Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Бежаев Олег, Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации

  • Все статьи автора
  • Зарубин Андрей, Эксперт Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации

  • Все статьи автора

Две стороны бюджетного кредитования юридических лиц

Декабрь 2009

Статья продолжает дискуссию о достоинствах и недостатках инвестиций на основании бюджетных кредитов, предоставляемых юридическим лицам из бюджетов субъектов РФ. Фондовый рынок является источником средств для таких кредитов, например, для Карелии.

Обусловленное корректировкой бюджетного законодательства право предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации, действовавшее до 1 января 2008 г., было упразднено. Данное решение вызвало многочисленные дискуссии в кругах заинтересованных специалистов, а законодательные инициативы, направленные на восстановление указанного права, не получили одобрения Правительства Российской Федерации. Анализ преимуществ и недостатков бюджетного кредитования юридических лиц за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации дает возможность оценить обоснованность принятого решения.

В качестве главного аргумента в пользу бюджетного кредитования выступает его возмездный характер. Данная особенность при прочих равных условиях позволяет рассматривать бюджетные кредиты как наименее рискованную форму оказания финансовой поддержки, учитывая, что недостижение целей их предоставления, по крайней мере, не приводит к безвозвратной потере средств соответствующих бюджетов. Более того, недостижение целей предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не является препятствием для получения публично-правовым образованием доходов от использования указанного инструмента.

Гибкость механизма бюджетного кредитования позволят выявить, как он соотносится с другими инструментами оказания финансовой поддержки.

Оперативность предоставления бюджетных кредитов в объемах, превышающих 10 млн руб., в отличие от субфедеральных государственных гарантий, как правило, выше из-за установленного Бюджетным кодексом РФ требования, направленного на обеспечение прозрачности указанных программ. Согласно ему в программе государственных гарантий субъекта Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с перечислением категорий и (или) наименований принципалов при превышении ее объема обозначенного предела.

Взнос в основной капитал, являющийся, по существу, инвестиционным инструментом, не во всех случаях приемлем в качестве формы финансовой помощи, а установление налоговых льгот не предполагает оказания точечной поддержки юридических лиц.

Учитывая изложенное, бюджетное кредитование юридических лиц из региональных бюджетов может стать дополнительным эффективным инструментом поддержки реального сектора экономики, обеспечивающим соответствующие субъекты хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами в случае возникновения затруднений с их привлечением в банковском секторе. Последнее обстоятельство, а также ряд других указывают на обоснованность отсутствия в бюджетном законодательстве средств бюджетов субъектов Российской Федерации в составе источников предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам.

Восстановление права оказания финансовой поддержки субъектам хозяйственной деятельности за счет средств региональных бюджетов в форме бюджетных кредитов и последующее за этим расширение практики их предоставления могут вызвать снижение конкурентоспособности банков, стабильность функционирования которых является залогом эффективного развития экономики. При этом ухудшение условий функционирования указанных кредитных организаций создаст дополнительные препятствия для осуществления надлежащего регулирования их деятельности со стороны уполномоченных органов власти.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации в качестве основной проблемы бюджетного кредитования юридических лиц отмечают невозможность обеспечения всесторонней проверки платежеспособности потенциальных заемщиков и аффилированных с ними лиц, а также проведения комплексного мониторинга изменения их финансового состояния. Указанное обстоятельство создаст условия для получения бюджетных кредитов от субъектов РФ соответствующими заемщиками, не прошедшими проверку на получение кредитных ресурсов в банках.

Кроме того, отсутствие в рамках действующего законодательства достаточных рычагов воздействия на несостоятельных заемщиков со стороны субъектов Российской Федерации может привести к разбалансировке их бюджетов, в том числе финансово обеспеченных субъектов Российской Федерации.

В то же время первоочередной задачей публично-правовых образований является реализация возложенных на них расходных обязательств в целях обеспечения населения необходимыми бюджетными услугами, такими как: выплата заработной платы, пенсий, пособий и оказание мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан, организация предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта и выполнение других социально-значимых обязательств. Ограничение на предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам за счет средств региональных бюджетов, обусловленное политизированностью системы распределения финансовых средств в отдельных публично-правовых образованиях, позволяет защитить недостаточно финансово обеспеченные субъекты Российской Федерации от сокращения ассигнований на первоочередные обязательства в связи с их увеличением на поддержку соответствующих юридических лиц.

