Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Четвериков Виктор, Генеральный директор Национального Рейтингового Агентства

  • Все статьи автора

Рейтинг кредитоспособности регионов по версии НРА по итогам первого полугодия 2009 года

Ноябрь 2009

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ

На фоне возрастающего числа дефолтов на рынке корпоративных облигаций наиболее привлекателен сектор государственных субфедеральных облигаций. На сегодняшний день не зарегистрировано случаев неисполнения обязательств по долговым обязательствам региональных правительств.

Определенные трудности испытывают крупнейшие игроки на рынке долгового капитала: правительства Москвы и Московской области. Столице удается успешно проводить программу рефинансирования существующих обязательств за счет размещения новых облигационных займов. Правительству Московской области пришлось прибегнуть к кредитам Минфина России. На кредитоспособность Московского региона оказывает негативное влияние неисполнение обязательств эмитентами, юридически связанными с правительством области и рассчитывающими на бюджетную поддержку. В качестве примера можно привести дефолты по облигациям Московского областного ипотечного агентства.

Основная проблема при определении кредитоспособности регионов в количественной оценке ключевых макроэкономических показателей, так как статистические данные по регионам публикуются или раскрываются с большим опозданием. Нередко такое отставание составляет 1—2 года. Национальное Рейтинговое Агентство оценивает кредитоспособность регионов России на основании комплекса различных показателей. Большое значение имеют факторы долговой нагрузки, состояния бюджетной системы региона, соотношения доходов и расходов, динамика промышленного производства, инвестиций, характеристики валового регионального продукта (ВРП) и внешнеэкономической деятельности, качества жизни населения региона. По результатам последнего мониторинга были изменены рейтинги кредитоспособности 13 регионов России (табл. 1). Республике Башкортостан и Новосибирской области рейтинг был изменен в сторону повышения. Рейтинг кредитоспособности был понижен 11 субъектам Российской Федерации: Республикам Калмыкия, Коми, Чувашской Республике, Краснодарскому краю, Липецкой, Московской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ярославской и Томской областям. 6 регионам — Белгородской, Ивановской, Калужской, Тверской, Курганской областям, а также Удмуртской Республике рейтинг кредитоспособности Национального Рейтингового Агентства был присвоен впервые. Указанные регионы имеют обращающиеся на рынке облигационные займы.

Несмотря на наметившийся спад вэкономике России, выражающийся в уменьшении общеэкономической активности, снижении поступательной динамики промышленного производства и инвестиций и, как следствие, падении уровня доходов местных бюджетов, региональные органы власти удерживают финансовую ситуацию в субъектах Федерации на стабильном уровне.

Разнонаправленная динамика характеризует ситуацию относительно уровня долга и долговой нагрузки в региональных субъектах. В сложных экономических условиях одни регионы стремятся полностью снять с себя бремя долга и платежей по нему, погашая долговые обязательства, а другие — финансируют исполнение обязательств по текущим займам за счет выпуска новых. Большие объемы долговой нагрузки относительно валового регионального продукта характерны для Московской области, Костромской области, Якутии, Калмыкии, Чувашии, Ярославской области (более 4%). Относительно динамики абсолютного показателя долговой нагрузки в годовом разрезе лидируют Калужская область и Москва (значение долга выросло более чем в 2 раза) (рис. 1). Существенное сокращение долга отмечено в Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком АО, Новосибирской области, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском АО (более чем в 2 раза).

По итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов в 2008 г. максимальный дефицит бюджетов отмечался в Москве и Санкт-Петербурге, в Московской области. Этот показатель относительно доходов региона был наибольшим в Московской, Томской и Ярославской областях, а также в Чувашской Республике (более 5%). Значительное превышение доходов бюджета над расходами (профицит) было отмечено в Республике Башкортостан и Ямало-Ненецкий АО (табл. 2, рис. 2).

В целом Национальное Рейтинговое Агентство позитивно оценивает перспективы кредитоспособности регионов в краткосрочном периоде (прежде всего по причине практически гарантированной поддержки со стороны федерального правительства), а также дает достаточно высокую оценку кредитному качеству субфедеральных облигаций.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА РЕЙТИНГА

Субъекты Российской Федерации, решая задачи развития, в частности, используют механизм привлечения заемных финансовых ресурсов на долговых рынках. Типичная форма заимствования — выпуск облигаций. Эмитентами обычно являются правительства субъектов Федерации или региональные финансовые ведомства. Таким образом, на российских биржах обращаются свыше 40 субфедеральных облигаций.

