Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Якимов Владимир, Руководитель управления государственного долга и финансовых рынков Министерства управления финансами Самарской области

  • Все статьи автора

Опыт привлечения заимствований и практика управления государственным долгом Самарской области

Декабрь 2009

В условиях финансово-экономического кризиса возрастает роль государственных заимствований как одного из важнейших инструментов финансирования дефицита бюджета при ограниченных возможностях увеличения его доходов и необходимости выполнения в полном объеме социальных обязательств. В то же время привлечение денежных ресурсов связано с усилением финансовых рисков, что требует введения жестких критериев и процедур управления государственным долгом.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 107) установлен предельный размер государственного долга, который не должен быть больше общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного количества безвозмездных поступлений. У субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 60% собственных доходов консолидированного бюджета, предельная величина долга не может быть более 50% утвержденных общих годовых доходов бюджета без учета установленного размера безвозмездных поступлений. Верхний предел государственного долга, представляющий собой расчетный показатель по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), также определяется с соблюдением указанных ограничений.

В соответствии с рекомендациями ведущих мировых рейтинговых агентств в Самарской области с 2005 г. утверждался предельный уровень долговой нагрузки на областной бюджет, т. е. лимитировался объем государственного долга на 1 января очередного финансового года в процентном соотношении к плановому показателю доходов текущего года.

Таким образом, еще до вступления в силу поправки в Бюджетный кодекс РФ, дающей право субъектам Российской Федерации законодательно вводить дополнительные ограничения по государственному долгу, в Самарской области в 2005—2007 гг. Законом об областном бюджете устанавливался предельный уровень долговой нагрузки в размере 35% от общего объема доходов бюджета.

В настоящее время Законом Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» дано определение долговой нагрузки на областной бюджет по всем видам долговых обязательств и государственным заимствованиям.

Так, долговая нагрузка по всем видам долговых обязательств рассматривается как процентное соотношение планового размера государственного долга, а по государственным заимствованиям — как процентное соотношение плановой величины государственных заимствований Самарской области на конец очередного финансового года и каждого года планового периода к плановому объему доходов областного бюджета на очередной финансовый год и каждый год планового периода без учета безвозмездных поступлений.

Утвержденные значения долговой нагрузки на 2008 г. по всем видам долговых обязательств не могли быть более 40%, по государственным заимствованиям — более 35%.

Так как в 2008 г. плановая доля безвозмездных поступлений в доходах областного бюджета превышала 5%, вышеуказанные ограничения были более жесткими по сравнению с действующим в 2005—2007 гг. ограничением величины государственного долга в размере 35% от общего количества доходов.

По итогам исполнения областного бюджета в 2008 г. объем государственного долга Самарской области по состоянию на 1 января 2009 г. составил 31% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, объем заимствований — 28%. Таким образом, предельный уровень долговой нагрузки в 2008 г. был соблюден.

В связи с уменьшением доходов областного бюджета в 2009 г. относительно первоначально предусмотренных уровень долговой нагрузки в 2009 г. увеличен до 45% по всем видам долговых обязательств и до 41% по государственным заимствованиям. Для сохранения объема государственного долга в пределах установленной величины долговой нагрузки количество привлекаемых заимствований в 2009 г. сократилось с 7,5 млрд до 3,0 млрд руб.

Принимая решение о выпуске в 2009 г. облигационного займа, в области понимали, что в текущей ситуации его доходность будет выше более ранних займов, однако отказ от заимствований в условиях 30%-ного снижения доходной части бюджета мог привести к сворачиванию важнейших инвестиционных программ, таких как строительство метрополитена в Самаре, реконструкция Самарского театра оперы и балета, возведение Кировского моста через реку Самара, переселение граждан из ветхих и аварийных домов.

Вместе с тем существующие ограничения по государственному долгу позволили области сохранить заимствования в рамках так называемого «порога управляемости долгом» с учетом возможностей бюджета по дальнейшему обслуживанию и погашению долговых обязательств.

