Casual
РЦБ.RU

Ритейл выше кризиса

Февраль 2010

Российский розничный рынок: итоги 2009-го и перспективы 2010 г.

В целом 2009 г. оказался гораздо лучше, чем обещали нам пессимистичные прогнозы. Несмотря на падение покупательского спроса (в реальном выражении розничный рынок по итогам 2009 г. сократился на 5,5%, см. рис. 1—2), компании сектора смогли неплохо приспособиться к новым реалиям:

  • операционная деятельность была направлена на улучшение бизнес-процессов и повышение эффективности работы;
  • капитальные затраты планировались, исходя из текущей долговой нагрузки и операционного потока;
  • финансовая деятельность была ориентирована на поддержание оптимальной структуры капитала.

Потребители стали намного чувствительнее к цене, что заставило ритейлеров уже в начале года конкурировать за покупателя и проводить массовые акции. По словам некоторых участников рынка, одна из пиковых фаз кризиса 2009 г. пришлась на I кв., однако снижение спроса сильнее ощущалось осенью, поскольку в первом полугодии многие граждане, имеющие рублевые сбережения, стремились вложить их в товары, опасаясь дальнейшей девальвации рубля. Непростое положение компаний в первой половине 2009 г. усугублялось еще и крайней дороговизной заемных средств — кредиты можно было взять по ставкам 18—20%, что во многих случаях делало их недоступными для розничных сетей, особенно мелких региональных игроков.

В целом хочется отметить, что в продовольственной рознице никаких существенных изменений не наблюдалось, однако рост обеспечивался в основном за счет ограниченного круга федеральных сетей.

Одним из важных событий 2009 г. (постоянно циркулирующим в информационном пространстве последние несколько лет) стало принятие закона о торговле. С нашей точки зрения, он не внес существенных корректив в повседневную работу компаний, однако введенный порог доминирования на локальном рынке в 25% (в рамках федерального округа и муниципального образования) может негативно повлиять на развитие организованной торговли в долгосрочной перспективе. Дело в том, что указанный порог доминирования сдерживает развитие современных форматов в малых городах России, так как, открыв всего один магазин (гипермаркет), ритейлер уже рискует превысить установленную законом предельную планку. Кроме того, полностью отсутствует нормативная база расчета объема локальных рынков.

Что касается 2010 г., то нам достаточно сложно обрисовать его перспективы, так как в 2009 г. картина менялась практически каждый месяц. Полагаем, что I кв. года, скорее всего, будет похож на сентябрь—ноябрь 2009 г.: низкий уровень инфляции, значительная чувствительность покупателей к цене и продолжающиеся акции со стороны ритейлеров.

Публичные игроки сектора: итоги 2009 г. и перспективы 2010 г.

X5 Retail Group

В 2009 г. компания сохранила свое безусловное лидерство в отрасли по товарообороту (отрыв от второго крупнейшего игрока — «Магнита» — составляет около 40%). Из-за большой долговой нагрузки (около 2 млрд долл. в среднем в течение года) X5 планировала капитальные затраты, исходя из возможностей бизнеса, а свою стратегию строила с прицелом на органический рост. Отметим, что в течение 2006—2008 гг. компания развивала бизнес весьма активно (прибавляя примерно 50% в год в рублевом эквиваленте) за счет неорганического расширения (слияние «Пятерочки» и «Перекрестка» в 2006 г., покупка сети «Карусель» и ряда региональных розничных сетей в 2008 г.). В течение 9 мес. 2009 г. X5 самостоятельно открыла 116 новых магазинов (относительно аналогичного периода предыдущего года выручка в рублях увеличилась на 26%), а в ноябре приобрела сеть «Патерсон», насчитывающую 82 универсама.

Несмотря на падение цен по всем форматам в ключевых регионах компании, с позиций операционной эффективности X5 в течение 9 мес. от квартала к кварталу удавалось сохранять неизменным уровень рентабельности по EBITDA (за III кв. он даже несколько повысился), а в целом за период он составил 8,9%.

Мы считаем, что одной из основных финансовых задач X5 в 2010 г. будет рефинансирование кредитной задолженности (на декабрь 2010 г. приходится погашение синдицированного кредита в размере 1,1 млрд долл.). Стратегия компании в 2010 г. вряд ли будет существенно отличаться от планов 2009 г., однако мы не исключаем, что X5 рассмотрит и различные «неорганические» варианты.

«Магнит»

Год 2009-й стал периодом наиболее агрессивного роста компании. Сеть «Магнит» расширилась на 646 объектов, что означает в среднем открытие почти 2 магазинов ежедневно! В прошлом году компания также вышла на новый уровень рентабельности — маржа по EBITDA за 9 мес. 2009 г. увеличилась относительно показателя годичной давности на 250 б. п. и составила 9,3%.

Менее «ударным» оказался IV кв.: темпы оборота замедлились (с 36% в течение I кв. до 21% в IV кв.), кроме того, компания была вынуждена снижать цены. Тем не менее в целом по году «Магнит» показал динамику оборота 28% (в рублевом выражении), и мы ожидаем, что, несмотря на серьезное удешевление товаров в IV кв. 2009 г., рентабельность по EBITDA в 2009 г. достигнет 9,5% и компания станет лидером отрасли по эффективности. Показатели «Магнита» впечатляют, особенно если учитывать, что компания работает в регионах (более 60% магазинов сети находятся в городах с населением менее 250 тыс. чел.).

