Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Карыхалин Сергей, Начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ»

  • Все статьи автора

Модернизация — красивое слово или нечто большее? Время покажет…

Декабрь 2009

Аналитики традиционно рассматривают политические события внутреннего и внешнего характера как один из факторов, способных повлиять на динамику фондового рынка. В прошлом мы неоднократно наблюдали примеры подобной реакции — и негативные («дела Юкоса и Мечела», война с Грузией), и позитивные (президентские выборы, «перезагрузка» в отношениях России и США). Как показывает опыт минувших лет, наиболее существенно котировки меняются при возникновении неожиданных ситуаций, заставляющих инвесторов пересматривать свои взгляды на перспективы рынка. Если отбросить спекулятивную составляющую, то политика властей, скажем, в области экономики может отразиться на прибыли компаний и макроэкономических параметрах (а значит, и на ставке дисконтирования — одной из ключевых переменных при расчете справедливой стоимости акций), расширить или сузить круг инвесторов.

Делать прогнозы относительно политических факторов проблематично, но можно попробовать оценить вероятность тех или иных событий или, по крайней мере, попытаться обозначить области, где не исключены приятные (или наоборот) сюрпризы для инвесторов. Для России с ее high-beta-рынком это представляется весьма полезным, ведь западные инвесторы, наученные горьким опытом последних лет, весьма восприимчивы к негативным новостям и часто не утруждают себя анализом действий правительства, быстро избавляясь от своих позиций в случае опасности. Самый яркий пример — ситуация с акциями Мечела в 2008 г., когда угрозы давления на компанию вызвали обвал акций на 60%, а потом выяснилось, что страхи были сильно преувеличены.

Возможно, после прошлогоднего кризисного обвала российского рынка, создавшего немало проблем, в том числе и государству (пришлось экстренно спасать попавший на margin calls крупный бизнес), чиновники стали серьезнее подходить к вопросам, которые определяют динамику акций, и избегать потенциально опасных заявлений.

В последние месяцы российский рынок акций стал одним из лидеров восстановления среди Emerging Markets, и у нас есть основания предполагать, что по мере удорожания акций и сокращения дисконтов к аналогам на других развивающихся рынках инвесторы будут все больше задумываться о перспективах и уделять пристальное внимание действиям и заявлениям чиновников. В конце концов, все заинтересованы в том, чтобы российские акции перестали быть исключительно ставкой на commodities и на нашем рынке увеличилась доля компаний из несырьевых секторов, расширив возможности по диверсификации портфелей.

Не секрет, что глобальный финансовый кризис обнажил слабые места российской экономики, ее цикличность и «зависимость» от цен на экспортируемые энергоносители. Как отметил наш президент, «мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости». В связи с этим как в бизнесе, так и во власти активизировались разговоры о необходимости модернизации экономики, переходе на инновационный путь развития, снижении доли нефтегазовых доходов в структуре экспорта, стимулировании обрабатывающих отраслей и т. д.

К сожалению, действия правительства, в том числе и принимаемые антикризисные меры, пока не позволяют говорить о том, что проводится целенаправленная политика по модернизации структуры экономики. Скорее наоборот — государственная поддержка в период кризиса была ориентирована в первую очередь на предприятия добывающих отраслей, а также неэффективных обрабатывающих производств, тогда как более крепкие компании, малый и средний бизнес остались наедине со своими бедами. Возможно, из-за кризиса власти вынуждены были отклониться от своих приоритетов и уступить давлению крупного бизнеса, обеспечивающего большую часть налоговых поступлений в доходную часть бюджета. Однако плата за протекционизм и политически мотивированную поддержку отдельных предприятий может быть весьма серьезной. Вследствие этого в будущем, когда кризис закончится, мы можем получить еще менее диверсифицированную и более «сырьевую» экономику. Таким образом, вопрос диверсификации и увеличения доли обрабатывающих отраслей встает как никогда остро и требует принятия смелых политических решений. Недаром тема модернизации стала одной из самых обсуждаемых, а президент Д. Медведев поставил эту задачу на первое место в своем Послании Федеральному собранию.

Надо сказать, что инвесторы, давно вкладывающие средства в нашу страну, привыкли к российской специфике, включая структурные перекосы экономики, коррупцию, проблемы с независимостью судов и пр. Главное для них — это возможность зарабатывать деньги, благо в России во времена бурного экономического подъема делать это было несложно, ведь происходило множество IPO, сделок M&A, да и рынок в целом часто показывал опережающий по сравнению с аналогами рост. Основная масса инвесторов уже научилась работать в сложившихся обстоятельствах и не слишком надеется на модернизационный прорыв, поэтому реальные реформы могут стать приятным сюрпризом и одним из факторов, открывающих новые перспективы для рынка.

Итак, на каких же направлениях мы можем ждать изменений к лучшему?

Снижение налогов. Вряд ли можно говорить о значительных налоговых послаблениях для всей экономики — многие давно мечтают о снижении НДС, но в условиях дефицитного бюджета и нарастания дефицита Пенсионного фонда рассчитывать на это не стоит. Правительство может вернуться к рассмотрению вопросов уменьшения налогов через несколько лет, когда экономика окончательно выйдет из кризиса (главная надежда, естественно, на высокий уровень цен на нефть, в противном случае мы вновь окажемся перед трудным выбором). В ближайшем будущем вероятно лишь выборочное сокращение налогов, например, для компаний из инновационных отраслей, однако вряд ли эта мера заставит бизнес больше инвестировать в наукоемкие и высокотехнологичные производства. Для этого понадобится целый комплекс долгосрочных и действенных мер со стороны государства по стимулированию инвестиций в инновации.

