Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Палюшок Максим, Главный специалист сводного отдела бюджетного планирования комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области

  • Все статьи автора

Волгоградские областные займы: текущая ситуация и планы на перспективу

Декабрь 2009

Субъекты Российской Федерации, так же как и муниципальные образования, продолжают испытывать проблемы с наполнением собственных бюджетов. Снижение объемов доходных поступлений в результате сокращения налоговой базы ведет к необходимости поиска источников финансирования собственных расходов, среди которых на первый план выступают заимствования.

Первостепенной для региональных бюджетов остается проблема поддержания текущей ликвидности, которая решается посредством привлечения недешевых банковских кредитов. Межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты рассматриваются в качестве реального источника финансовых ресурсов, но потенциал их не безграничен. Кроме того, стимулирование экономики как обязательное условие посткризисного развития невозможно без привлечения «длинных» денег. В текущей финансовой ситуации облигационные займы доступны не всем, однако рано или поздно к ним придется вернуться.

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ

Осуществление финансовой деятельности в Волгоградском регионе, запланированное в соответствии с разработанным и утвержденным в конце 2008 г. бюджетом, стало возможно благодаря относительно стабильным поступлениям доходов и достаточной диверсифицированности доходных источников. Тем не менее в целях обеспечения финансовой стабильности региона в июне 2009 г. областной бюджет был пересмотрен. Изменения коснулись как расходов (результат их оптимизации), так и доходов (учет снижения экономической активности).

Снижение показателей развития реального сектора экономики потребовало повторную корректировку бюджета. Проект обновленного бюджета содержит поправки, касающиеся доходных статей: уменьшение прогнозного показателя поступлений налоговых и неналоговых доходов в связи с сокращением налоговой базы по основным, занимающим доминирующее положение в формировании бюджета налогам. Сопоставимое сокращение расходов обусловливает сохранение основных характеристик программы государственных внутренних заимствований на текущем, закрепленном в первоначальном бюджете уровне. Основное внимание уделяется текущему балансированию бюджета (за счет кредитов кредитных организаций, средств финансовой поддержки из федерального бюджета), также предусматривается привлечение среднесрочных заимствований (посредством эмиссии областных облигаций).

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Исполнение регионального бюджета существенно отличается от показателей 2008 г. Это вполне объяснимо: плановые параметры, как по доходам, так и по расходам, определялись еще в конце прошлого года и частично скорректированы летом текущего. В соответствии с действующей редакцией Закона о бюджете и данными об его исполнении объем поступивших доходов по итогам 9 мес. составил 65,2% от плана, в отношении собственных доходов без учета безвозмездных поступлений — 58,1% (рис. 1). За аналогичный период 2008 г. этот показатель достиг 79,1 и 83% соответственно.

Фактическое исполнение находится на уровне 2008 г.: исполнение по доходам составляет 104%, в отношении собственных доходов без учета безвозмездных поступлений — 80%.

С учетом обновленных параметров бюджета уровень исполнения по доходам к плану составляет 72,3% (по собственным доходам без учета безвозмездных поступлений — 68,2%).

Показатели исполнения по расходам бюджета практически соответствуют данным 2008 г.: 58,3% против 64,4% (с учетом текущих корректировок — 64,4%) (рис. 2).

Несмотря на существенный уровень заложенного в Законе о бюджете дефицита, фактически на 1 октября 2009 г. бюджет исполнен с профицитом, что объясняется как оптимизационными процедурами в отношении расходов, так и наличием остатков на счетах по учету средств бюджета на начало года.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Еще в 2008 г. приоритет в программе государственных внутренних заимствований Волгоградской области отдавался ценным бумагам и банковским кредитам. Однако программа заимствований 2009 г. содержит такой инструмент, как бюджетные кредиты: запланированный объем привлечения установлен на уровне 2 млрд руб. Более чем в 2,5 раза (в сравнении с прошлым годом) выросли потребности в краткосрочных банковских кредитах — до 5 млрд руб. Общий плановый объем государственных заимствований по этим трем группам заемных инструментов увеличился с 3 до 8 млрд руб. (рис. 3).

При этом запланированные объемы привлечений посредством эмиссии областных облигаций остаются на уровне 2008 г. (без учета займа в 1,5 млрд руб., от которого в конце прошлого года было решено отказаться).

На текущий момент выбрано 3 млрд от лимита по банковским кредитам, при этом большая часть этой суммы (а именно 2,5 млрд руб.) уже погашена.

В рамках принятой программы заимствований регионом в целях обеспечения дополнительных поступлений бюджета запланирован и размещен на бирже среднесрочный заем с фиксированным купоном и амортизацией долга на сумму 1 млрд руб. Эффективная доходность при размещении составила 14,92%. Срок обращения облигаций — 728 дней.

По состоянию на 1 октября 2009 г. общий объем находящихся в обращении 5 биржевых выпусков Волгоградских облигаций составил 3,413 млрд руб. (табл. 1).