Методика рейтинга кредитоспособности регионов России, разработанная Национальным Рейтинговым Агентством, помогает оценить кредитные риски, связанные с приобретением субфедеральных облигаций. Рейтинг ориентирован на российских и иностранных инвесторов, федеральные финансовые министерства и ведомства, регулирующие органы, международные кредитные организации. Итог оценки кредитоспособности носит буквенное выражение. Шкала рейтинга, стандартная для НРА, — от ААА до D. Максимальной кредитоспособностью характеризуются регионы с рейтингом ААА.

Кредитный рейтинг определяется на основе анализа статистической информации, а также экспертной оценки некоторых качественных характеристик и перспектив развития отдельных регионов. Два блока анализа — качественный и количественный — дают в сумме 100%. При этом на долю количественного анализа приходится 60%, на долю качественного — 40% соответственно.

Статистическая информация, анализируемая в процессе присвоения кредитного рейтинга, касается различных аспектов функционирования региона — она отражает качество жизни населения, эффективность функционирования регионального правительства, инвестиционный и промышленный потенциал.

Условно выделим следующие блоки анализа.

Состояние экономики

  • Валовой региональный продукт, темп его роста.
  • Объем промышленного производства, темп его роста.
  • Соотношение промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
  • Отраслевая структура промышленности.
  • Ведущие предприятия, прибыль предприятий региона.

Географические факторы

  • Географическое положение (соседние регионы и/или иностранные государства, удаленность от образовательных центров, транспортных путей).
  • Развитие средств коммуникации и связи, инфраструктуры региона.
  • Ресурсная база региона (топливно-энергетическая, минеральная, лесная, рекреационная, водная и др.).
  • Природно-климатические условия (степень благоприятности ведения сельского хозяйства, для отдыха и туризма).

Бюджет субъекта Федерации

  • Объем бюджета, соотношение доходов и расходов бюджета.
  • Анализ доходов. Налоговые поступления. Федеральные субвенции.
  • Анализ расходов. Структура расходов, сбалансированность.
  • Распределение социальных расходов.

Население

  • Распределение населения, его плотность.
  • Городское и сельское население.
  • Образование и здравоохранение.
  • Качество жизни. Уровень бедности.
  • Валовой региональный продукт на душу населения.

Занятость и рынок труда

  • Структура занятости.
  • Уровень безработицы, его динамика.
  • Средняя заработная плата. Средний уровень доходов.
  • Прожиточный минимум и региональная потребительская корзина.

Долговые обязательства региона

  • Общий размер государственного долга.
  • Структура государственного долга.
  • Задолженность предприятий перед региональным бюджетом.
  • Взаимоотношение с внешним миром.

Экспорт и импорт

  • Торговые отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья.
  • Политические и социальные риски

    • Безопасность, политическая стабильность.

    Кроме того, при составлении кредитного рейтинга следует учитывать такие показатели, как: «Перспективы развития», «Инвестиции, поддержка малого и среднего бизнеса»; «Региональное законодательство».

    Ключевые количественные показатели, используемые при определении кредитного рейтинга:

    • отношение государственного долга к ВРП;
    • отношение государственного долга к объему экспорта;
    • задолженность предприятий к ВРП;
    • отношение сальдо госбюджета к доходам;
    • отношение расходов бюджета к ВРП;
    • отношение инвестиций в капитал к ВРП;
    • ВРП на душу населения;
    • отношение прибыли организаций к ВРП;
    • отношение задолженности перед региональным бюджетом к доходам бюджета.




Содержание (развернуть содержание)
Бесполезный кризис
Россия: бег вперед или вновь на месте?!
«Ожидания по поводу ожиданий оказались хуже ожиданий», или Что лежит в основе колебаний валютных курсов
Новые льготы — вопрос времени
Дефолт и банкротство эмитента. Что делать владельцам облигаций?
Кредитные фонды: точки доходности НПФов, управляющих и банков
Особенности проведения собрания владельцев инвестиционных паев при смене управляющей компании ЗПИФа
Кто заплатит регистратору?
Пенсионная система: какие проблемы выявил кризис и как их нужно решать?
Нормативы финансовой устойчивости: очередной виток регулирования
Давайте собираться у стола…
О кнопке «Распечатать» как не единственном враге эффективного электронного документооборота для инфраструктуры РКИ
Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России
Новые услуги ЗАО НДЦ — приоритетные направления
Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков
Клиринг на биржевом товарном рынке: от обслуживания спот-рынка к централизованному клирингу по срочным контрактам
Использование модели SMART на товарных рынках
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Прогноз развития сектора российских региональных и местных администраций: «негативный»
Кредитование субъектов российской федерации в современных условиях
Основные риски кредитоспособности российских регионов: волатильность бюджетных доходов и короткий профиль погашения долга
Относительная кредитоспособность регионов РФ
Рейтинг кредитоспособности регионов по версии НРА по итогам первого полугодия 2009 года

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100