Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Хаймур Эльвира, Начальник отдела планирования и оценки финансовых рисков управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитета финансов Санкт-Петербурга

  • Все статьи автора

Санкт-Петербург. Итоги 2009 года и перспективы государственных заимствований в 2010 году

Февраль 2010

БЮДЖЕТ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Последствия мирового финансового кризиса отразились на экономической ситуации Санкт-Петербурга: замедлились темпы роста основных экономических показателей деятельности предприятий, увеличилась просроченная задолженность по заработной плате и повысилось число официально зарегистрированных безработных в городе. Еще в ноябре—декабре 2008 г. было зафиксировано снижение темпов прироста поступлений по основным источникам доходов бюджета Санкт-Петербурга:

  • по налогу на прибыль организаций — 1,4 и 4,3% против 9,1 и 13,7% в соответствующих месяцах 2007 г.;
  • по налогу на доходы физических лиц — 9,7 и 14,4% против 10,8 и 16,3% соответственно.

Кроме того, на федеральном уровне в целях поддержки налогоплательщиков в период финансового кризиса были внесены изменения в налоговое законодательство, уменьшающие налогооблагаемую базу по основным источникам дохода бюджета города, в частности по налогу на прибыль организаций, за счет расширения видов и увеличения размера затрат, признаваемых в составе расходов для целей налогообложения.

В новых экономических условиях Правительство Санкт-Петербурга было вынуждено внести изменения в Закон от 1 декабря 2008 г. № 730-129 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.». Основной объем сокращения доходов в 2009 г. произошел по двум источникам:

  • по налогу на прибыль организаций — на 68,7 млрд руб., или 63,1% от первоначального объема;
  • по налогу на доходы физических лиц — на 31,1 млрд руб., или 25,6% от первоначального объема.

Общее уменьшение доходов бюджета произведено на сумму 109,1 млрд руб., или 28,9% от первоначального варианта (см. таблицу). Доходы бюджета на 2009 г. были утверждены в объеме 267,9 млрд руб. (впоследствии сумма незначительно менялась в сторону увеличения, в последней редакции закона доходы бюджета Санкт-Петербурга составляют 294,3 млрд руб.).

Сокращение расходов, обусловленное снижением доходной базы городского бюджета, произведено за счет Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга (55% всех изменений), средств на ремонты объектов недвижимости, на обслуживание государственного долга, а также расходов на выполнение мероприятий долгосрочных целевых программ. Частично уменьшены расходы на заработную плату вследствие оптимизации бюджетной сети и штатной численности работников бюджетной сферы города (прежде всего за счет вакантных ставок).

Общее уменьшение расходов бюджета Санкт-Петербурга составило 78,4 млрд руб., или 19,7% от первоначального объема, который был утвержден на 2009 г. в размере 318,8 млрд руб. (в последней редакции закона о бюджете расходы бюджета Санкт-Петербурга — 336,3 млрд руб.).

В результате дефицит бюджета вырос с 20,1 млрд до 50,8 млрд руб. (в последней редакции закона о бюджете — 41,9 млрд руб.), финансирование которого предполагалось за счет средств, как находящихся на счетах бюджета, так и размещенных на срочные депозиты Комитета финансов в уполномоченных банках, и выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ГОРОДА В ТЕЧЕНИЕ 2009 Г.

В целом исполнение бюджета Санкт-Петербурга в 2009 г. оказалось благоприятнее заложенных в законе о бюджете сумм.

Уже по итогам первого полугодия бюджет был исполнен на 52,1%. Отмечалась положительная динамика по поступлению некоторых налоговых доходов при общем снижении объема доходов бюджета Санкт-Петербурга (по сравнению с первым полугодием 2008 г. уменьшение доходов в номинальном исчислении составило 7,5%, с учетом роста цен — 19,7%).

Темп роста налога на доходы физических лиц составил 105% к соответствующему периоду 2008 г. (рис. 1), и, как результат, к концу первого полугодия 2009 г. этим доходным источником была обеспечена наибольшая доля доходов — почти 1/3 от общего объема доходов городского бюджета.

Положительное влияние на исполнение бюджета Санкт-Петербурга в первом полугодии прошедшего года оказало и формирование доходной части бюджета за счет стабильных поступлений от налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, акцизов на нефтепродукты.

Исполнение по расходам за первые 6 мес. 2009 г. составило 40,4% к утвержденному объему при исполнении в 35,2% за аналогичный период 2008 г. Более высокий процент освоения бюджетных назначений в минувшем году связан не с возросшей активностью главных распорядителей бюджетных средств, а с изменениями экономической структуры расходов к предшествующему финансовому периоду.

Вследствие общего сокращения расходов бюджета возрос удельный вес расходов по платежам, которые носят постоянный, ежемесячный характер (в частности, заработная плата). В то же время платежи, связанные с реализацией Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга, сроки производственного цикла и, соответственно, оплата по которым приходятся на конец года, сократились. Все эти факторы обусловили более высокий процент исполнения бюджета за первое полугодие 2009 г.