При этом в первом полугодии текущего года погашена часть долга по областным облигациям выпусков 2005 и 2007 гг. и остаток долга по долгосрочным облигациям Волгоградской области на предъявителя с постоянным (фиксированным) купоном и амортизацией долга выпуска 2004 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Политика государственных заимствований естественным образом повлияла на объем и структуру государственного долга Волгоградской области. По сравнению с началом 2009 г. объем долга увеличился практически на 1 млрд руб. — с 3,8941 до 5,1935 млрд руб. Таким образом, он достиг уровня 2007 г.: на 1 января 2008 г. его объем составлял 5,0419 млрд руб. (табл. 2). Данное изменение произошло за счет обязательств по государственным облигационным займам, а также по кредитам кредитных организаций (при том что на начало года объем краткосрочных обязательств по банковским кредитам был равен нулю).

В результате объем кредитов кредитных организаций в структуре долгового портфеля увеличился (несущественно на данный момент) с 0 до 9,6% (рис. 4).

Доля обязательств по государственным ценным бумагам в структуре долга практически соответствует уровню начала года — 65,7%, хотя на протяжении всего года она неуклонно снижалась — до момента размещения облигационного займа.

Выросла доля обязательств по гарантиям, что связано с расширением программы государственных гарантий Волгоградской области.

До конца года следует ожидать изменения объема обязательств как по банковским кредитам — с учетом погашения действующих и привлечения новых кредитов в пределах установленного годового лимита (дата проведения очередного аукциона уже установлена), так и по бюджетным кредитам — из федерального бюджета.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Политика заимствований Волгоградской области на 2010 г. формируется с учетом сложившейся экономической ситуации и фактически является продолжением принятого в текущем году курса. В качестве первостепенной рассматривается задача балансирования бюджета. В проекте программы государственных внутренних заимствований приоритет отдается кредитам кредитных организаций: основные объемы привлечения и погашения приходятся именно на банковские кредиты (рис. 5), что объясняется необходимостью поддержания в течение всего финансового года требуемого уровня расходов бюджета, который традиционно имеет социальную направленность.

Тем не менее привлечение финансовых средств путем организации облигационного займа возрастет, чему имеются определенные предпосылки.

Как показало последнее размещение, на региональные облигации имеется спрос: при общем объеме выпуска RU34003VLO0 в 1 млрд руб. было подано заявок общим объемом свыше 3,78 млрд руб.

Таким образом, учитывая необходимость не только исполнения социальных обязательств, но и обеспечения инвестиционных расходов в рамках мер по стимулированию экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе, облигационным займам будет уделяться определенное внимание, степень которого зависит от финансовой ситуации в стране.

ВЫВОДЫ

В качестве первостепенной для Волгоградской области в настоящее время выступает задача балансирования бюджета, что связано с его традиционно социальной направленностью и, соответственно, необходимостью обеспечения принятых социальных обязательств.

В условиях снижения доходных поступлений акцент делается не только и не столько на расширении заемной деятельности, сколько на оптимизации расходов.

Тем не менее программа заимствований с начала года претерпела определенные изменения: произошло увеличение объемов привлечения банковских кредитов. Объемы государственных облигационных заимствований остались неизменными — на уровне, определенном еще в конце 2008 г. Предусмотрено получение и бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Общий объем и структура заимствований в соответствии с проектом программы государственных внутренних заимствований Волгоградской области на 2010, 2011 и 2012 гг. отражают сложившуюся ситуацию: политика заимствований на ближайшую перспективу является продолжением принятого в текущем году курса. Объемы привлечения банковских кредитов остаются на уровне текущего года. Объем бюджетных кредитов также фиксируется на уровне 2009 г. Однако оценивая возможности по привлечению дополнительных ресурсов на 2010 г., следует учитывать планы Правительства Российской Федерации по сокращению дополнительных мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов.

В соответствии с проектом Закона о бюджете Волгоградской области на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. несколько расширяются объемы облигационных займов. Это связано с требованием обеспечения инвестиционных расходов, которое в условиях ограниченности ресурсов происходит за счет заимствований. Стабильные схемы привлечения инвестиций необходимы, поскольку бюджет служит не только стабилизирующим, но и антикризисным механизмом. Инвестиционные расходы, в том числе и в социальной сфере, имеют достаточный мультипликативный эффект, что свидетельствует в пользу привлечения средне- и долгосрочных ресурсов.

Поддержание на действующем уровне социальных расходов в ближайшей перспективе будет происходить с учетом необходимости обеспечения, в том числе за счет заемных ресурсов, минимального уровня инвестиционных расходов бюджета.





Содержание (развернуть содержание)
Развитие финансовой системы — план конкретных мер в работе
Модернизация — красивое слово или нечто большее? Время покажет…
Российская нефтепереработка в условиях изменяющегося законодательства
Рубль обречен на укрепление
GDR для международных компаний
Российский рынок структурированных продуктов
«Мы готовы удерживать качество энерготрейдинга на высоком уровне»
Тему кризиса закрыли
Итоги VI Ежегодного Федерального инвестиционного форума
Либерализация тарифов регистраторов: сегодня или в перспективе?
Итоги конференции «Изменения в Налоговом кодексе РФ: операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок»
Итоги XII Ежегодного Федерального конкурса годовых отчетов и сайтов корпораций
Лучшие годовые отчеты и сайты
Долг Москвы: итоги 2009 года
Рынок региональных облигаций: затянувшееся возвращение
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт привлечения заимствований и практика управления государственным долгом Самарской области
Облигации субъектов РФ и муниципальных образований: Москва одна за всех?
Волгоградские областные займы: текущая ситуация и планы на перспективу
Две стороны бюджетного кредитования юридических лиц

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100