением 5,4% в середине 2008 г. Финансовые показатели корпоративного сектора также резко упали. Чистый финансовый результат до налогообложения стал отрицательным в I кв. 2009 г. и, несмотря на постепенное восстановление, за 9 мес. 2009 г. уменьшился на 50% от аналогичного периода предыдущего года. Субнациональные образования с высокой зависимостью от налоговых доходов, особенно от налога на прибыль организаций, оказались наиболее уязвимыми. Ввиду неравномерного распределения базы налога на прибыль организаций по стране воздействие было различным для каждого региона. Сильнее всего пострадали регионы со значительной концентрацией доходов в металлургической, горнодобывающей, машиностроительной и нефтехимической отраслях.

Поступления от налога на прибыль организаций сократились более чем на 50% в 17 российских регионах за 9 мес. 2009 г. относительно того же периода предыдущего года. В среднем снижение составило 44%, а за полный год оно может достичь 40%. Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете субъектов РФ сжалась до 18% всех доходов в III кв. 2009 г. (в 2008 г. было 28%). Другие основные источники подобных доходов — налог на доходы физических лиц (27% общего объема в 2008 г.) и налоги на имущество (8%) — были более устойчивыми и частично компенсировали дефицит поступлений от налога на прибыль. Совокупные налоговые доходы сократились на 17% за 9 мес. 2009 г. от аналогичного периода предыдущего года, а в целом по итогам 2009 г. мы ожидаем спад на 15% от уровня 2008 г.

В текущих условиях не слишком развитые регионы с высокой зависимостью от федеральных трансфертов не были столь восприимчивыми к резкому уменьшению налоговых поступлений. В 2009 г. около 40 субъектов РФ со слабой бюджетной обеспеченностью получали свыше 40% доходов в форме различных трансфертов из федерального бюджета. Следует отметить, что из-за недостатка налоговых выплат федеральные трансферты стали важным источником стабилизации доходов даже для экономически крепких регионов, на которые кризис повлиял гораздо глубже, чем на дотационные. По этой причине Министерство финансов РФ решило увеличить объем финансовой помощи регионам на 170 млрд руб. в дополнение к 374 млрд руб., первоначально заложенным в бюджет на 2009 г. Эти дополнительные поступления были в основном распределены между регионами с относительно высокой расчетной бюджетной обеспеченностью.

Безвозмездные отчисления из федерального бюджета и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выросли на 50% за 9 мес. 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года. Их вклад в общий бюджет субнациональных образований достиг 28% (за 9 мес. 2008 г. — 18%), что и скомпенсировало резкое падение налоговых поступлений. Как следствие, в 2009 г. доходы бюджетов большинства российских субъектов Федерации, вероятно, в целом останутся близкими или даже опередят фактические результаты за 2008 г. в номинальном выражении. Несколько исторически сильных субнациональных образований (около 6 из 83) будут иметь показатели ниже средних, и уровень операционных доходов у них составит — 25%. Доходы на душу населения также более равномерно распределятся среди регионов, поскольку сокращение доходов будет в наибольшей степени затрагивать богатые области. В целом прогноз по доходам консолидированного бюджета субъектов РФ таков: снижение на 5% относительно 2008 г. в номинальном выражении; в реальном выражении в 2009 г. они упадут на 13—14% от величин 2008 г.

Ввиду ожидаемого в 2009 г. значительного дефицита прямой долг субнациональных образований существенно возрастет. Рефинансирование также остается фактором риска для российских регионов, поскольку потенциальные потребности в нем (краткосрочные банковские кредиты и облигации, по которым наступает срок погашения) составляют около 245 млрд руб. в 2010 г.

Перспективы на 2010 г.

Негативное воздействие финансового и экономического кризиса в 2010 г. будет постепенно ослабевать. Вслед за стабилизацией экономической конъюнктуры начнут медленно восстанавливаться операционные доходы субнациональных образований. В то же время после кризиса регионы будут иметь более высокий, хотя и умеренный долг и значительно менее сильные позиции ликвидности. Однако основные риски на субфедеральном уровне сохранятся. Прежде всего это волатильность налоговых доходов у экономически развитых субъектов, невозможность долгосрочного финансирования, зависимость от решений федерального центра и, как следствие, отсутствие в большинстве регионов согласованной долговой и бюджетной политики на средне- и долгосрочный период. Все так же острой будет проблема рефинансирования краткосрочной задолженности. Увеличатся расходы на обслуживание долга, поскольку основная часть рефинансированных банковских кредитов и вновь выпущенных облигаций имеют бОльшие процентные ставки, чем в прошлом. Мы ожидаем сокращения дополнительной внеочередной финансовой помощи из федерального бюджета в течение 2010 г., в связи с чем регионам и муниципалитетам придется больше рассчитывать на свои собственные ресурсы.

Учитывая вышеизложенное, важнейшее значение для регионов по-прежнему будет иметь консервативная политика в области государственных финансов. По мнению Fitch, кредитоспособными останутся те субъекты Федерации, которые будут поддерживать положительный баланс между текущими доходами и расходами бюджета, избегать ухудшения операционных показателей и существенного роста долговой, особенно краткосрочной, нагрузки.


Содержание (развернуть содержание)
Страхование залогового имущества: отношения банка и страховщика
Обращение взыскания на заложенное имущество
Некоторые проблемы использования кредиторами внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество
Управление залоговым имуществом посредством использования механизма ЗПИФа
Выбирают не залоги, а клиентов
Инвесторы не могут найти активы в России
Кризис — время выжидания для иностранных банков
Эпоха «дешевых» денег
Перспективы российского рубля в 2010 году
Сырьевые рынки: долгосрочные тенденции
Затяжное реформирование рынка нефти
Страховка от кризиса
Наибольший потенциал в 2010 году имеют региональные банки
Ритейл выше кризиса
M&A в 2010 году: прогнозы и перспективы
Досрочное исполнение обязательств по облигационному займу
Борьба с инсайдом и манипулированием рынком
Долг Москвы: итоги 2009-го и планы на 2010 год
Коммерческое кредитование субъектов Российской Федерации в 2009 году
Что произошло на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2009 году
Санкт-Петербург. Итоги 2009 года и перспективы государственных заимствований в 2010 году
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: 2009-й — год Москвы, безусловного лидера
Российские регионы и муниципалитеты: кризисный год позади, что дальше?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100