В соответствии со ст. 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации правительством Самарской области были установлены предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг (по номинальной стоимости): на 2009 г. — 3000 млн руб., на 2010 и 2011 гг. — 0 млн руб.

В связи с привлечением в 2009 г. кредита федерального бюджета в целях строительства, реконструкции, текущего и капитального ремонта, содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением трасс федерального значения) под 1/4 ставки рефинансирования Банка России в сумме 574,9 млн руб. размер облигационного займа 2009 г. был уменьшен и составил 2425 млн руб. Таким образом, объем программы заимствований 2009 г. удержался на уровне 3,22 млрд руб., однако обслуживание бюджетного кредита обойдется значительно дешевле.

По состоянию на 1 декабря 2009 г. государственный долг Самарской области был равен 24831 млн руб., в том числе: 22225 млн руб. — это государственные облигации области, 971 млн руб. — привлеченные кредиты федерального бюджета, 1635 млн руб. — государственные гарантии (табл. 1).

Из-за высоких показателей текущей ликвидности бюджета в течение последних лет Самарская область не занималась привлечением кредитов коммерческих банков.

Помимо 3-летнего бюджетного кредита в 574,9 млн руб., взятого в 2009 г., у области имеются валютные обязательства по субзаймам Минфина России в размере 6 млн долл.

Государственные гарантии Самарской области обеспечивают валютные обязательства принципалов перед Министерством финансов РФ на сумму 2,24 млн долл., а также долгосрочные обязательства по кредитам 2007—2008 гг. на реализацию инвестиционных проектов в сфере строительства жилья (1,5 млрд руб.) и сельского хозяйства (70 млн руб.).

В текущем году планируется предоставление государственных гарантий Самарской области на осуществление инвестиционного проекта по возведению жилья на сумму 360 млн руб., а также 117,75 млн руб. — на реализацию областными предприятиями автомобильной промышленности проектов, не имеющих инвестиционной составляющей.

Рост государственного долга с 2003 г. происходит преимущественно за счет выпусков облигаций, и в настоящее время более 90% долговых обязательств и 96,7% прямого долга Самарской области представлены облигационными займами (рис. 1).

Самарская область с 2003 г. активно привлекала заемные ресурсы для осуществления инвестиционной программы. Заимствования фактически формировали так называемый «бюджет развития» области.

Самарская область является одним из ведущих эмитентов на рынке субфедеральных займов. По данным официального сайта Министерства финансов Российской Федерации на 1 июля 2009 г., область занимала 3-е место по количеству находящихся в обращении ценных бумаг (19,8 млрд руб.) после Москвы (152 млрд руб.) и Московской области (83,8 млрд руб.) и 4-е место по общему объему долговых обязательств, пропустив вперед Республику Татарстан.

Все обязательства перед держателями облигаций исполняются в установленные эмиссионными документами сроки. Кредитоспособность региона подкрепляется высоким кредитным рейтингом, подтвержденным в текущем году ведущими международными рейтинговыми агентствами (табл. 2).

В настоящее время Самарская область разместила 6 выпусков облигаций, из них 5 на сумму 22,225 млрд руб. находятся в обращении, выпуск облигаций 2003 г. погашен (табл. 3). Ценные бумаги области входят в Ломбардный список Банка России, облигациям присвоены рейтинги ruAА+ (Standard&Poor's), Аа1.ru (Moody's).

По сравнению с кредитами коммерческих банков основным преимуществом ценных бумаг является более длительный период обращения: займы Самарской области погашаются в течение 4—5 лет, кредиты коммерческих банков — в пределах 3 лет.

С учетом графика выплат по ранее размещенным выпускам облигаций (рис. 2) погашение основной части займа 2009 г. было отнесено на 2013 г.

Кроме того, дополнительными аргументами в пользу выпуска займа перед кредитованием являются возможность привлечения на рынке значительного объема заемных средств и независимость от конкретного кредитора.

