Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Саватюгин Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации

  • Все статьи автора

Время принятия антикризисных мер прошло

Январь 2010

Интервью с заместителем министра финансов Российской Федерации Алексеем Саватюгиным

Финансовый рынок ожидает естественный процесс консолидации и сокращения количества игроков. В то же время важно, чтобы данный процесс не отразился на доступности финансовых услуг населению, — считает заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Саватюгин. В своем интервью он рассказывает о том, каким будет вектор регулирования финансового рынка в 2010 г., почему не стоит вводить лицензию инвестиционного консультанта и что кроется за идеей создания мегарегулятора.

РЦБ: Алексей Львович, ранее министерство сообщило о возможной капитализации ряда банков через облигации федерального займа (ОФЗ). В какой стадии сейчас находится этот процесс?

А. С. Государство полностью готово к началу данной процедуры, все нормативные акты приняты, и Центральный банк приготовился к приему таких заявок от банков. Пока есть только запрос от одного из банков, и мы, честно говоря, этому очень рады, потому как у нас не было цели потратить деньги на капитализацию банков путем выпуска ОФЗ. Если в этом году больше ни один банк с подобной заявкой не придет, это будет означать, что кризис капитала в банковском секторе закончился и все меры, проводимые Правительством и Центральным банком в 2008—2009 гг., спасли банковскую систему.

РЦБ: Какой будет политика министерства в отношении банков? Продолжит ли Минфин стимулировать наращивание банками объемов кредитования реального сектора?

А. С. Работу банковского сектора регулирует Банк России, и мы стараемся не вмешиваться в его деятельность. В текущем году вряд ли потребуется дополнительная капитализация государственных банков за счет госбюджета. Однако мы продолжим мониторинг деятельности банков, особенно структур с государственным участием. Будем контролировать их объемы кредитования реального сектора, размеры выплат вознаграждений ведущим менеджерам этих банков, политику международной экспансии и в отношении дочерних структур.

РЦБ: Как бы Вы прокомментировали идею об увеличении требований по капиталу кредитных организаций до 1 млрд руб. в течение ближайших 5 лет?

А. С. В нашей стране функционирует более 1000 банков, многие из которых имеют очень низкую капитализацию. О том, что наша банковская система недостаточно капитализирована, уже долгое время говорят и российские, и зарубежные аналитики и рейтинговые агентства. Постепенно капитализация банковской системы растет как естественным, так и немного искусственным путем. Так, с января 2010 г. вступило в силу требование о минимальном размере банковского капитала в 90 млн руб., через 2 года эти требования будут повышены до 180 млн руб. Для того чтобы говорить о дальнейшем увеличении минимально необходимого банковского капитала, следует сначала просчитать его размеры и длину переходного периода. Также необходимо проанализировать меры стимулирования повышения банковского капитала, поскольку важен не только его размер, но и качество, чтобы его объем не был искусственно раздут некачественными активами. При этом надлежит обеспечить доступность банковских услуг на всей территории России. Следует помнить, что страна у нас очень большая и есть регионы, где действуют исключительно небольшие региональные банки. И если они уходят с рынка, важно позаботиться о функционировании на этих территориях филиалов или представительств оставшихся крупных банков либо покрыть сетью услуг микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, небанковских кредитных организаций и иных финансовых институтов, предоставляющих подобные услуги населению и региональному бизнесу. То есть речь идет не только о повышении требований к капиталу банков, но и о целом комплексе мер, направленных на создание эффективной и конкурентоспособной банковской системы.

РЦБ: Просчитывали ли вы, как много банков может уйти с рынка в связи с данными нововведениями?

А. С. Нет, не просчитывали. В настоящее время в России наблюдается общая тенденция к сокращению банков и других финансовых институтов. Это нормальные рыночные процессы консолидации финансовых институтов, слияний и поглощений, которые лишь ускорились в результате кризиса. И определенных планов относительно того, сколько банков должно уйти или остаться на рынке, у нас нет. Разговоры о том, что России хватит 100 или 500 банков, мне кажутся некорректными.

РЦБ: Схожие процессы сейчас идут и на фондовом рынке. Серьезный резонанс вызвало повышение требований к собственному капиталу профессиональных участников рынка ценных бумаг с 1 июля 2010 г.? Как Вы считаете, насколько это обоснованный шаг в текущих экономических условиях? Не противоречит ли он концепции построения в России мирового финансового центра?