Таким образом, предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам лишь в исключительных случаях целесообразно осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что в новых экономических условиях и рамках действующего законодательства расширение практики их предоставления может привести как к искажению условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, так и к дестабилизации финансовой ситуации в отдельных публично-правовых образованиях. При этом недопущение дефицита кредитных ресурсов может быть обеспечено субъектами Российской Федерации посредством содействия расширению кредитования юридических лиц со стороны банковских учреждений через предоставление субъектам хозяйственной деятельности государственных гарантий и субсидирование процентных ставок по кредитам.

В случае принятия соответствующего решения в пользу восстановления права предоставления указанных кредитов потребуется внесение существенных корректив в механизм бюджетного кредитования юридических лиц. Предложенные новации должны быть ориентированы на недопущение предоставления заемных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации несостоятельным заемщикам, минимизацию негативного воздействия на конкурентоспособность кредитных организаций в результате их предоставления и бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации.

Следует предусмотреть жесткие критерии оценки платежеспособности потенциальных заемщиков, позволяющие снизить риски бюджетных инвестиций юридическим лицам, финансовое состояние которых нестабильно, определить перечень организаций, предоставление бюджетных кредитов которым недопустимо.

Для предотвращения чрезмерного кредитования юридических лиц за счет средств региональных бюджетов необходимо ограничить сроки получения указанных кредитов, установить требование, согласно которому юридическому лицу, получившему финансовую поддержку из регионального бюджета в форме бюджетного кредита, не может быть оказана аналогичная помощь в течение определенного периода времени, а также сформировать закрытый перечень приоритетных бюджетных услуг, финансовое обеспечение которых может осуществляться, в том числе, за счет данных кредитов.

В целях недопущения расходования бюджетных средств на кредитование юридических лиц субъектами Российской Федерации, налоговых и неналоговых доходов которых недостаточно для реализации первоочередных расходных обязательств, право предоставления указанных кредитов должны иметь лишь те из них, удельный вес межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов которых не превышает 5%, либо субъекты Российской Федерации, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Кроме того, для усиления заинтересованности субъектов РФ в обеспечении эффективного функционирования механизма бюджетного кредитования юридических лиц и для повышения их ответственности за этот процесс из объема финансовой потребности указанных публично-правовых образований в финансовой помощи из федерального бюджета следует исключать объем потерь, возникших в результате предоставления соответствующих бюджетных кредитов. Это позволит снизить риски увеличения нагрузки на федеральный бюджет в результате безответственной финансовой политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация указанных мер будет способствовать созданию необходимых условий для эффективного функционирования механизма бюджетного кредитования юридических лиц за счет средств бюджетов субъектов и минимизации возникновения негативных побочных эффектов от его действия.


Содержание (развернуть содержание)
Развитие финансовой системы — план конкретных мер в работе
Модернизация — красивое слово или нечто большее? Время покажет…
Российская нефтепереработка в условиях изменяющегося законодательства
Рубль обречен на укрепление
GDR для международных компаний
Российский рынок структурированных продуктов
«Мы готовы удерживать качество энерготрейдинга на высоком уровне»
Тему кризиса закрыли
Итоги VI Ежегодного Федерального инвестиционного форума
Либерализация тарифов регистраторов: сегодня или в перспективе?
Итоги конференции «Изменения в Налоговом кодексе РФ: операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок»
Итоги XII Ежегодного Федерального конкурса годовых отчетов и сайтов корпораций
Лучшие годовые отчеты и сайты
Долг Москвы: итоги 2009 года
Рынок региональных облигаций: затянувшееся возвращение
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт привлечения заимствований и практика управления государственным долгом Самарской области
Облигации субъектов РФ и муниципальных образований: Москва одна за всех?
Волгоградские областные займы: текущая ситуация и планы на перспективу
Две стороны бюджетного кредитования юридических лиц

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100