Безусловно, выпуск облигаций — весьма трудоемкий процесс, и с учетом необходимости регистрации займа в Минфине России это занимает больше времени по сравнению с кредитованием, однако благодаря многолетнему опыту по размещению облигационных займов Самарская область смогла достаточно оперативно осуществить все предшествующие выпуску процедуры, включая проведение аукционов по определению генерального агента, торговой площадки, депозитария.

При размещении облигационных займов Самарской области спрос неизменно опережает предложение, что позволяет устанавливать приемлемые ставки по ценным бумагам. Следует отметить, что до 2009 г. заимствования привлекались по ставке ниже действующей на дату размещения ставки рефинансирования Банка России.

В условиях нестабильности на финансовом рынке в 2009 г. организатором размещения — ЗАО «Инвестиционная компания “Тройка Диалог” была предложена новая форма размещения ценных бумаг — по открытой подписке в формате бук-билдинг (book-building). Схема бук-билдинга предполагает подачу инвесторами заявок на приобретение ценных бумаг, формирование на их основании Книги заявок, определение цены размещения и удовлетворение заявок по этой цене с правом их выбора на усмотрение самого эмитента. Размещение облигаций в данном формате дает эмитенту и организатору возможность оптимально распределить объем выпуска, что в дальнейшем отражается на обращении ценных бумаг на вторичном рынке.

Книга заявок при размещении облигационного займа 2009 г. была открыта с 6 по 12 августа. В это время инвесторы могли делать предложения о заключении предварительных договоров о покупке облигаций с указанием минимальной ставки первого купона, по которой они готовы приобрести облигации, и максимальной суммы, на которую они готовы купить ценные бумаги. Было подано 30 заявок инвесторов со ставкой купона в диапазоне от 14,25 до 16% годовых, при этом общий уровень спроса превысил заявленный объем займа в 1,75 раза и составил 4233 млн руб.

По сравнению с аукционом новый формат размещения облигаций позволяет инвесторам принимать решение об их приобретении в течение более растянутого периода времени и гораздо серьезнее подходить к формированию заявки.

С учетом рыночной ситуации, цены размещения и сложившегося спроса 12 августа эмитентом было принято решение об акцепте 26 заявок инвесторов на весь объем займа в сумме 2425 млн руб. по ставке купона 15% годовых. Расчеты по размещению облигаций прошли 14 августа 2009 г. на Фондовой бирже ММВБ.

В результате установленная эмитентом ставка выплаты купонного дохода по займу 2009 г. в размере 15% годовых сопоставима со ставками займов Москвы, выпущенных на рынок в текущем году.

Успешное размещение облигаций Самарской области 2009 г. свидетельствует о сохранении доверия инвесторов к региону и положительно характеризует накопленный опыт привлечения государственных заимствований.




Содержание (развернуть содержание)
Развитие финансовой системы — план конкретных мер в работе
Модернизация — красивое слово или нечто большее? Время покажет…
Российская нефтепереработка в условиях изменяющегося законодательства
Рубль обречен на укрепление
GDR для международных компаний
Российский рынок структурированных продуктов
«Мы готовы удерживать качество энерготрейдинга на высоком уровне»
Тему кризиса закрыли
Итоги VI Ежегодного Федерального инвестиционного форума
Либерализация тарифов регистраторов: сегодня или в перспективе?
Итоги конференции «Изменения в Налоговом кодексе РФ: операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок»
Итоги XII Ежегодного Федерального конкурса годовых отчетов и сайтов корпораций
Лучшие годовые отчеты и сайты
Долг Москвы: итоги 2009 года
Рынок региональных облигаций: затянувшееся возвращение
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт привлечения заимствований и практика управления государственным долгом Самарской области
Облигации субъектов РФ и муниципальных образований: Москва одна за всех?
Волгоградские областные займы: текущая ситуация и планы на перспективу
Две стороны бюджетного кредитования юридических лиц

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100