А. С. Концепции построения мирового финансового центра данное решение не противоречит, поскольку в ней ничего не сказано по этому поводу. С моей стороны будет не совсем корректным комментировать действия других регуляторов, в частности ФСФР. Могу отметить лишь несколько моментов. Во-первых, как и в отношении банковского сектора, увеличение финансовых требований и последующее за ним сокращение количества участников рынка не должны привести к ухудшению условий доступа населения к финансовым услугам, в особенности это касается регионов. Времени до вступления новых требований осталось очень мало, всего полгода, и я не уверен, что крупные федеральные компании успеют за это время «дотянуть» свои сети во все регионы и обеспечить их финансовыми услугами. Во-вторых, необходимо больше внимания уделять не столько размеру капитала, сколько его качеству. В-третьих, на что хотелось бы особо обратить внимание: требования к размеру капитала банков устанавливаются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», минимальный размер капитала страховых компаний — Федеральным законом «Об организации страхового дела» и только требования к размеру капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг — Приказом ФСФР, т. е. не законом и даже не Постановлением Правительства РФ. В результате продолжительность дискуссии по данному вопросу значительно сокращена, фактически она проходит между руководством ФСФР России и Минюстом, который этот приказ регулирует, в то время как изменения в федеральные законы согласовываются в парламенте, профильных комитетах, Правительстве, Администрации Президента, с саморегулируемыми организациями, участниками рынка, лоббистскими группами. Поэтому, на мой взгляд, подобные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг должны устанавливаться федеральным законом.

РЦБ: В настоящее время подготовлен Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг неквалифицированным инвесторам)». Как бы Вы охарактеризовали данный законопроект? На Ваш взгляд, необходимо введение лицензирования этой деятельности? Какова роль инвестиционных консультантов для финансового рынка?

А. С. Сейчас нет никакой необходимости вводить новые виды лицензируемой деятельности на финансовом рынке, тем более лицензирование инвестиционных консультантов. В свое время у нас уже был опыт введения лицензий и аттестатов финансовых консультантов, который скорее представлял собой отрицательный и неудачный пример того, как не надо регулировать финансовый рынок. Лицензии финансовых консультантов, к счастью, отменили, а сегодня возрождается идея введения лицензий инвестиционных консультантов. Пока я не услышал ни одного здравого аргумента в подтверждение необходимости лицензирования данного вида деятельности. В отличие от финансовых посредников, которые работают со средствами клиентов, инвестиционные консультанты всего лишь дают советы, которому можно последовать или не воспользоваться им. Непонятно, почему этот бизнес должен быть регулируемым. За что консультант должен нести ответственность: за совет вложиться в определенную бумагу, которая спустя некоторое время упала? Если инвестиционный консультант будет давать неграмотные рекомендации, от него просто уйдут клиенты, которые сами принимают решения и несут ответственность за свои средства.

РЦБ: Актуальна ли сейчас идея создания мегарегулятора на финансовом рынке? Каково Ваше отношение к данной идее?

А. С. В настоящее время идея создания мегарегулятора рассматривается скорее в теоретическом аспекте. Речь может идти не о его формировании как отдельного органа, а о координации деятельности различных регуляторов, обмене информацией между ними и об унификации подходов регулирования различных сегментов финансового рынка. Финансовые институты, как правило, не существуют сами по себе, они функционируют в составе различных финансовых групп: у каждого крупного банка есть свои аффилированные с ним страховая компания, управляющая компания, депозитарий, пенсионный фонд, а также возможны лизинговые и факторинговые компании, брокер и т. д. Перечисленные компании передают информацию разным регуляторам: банк — Центральному банку, страховая компания — Росстрахнадзору, управляющая компания — ФСФР и т. д. Регуляторы не обмениваются друг с другом этой информацией либо делают это в недостаточной степени, таким образом, проблемы группы в целом они не видят. Логично, что проблемы, возникающие у одной компании этой группы, потом затронут и остальные компании. В настоящее время различные сегменты финансового рынка функционируют и регулируются принципиально по-разному — это исторически сложившийся факт. Например, на рынке ценных бумаг закреплены лицензирование деятельности его участников и обязательная аттестация специалистов, на банковском рынке — обязательное согласование руководителя компании с регулятором. Где-то есть саморегулируемые организации, где-то их нет, где-то предусмотрено обязательное членство в саморегулируемых организациях, где-то оно отсутствует, где-то необходимо согласование с регулятором всех правил предоставления услуг и т. д. Таким образом, мы имеем очень неоднородный подход к регулированию различных сегментов финансового рынка. Накопленный к настоящему времени опыт позволяет провести анализ и выработать унифицированную и эффективную систему регулирования и контроля на финансовом рынке.

РЦБ: Насколько жестче стал надзор в финансовой системе со стороны регулирующих органов за прошедший кризисный год? Каков вектор его дальнейшего развития с учетом полученных уроков?

А. С. На мой взгляд, кризис показал, что идея контрциклического регулирования верна, т. е. требования к финансовому состоянию и капиталу ужесточаются тогда, когда в экономике все хорошо, и, напротив, ослабляются в период нестабильности. В России это получилось по факту. Так, например, Центральный банк в период кризиса ослабил требования к капиталам банков, особенно тех, которые попали под процедуры санации и оздоровления. Наше ведомство во время кризиса не поднимало нормативы достаточности собственных средств и т. д., потому что ужесточение требований в тяжелые времена приводит к уходу с рынка очень большого количества игроков. С другой стороны, должны повышаться требования к оперативности предоставления финансовой отчетности. У нас есть сегменты финансового рынка, где отчетность сдается 1 раз в квартал, да еще и с задержкой на месяц, что лишает регулятора возможности гибкого подхода к принятию решения. В результате надзорный орган, вместо того чтобы предотвращать развитие негативных тенденций, вынужден их констатировать. Необходимо превращать надзор административных мер в превентивный контроль профилактических мер и оперативного регулирования.