В III—IV кв. 2009 г. в ряде ведущих отраслей экономики города (обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь) наметились признаки замедления темпов падения финансовых результатов деятельности, что привело к стабилизации ситуации по доходам бюджета и отразилось на поступлении налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга (рис. 2). Бюджетные назначения по налогу на прибыль за 2009 г. исполнены на 120,7% от утвержденного объема.

В течение всего года сохранялась положительная динамика по важнейшим доходным источникам: налог на доходы физических лиц (100,1%), акцизы (114,0%), налог на имущество организаций (117,3%), транспортный (127,0%) и земельный налоги (108,0%).

Исполнение по доходам бюджета Санкт-Петербурга за 2009 г. составило 315,6 млрд руб., или 105,6% от утвержденного объема, исполнение по расходам — 322,3 млрд руб., или 94,6% от утвержденного законом о бюджете объема (рис. 3—4).

Таким образом, дефицит городского бюджета составил 6,7 млрд руб. и был профинансирован с помощью бюджетного кредита, предоставленного Санкт-Петербургу Российской Федерацией, средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, а также остатков средств бюджета, возвращенных с депозитов Комитета финансов в уполномоченных банках.

В связи с отсутствием потребности в средствах в тех объемах, которые были утверждены законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2009 г., и достаточностью сумм остатков на бюджетном счете города государственные заимствования в форме государственных облигаций не осуществлялись.

В результате государственный долг Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января 2010 г. составил 1 818,0 млн руб. по номинальной стоимости, в том числе внутренний — 1 678,3 млн руб., внешний — 139,7 млн руб.

Внутренний долг представлен государственными именными облигациями Санкт-Петербурга и бюджетным кредитом, направленным из федерального бюджета; внешний — обязательствами по государственным гарантиям города, предоставленным кредиторам ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Изменение государственного долга Санкт-Петербурга на сумму 1 476,5 млн руб. обусловлено получением бюджетного кредита из федерального бюджета для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования на сумму 1,6 млрд руб., погашением ГИО Санкт-Петербурга, а также исполнением ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлены государственные гарантии мегаполиса.

БЮДЖЕТ НА 2010 Г.

Бюджет Санкт-Петербурга на 2010 г. формировался с учетом ожидания постепенного восстановления экономической ситуации с умеренным риском шоковых потрясений, которые могли бы повлиять на поступление доходов в бюджет города и, соответственно, на его способность погашать и обслуживать собственные долговые обязательства.

Общий объем доходов бюджета на 2010 г. запланирован в размере 318,5 млрд руб., что лишь на 2,9 млрд руб. больше исполнения в прошедшем году. Согласно закону о бюджете Санкт-Петербурга на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. прирост доходов бюджета составит 0,92%, а в реальном исчислении прибыль снизится на 6,8%. Данный факт обусловлен значительным снижением безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджет Санкт-Петербурга (21,3 млрд руб.). По основным источникам доходов запланирован умеренный рост:

  • по налогу на прибыль организаций — 113,1% в номинальном и 104,4% в реальном исчислении;
  • по налогу на доходы физических лиц — 110,5% в номинальном и 102,0% % в реальном исчислении.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга на этот год предусмотрены в объеме 336,7 млрд руб., что превышает расходы прошлого года на 14,4 млрд руб., или 4,5% в номинальном исчислении.

Одной из основных задач бюджетной политики Правительства Санкт-Петербурга на 2010 г. и дальнейшую перспективу расходов является концентрирование средств внутри отраслей на важнеших направлениях. Наиболее значимые объемы ассигнований в текущем году предусмотрены по следующим отраслям:

  • здравоохранение, физическая культура и спорт — 65,3 млрд руб. (19,4% в расходах бюджета);
  • образование — 61,5 млрд руб. (18,3%);
  • национальная экономика — 59 млрд руб. (17,5%);
  • жилищно-коммунальное хозяйство — 54,7 млрд руб.(16,3%);
  • социальная политика — 37,7 млрд руб. (11,2%).

Объем дефицита бюджета утвержден в сумме 18,2 млрд руб., основным источником финансирования которого по закону о бюджете должны стать государственные облигации Санкт-Петербурга, сальдо привлечения по государственным ценным бумагам города предусмотрено в объеме 19 млрд руб.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2010 Г.

Учитывая особенности исполнения бюджета за 2009 г., а также условия экономической ситуации проведем анализ перспектив осуществления государственных заимствований Санкт-Петербурга в 2010 г.

В случае исполнения по доходам и расходам согласно утвержденным законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2010 г. объемам город выйдет на рынок государственных облигаций и осуществит заимствования в сумме 19 млрд руб. Прочие параметры государственных облигаций Санкт-Петербурга будут определяться с учетом конъюнктуры рынка на момент размещения. При этом по планируемым к размещению выпускам облигаций будет формироваться график погашения государственного долга Санкт-Петербурга без пиков платежей в отдельном бюджетном году.