Ограничение объема госучастия в экономике. На этом направлении возможны неожиданности. В «тучные» предкризисные годы у государства исчезла мотивация к приватизации госсобственности и даже, наоборот, появились ресурсы для возврата под госконтроль проданных ранее в частные руки активов. В острой фазе кризиса государство уже вынужденно приобретало активы, спасая предприятия в стратегических отраслях, моногородах или защищая их от возможного перехода в руки западных банков-кредиторов. Таким образом, в период кризиса роль государства в экономике выросла примерно до 50% (по некоторым оценкам), что может отрицательно сказаться на темпах восстановления экономики в будущем из-за низкой эффективности госкомпаний и наличия барьеров для конкуренции. Так, глава Минфина А. Кудрин заявил, что в течение 5 лет доля государства в экономике может снизиться до 30—40%, и прежде всего в банковском, нефтегазовом, телекоммуникационном и авиастроительном секторах. Вполне вероятно, что сократятся госпакеты акции в Роснефти и РЖД, а также могут быть приватизированы Совкомфлот и Росгосстрах. Пока планы по приватизации на следующий год не выглядят амбициозными, и дальнейшее развитие событий, по всей видимости, опять-таки продиктует бюджет: если доходов не хватит, государство начнет расставаться с частью своих активов.

Реформирование госкорпораций. Совершенно очевидно, что цели создания госкорпораций в основном не достигнуты, а некоторые из них стали для «правильных людей» средством капитализации близости к власти. В условиях сильно профицитного бюджета государство могло позволить себе такую роскошь, но сейчас ситуация изменилась, в связи с чем вопрос реформирования госкорпораций существенно обострился. Не исключено, что деятельность некоторых из них будет свернута, других, наоборот, активизирована, отдельные компании могут быть преобразованы в акционерные общества, а затем и приватизированы.

Упрощение процедуры привлечения квалифицированных иностранных работников. Проблема эффективности менеджмента в российских компаниях и качества корпоративного управления, несмотря на все предпринимаемые усилия, по-прежнему стоит весьма остро. Приближение корпоративного управления к лучшим западным стандартам могло бы положительно повлиять на капитализацию компаний и их привлекательность для иностранных инвесторов. Государство может помочь здесь с упрощением визового режима для ценных зарубежных специалистов и унифицировать подход к признанию иностранных дипломов о высшем образовании. Приглашение «варягов» на руководящие посты в крупные российские структуры наряду с внедрением современных технологий является одним из действенных механизмов по снижению издержек и повышению производительности труда.

С озвученными президентом целями нельзя не согласиться, но главный вопрос заключается в том, последуют ли за правильными заявлениями реальные действия, удастся ли преобразовать российскую бюрократию и заставить ее заняться решением стоящих перед страной задач. Увы, у нас не так много поводов для оптимизма, ведь в последнее время намерения представителей власти часто расходились с делом. Например, деятельность возглавляемого В. Путиным правительства нередко шла вразрез с директивами Д. Медведева, в результате чего у некоторых наблюдателей даже возникли сомнения в способности президента реально влиять на ситуацию в стране. Например, глава государства неоднократно акцентировал внимание на необходимости борьбы с коррупцией (был даже принят Национальный план противодействия коррупции, но вряд ли кто-то поспорит, что никакого прогресса не достигнуто), состязательности в политике, независимости судов. В действительности же коррупция стала системообразующим фактором, конкуренция в политической сфере с каждым годом ослабевает, а судебная система по-прежнему находится под контролем исполнительной власти. Так что у нас нет оснований верить политическим лозунгам — лучше дождаться конкретных решений и их воплощения в жизнь.

Фондовому рынку тоже требуется модернизация — чтобы никому не лезли в голову мысли об исключении России из BRIC, рынок акций стал более устойчивым и независимым от потоков спекулятивного капитала, а уровень корпоративного управления в ведущих российских компаниях не был поводом для анекдотов. Вот тогда можно будет всерьез говорить о превращении Москвы в мировой финансовый центр.

В общем, нам нужно меньше слов и больше дела, а точнее — прозрачности, эффективности и ответственности. Заменой лампочек и интернетизацией всей страны здесь не обойтись.



Содержание (развернуть содержание)
Развитие финансовой системы — план конкретных мер в работе
Модернизация — красивое слово или нечто большее? Время покажет…
Российская нефтепереработка в условиях изменяющегося законодательства
Рубль обречен на укрепление
GDR для международных компаний
Российский рынок структурированных продуктов
«Мы готовы удерживать качество энерготрейдинга на высоком уровне»
Тему кризиса закрыли
Итоги VI Ежегодного Федерального инвестиционного форума
Либерализация тарифов регистраторов: сегодня или в перспективе?
Итоги конференции «Изменения в Налоговом кодексе РФ: операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок»
Итоги XII Ежегодного Федерального конкурса годовых отчетов и сайтов корпораций
Лучшие годовые отчеты и сайты
Долг Москвы: итоги 2009 года
Рынок региональных облигаций: затянувшееся возвращение
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Опыт привлечения заимствований и практика управления государственным долгом Самарской области
Облигации субъектов РФ и муниципальных образований: Москва одна за всех?
Волгоградские областные займы: текущая ситуация и планы на перспективу
Две стороны бюджетного кредитования юридических лиц

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100