Долговая нагрузка «Магнита» осталась одной из самых незначительных в отрасли (отношение «долг/EBITDA» в среднем по году не превышало 1). Компания провела самую крупную публичную сделку на российском фондовом рынке.

В 2010 г. мы не ожидаем позитивных сюрпризов с точки зрения рентабельности (маржа не может расти постоянно…) и считаем, что одной из задач компании будет поддержание уже достигнутого уровня. Скорее всего, в текущем году «Магнит» продолжит свое агрессивное восхождение, и мы предполагаем его активное развитие в формате гипермаркетов.

«Дикси»

Прошлый год был очень непростым для «Дикси» — кризис обострил накопившиеся внутренние проблемы бизнеса, и I кв. 2009 г. стал одним из самых сложных для компании за всю ее публичную историю.

Среди самых заметных изменений для ритейлера в 2009 г. можно отметить формирование слаженной команды, которую в начале года возглавил новый президент Илья Якубсон. Менеджмент сконцентрировался на решении операционных вопросов: в течение года компания полностью наладила логистику, ИТ-систему, усилила маркетинговую политику, создав тем самым устойчивую платформу для повышения рентабельности бизнеса в будущие годы.

Мы считаем, что в первой половине 2010 г. «Дикси» сфокусируется на текущих задачах (увеличение оборота, рентабельности), а далее — на росте бизнеса.

«Седьмой Континент»

Весь год новостной фон вокруг компании имел негативный характер, начиная с отсутствия отчетности за 2008 г. на протяжении большей части 2009 г. (была опубликована лишь в конце 2009 г.) и заканчивая техническим дефолтом по облигационному займу с последующей реструктуризацией и неясной ситуацией со структурой собственности. В декабре 2009 г. компанию покинул финансовый директор Александр Руснак.

Мы ожидаем, что рентабельность EBITDA в 2010 г. снизится по сравнению с 2009 г. на 100—150 б. п. и составит около 8,5—9% за счет более жесткой политики ценообразования и замедления темпов оборота. Поскольку компания была сосредоточена на реструктуризации текущей задолженности, реализация стратегии развития в 2010 г. была практически полностью приостановлена. Мы не прогнозируем значительного изменения ситуации и предполагаем, что в текущем году будет открыто примерно 5—7 магазинов, а рентабельность в лучшем случае застынет на отметке 2009 г.

«М.видео»

Уникальная компания в своем сегменте, значительная часть которого до сих пор работает в «серой» экономике, единственный «непродуктовый» публичный игрок.

В целом 2009 г. был очень нелегким для всего сектора: по оценкам аналитиков, падение достигло 40% в рублевом эквиваленте. Тренды года также были разнонаправленными: опасаясь девальвации рубля, в I кв. 2009 г. покупатели тратили свои сбережения, в том числе на электронику, а со II кв. в условиях относительной стабилизации курсов валют и ограниченного потребительского спроса рынок начал демонстрировать значительную коррекцию. Потребительское кредитование, доля которого в предкризисный год составляла 30%, в первой половине 2009 г. сократилось почти в 2 раза, но с III кв. стало понемногу оживляться.

Тем не менее смещения в сторону дешевых марок не наблюдалось — потребители, наоборот, предпочитали качественные дорогостояшие модели с прицелом на длительный срок их использования.

Ситуация в компаниях сектора усугублялась тем, что многим их них были недоступны кредиты, из чего вытекало отсутствие возможности закупок (в отличие от продуктовой розницы «электроника» не работает на отсрочках платежа).

Выручка «М. видео» за 9 мес. 2009 г. увеличилась на 5%, но была в основном обеспечена ростом в 28% в I кв. 2009 г. Однако результаты компании оказались лучше, чем в целом по сектору. Расширение доли происходило за счет как мелких региональных сетей, так и федеральных игроков.

Снижение потребительского кредитования коснулось «М.видео» меньше, чем остальных участников рынка, благодаря тому, что компания оперирует в более премиальном сегменте и объем кредитования здесь около 18%. В первом полугодии доля кредитов сжалась почти вдвое, но практически вернулась на докризисный уровень в III кв.

По нашим оценкам, в текущем году сектор покажет двузначную прибавку относительно базы 2009 г., подняв выручку с 7 до 15%.



Содержание (развернуть содержание)
Страхование залогового имущества: отношения банка и страховщика
Обращение взыскания на заложенное имущество
Некоторые проблемы использования кредиторами внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество
Управление залоговым имуществом посредством использования механизма ЗПИФа
Выбирают не залоги, а клиентов
Инвесторы не могут найти активы в России
Кризис — время выжидания для иностранных банков
Эпоха «дешевых» денег
Перспективы российского рубля в 2010 году
Сырьевые рынки: долгосрочные тенденции
Затяжное реформирование рынка нефти
Страховка от кризиса
Наибольший потенциал в 2010 году имеют региональные банки
Ритейл выше кризиса
M&A в 2010 году: прогнозы и перспективы
Досрочное исполнение обязательств по облигационному займу
Борьба с инсайдом и манипулированием рынком
Долг Москвы: итоги 2009-го и планы на 2010 год
Коммерческое кредитование субъектов Российской Федерации в 2009 году
Что произошло на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2009 году
Санкт-Петербург. Итоги 2009 года и перспективы государственных заимствований в 2010 году
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: 2009-й — год Москвы, безусловного лидера
Российские регионы и муниципалитеты: кризисный год позади, что дальше?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100