Принимая во внимание, что зачастую бюджет Санкт-Петербурга исполняется с отклонением от утвержденных объемов, спрогнозируем возможные суммы поступлений доходов и финансирования расходов бюджета на 2010 г., исходя из истории исполнения бюджета и утвержденных законом о городском бюджете объемов доходов и расходов на текущий год. Зададим процент исполнения в 2010 г., равный среднему значению процента исполнения по доходной части и по расходной части за 3 последних года. Если процент исполнения по доходам бюджета составит порядка 111%, а по расходам — 97%, тогда объем превышения доходов над расходами бюджета Санкт-Петербурга в 2010 г. может достигнуть уровня в 30 млрд руб., что в итоге вновь приведет к отказу от осуществления государственных заимствований на рынке ценных бумаг и накоплению остатков средств городского бюджета на счетах.

В случае усугубления экономической ситуации в Санкт-Петербурге и, соответственно, отклонения темпов роста поступлений по основным источникам доходов городского бюджета (налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц) от заложенных законом о бюджете показателей возможен рост дефицита. Источниками его финансирования могут стать как средства, привлекаемые за счет выпуска государственных облигаций Санкт-Петербурга, так и остатки средств бюджета на счетах и на депозитах Комитета финансов в уполномоченных банках. Их сумма по состоянию на 1 января 2010 г. составила 17,4% собственных доходов бюджета.

В настоящее время Комитетом финансов проводится работа по регистрации условий эмиссии и размещения государственных облигаций Санкт-Петербурга следующих видов:

  • дисконтные;
  • купонные с постоянным купонным доходом;
  • купонные с постоянным купонным доходом и амортизацией долга;
  • купонные с фиксированным купонным доходом;
  • купонные с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга.

Номинал облигаций увеличивается до 1000 руб. Предусмотрена возможность разбиения на транши.

По всем видам облигаций, кроме дисконтных, устанавливается срок обращения не менее 1 года и не более 30 лет, а также предусмотрена возможность досрочного погашения выпуска облигаций, даты которого фиксируются в решении о выпуске.

Согласно порядку размещения и обращения купонные облигации могут размещаться на условиях аукциона, конкурса, а также путем заключения сделок купли-продажи на аукционах и в иных режимах торгов, предусмотренных правилами торгов Биржи. При размещении на аукционе предметом торгов является цена облигации, на конкурсе — ставка купонного дохода на первый купонный период.

При размещении государственных облигаций Санкт-Петербурга с постоянным купоном и гособлигаций города с постоянным купоном и амортизацией долга на конкурсе по заявкам его участников определяется ставка купонного дохода на первый купонный период, к которой приравниваются ставки купонов на последующие периоды.

При размещении государственных облигаций Санкт-Петербурга с фиксированным купоном и гособлигаций города с фиксированным доходом и амортизацией долга на конкурсе также определяется ставка купонного дохода на первый купонный период, но при этом ставки на второй и последующие периоды устанавливаются решением о выпуске облигаций.

В случае размещения государственных облигаций в объемах, установленных законом о бюджете Санкт-Петербурга, в 2010 г. отношение долга к доходам городского бюджета увеличится на 6,5 процентных пунктов, составив 7,3% (рис. 5).

Расходы на обслуживание долга Санкт-Петербурга в 2010 г., включая прочие расходы, составят 2,4 млрд руб.

Отношение расходов по обслуживанию государственного долга к расходам бюджета будет не более 0,7% (рис. 6).

Это в целом свидетельствует об умеренной долговой нагрузке бюджета Санкт-Петербурга.

При планировании государственных заимствований город действует на принципах недопущения необоснованного роста государственного долга и поддержания его объема на экономически безопасном для бюджета Санкт-Петербурга уровне. Формирование графика платежей по государственному долгу осуществляется без пиков платежей в отдельном бюджетном году, способствуя снижению риска неисполнения государственных долговых обязательств Санкт-Петербурга до минимально допустимых уровней.






Содержание (развернуть содержание)
Страхование залогового имущества: отношения банка и страховщика
Обращение взыскания на заложенное имущество
Некоторые проблемы использования кредиторами внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество
Управление залоговым имуществом посредством использования механизма ЗПИФа
Выбирают не залоги, а клиентов
Инвесторы не могут найти активы в России
Кризис — время выжидания для иностранных банков
Эпоха «дешевых» денег
Перспективы российского рубля в 2010 году
Сырьевые рынки: долгосрочные тенденции
Затяжное реформирование рынка нефти
Страховка от кризиса
Наибольший потенциал в 2010 году имеют региональные банки
Ритейл выше кризиса
M&A в 2010 году: прогнозы и перспективы
Досрочное исполнение обязательств по облигационному займу
Борьба с инсайдом и манипулированием рынком
Долг Москвы: итоги 2009-го и планы на 2010 год
Коммерческое кредитование субъектов Российской Федерации в 2009 году
Что произошло на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2009 году
Санкт-Петербург. Итоги 2009 года и перспективы государственных заимствований в 2010 году
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: 2009-й — год Москвы, безусловного лидера
Российские регионы и муниципалитеты: кризисный год позади, что дальше?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100