РЦБ: Каковы, на Ваш взгляд, уроки данного кризиса?

А. С. Кризис показал, что в переломный момент такие «неповоротливые» регуляторы, как федеральные министерства, Правительство РФ, Центральный банк и др., могут очень оперативно принимать решения. В сентябре—ноябре 2008 г. были приняты срочные меры, позволившие предотвратить коллапс финансовой системы. Страна находилась в очень тяжелом положении, а могла бы оказаться в еще худшем. Благодаря оперативным мерам реагирования государства кризиса в финансовом секторе фактически не произошло. Мы наблюдали падение производства и серьезное снижение котировок на фондовом рынке, но краха ни одного системообразующего финансового института не произошло. Не наблюдалось паники и бегства вкладчиков, ни один крупный банк, ни одна крупная страховая компания, ни один крупный институт фондового рынка не прекратили своего существования. У некоторых финансовых институтов поменялись собственники, около 20 банков попали под санацию Агентства по страхованию вкладов, что в принципе, можно сказать, находится в пределах нормы.

РЦБ: Каковы приоритетные направления работы министерства в области регулирования финансового рынка в 2010 г.?

А. С. Я надеюсь, что время принятия антикризисных мер уже прошло и в 2010 г. необходимо будет просто работать над улучшением финансовой системы в целом. У нас есть стратегия развития финансового рынка в целом, есть концепция построения мирового финансового центра и стратегия развития страхового сектора. Возможно, в наступившем году мы приступим к разрабке стратегии развития банковского сектора. Эти среднесрочные документы, и их нужно выполнять. Из первоочередных задач, которые я мог бы выделить, — это совершенствование законодательства о банкротстве. Вполне возможно, что на финансовом рынке начнутся банкротства компаний: у нас больше 700 страховщиков, более 1000 банков, огромное количество участников рынка ценных бумаг. Не все эти институты обладают одинаковой финансовой устойчивостью, и их нужно грамотно банкротить, с тем чтобы, например, банки или страховые компании могли грамотно передать портфель застрахованных лиц более устойчивой компании. В данном же контексте следует рассматривать совершенствование вопросов залога, его реализации, регистрации и т. д., вопросов банкротства физических лиц. Также есть необходимость совершенствования биржевой и учетно-расчетной инфраструктуры: у нас «завис» закон о центральном депозитарии, мы надеемся, что в начале 2010 г. будут все-таки приняты такие базовые Законы, как «О бирже и организованных торгах» и «О клиринге и клиринговой деятельности». Я надеюсь, мы все-таки поставим точку в вопросе центрального депозитария и законодательного закрепления нормальной системы учета прав собственности на рынке ценных бумаг. То же касается и связанных с ним вопросов развития биржевой инфраструктуры, развития двух основных биржевых групп — ММВБ и РТС и участия государства в них. Кроме того, требуют своего разрешения проблемы, связанные с сегментами рынка, которые сегодня находятся вне правового поля, никак не регулируются либо регулируются не должным образом. В первую очередь это касается компаний, осуществляющих доступ на валютный рынок (рынок FOREX) — огромную площадку, имеющую большое количество клиентов, которые иногда теряют свои деньги. Это рынок микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, платежных терминалов, коллекторских агентств, рейтинговых агентств, ломбардов, клиринговых и факторинговых компаний. Не все вопросы решены в области налогообложения на финансовом рынке. Безусловно, мы много сделали в прошлом году, особенно в части налогообложения срочных сделок, но этого недостаточно, поэтому продолжим работу в этом направлении.


Содержание (развернуть содержание)
Время принятия антикризисных мер прошло
В венчурной индустрии деньги - необходимый компонент, но недостаточный
Сохранение лидирующего положения — главный итог 2009 года
ВЭБ может обойтись и без акционирования
Кризис вывел российский рынок на качественно новый уровень
Примитивный меркантилизм не для нас
Время непонятных размещений на долговом рынке прошло
Самостоятельно выйти из кризиса Россия не сможет
В 2010 году все изменится к лучшему
Клиент — в фокусе внимания
Государство теснит частные компании на рынке инвестуслуг
Пора переходить от слов к действиям
2010-й — под знаком волатильной нефти
Чиновники и взятки
Девальвация как императив независимости
Курс — на понижение
Российские банки: подарки кризиса
Проведение финансовых расследований на предприятиях
Антикризисные коммуникации: возвращение доверия инвесторов и кредиторов
Презентация годовой отчетности банка на пике негативных настроений и пессимистичных ожиданий
Прогноз — дело тонкое Раскрытие текущих и прогнозных финансовых результатов компании в условиях острой фазы стагнации сектора и экономики
Реструктуризация в период кризиса
Российский долговой рынок в 2009 году: итоги и перспективы

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100