Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Редькин Владимир, Директор агентства «Международные региональные финансы «Fitch Ratings»

  • Все статьи автора
  • Семерханова Виктория, Аналитик агентства «Международные региональные финансы «Fitch Ratings»

  • Все статьи автора

Основные риски кредитоспособности российских регионов: волатильность бюджетных доходов и короткий профиль погашения долга

Ноябрь 2009

Ключевые тенденции в бюджетной сфере на 2009 г. и их влияние на кредитоспособность российских регионов

Общий экономический спад и нестабильность на финансовых рынках, оказавшие негативное воздействие на эмитентов во многих секторах экономики, также отрицательно сказались на кредитоспособности российских регионов, хотя и в более мягкой форме. Fitch ожидает сохранения давления на рейтинги субъектов Российской Федерации во второй половине 2009 г. и в 2010 г., в особенности для регионов с большим объемом краткосрочных обязательств и потребностями в рефинансировании крупных единовременных погашений. В 2009 г. (по состоянию на 15 сентября) агентство изменило прогнозы по двум регионам со «Стабильного» на «Негативный» (Новосибирская и Кемеровская1 области), что отражает опасения о снижении кредитного качества этих регионов по итогам 2009 г. В среднесрочной перспективе неблагоприятные рейтинговые колебания могут последовать и далее в отношении тех субъектов Федерации, которые не сумеют скорректировать бюджетные расходы с учетом жесткого давления на доходные поступления и допустят существенное ухудшение бюджетных балансов и рост задолженности. В то же время Fitch допускает вероятность не только негативных рейтинговых действий. Так, в сентябре текущего года агентство подняло рейтинг Алтайскому краю на основании по-прежнему высоких показателей исполнения бюджета, незначительной задолженности и хорошего качества управления бюджетом. В дальнейшем изменение прогнозов по рейтингам или самих рейтингов отдельных регионов будет осуществляться в соответствии с развитием там ситуации. Fitch также отмечает, что в случае долгосрочной экономической стагнации в России увеличивается вероятность негативных рейтинговых действий в отношении российских регионов, что будет в первую очередь связано с ослаблением поддержки из федерального бюджета.

Выделим основные факторы, отрицательно влияющие на кредитоспособность российских субнациональных образований:

  • Экономический спад все еще сдерживает поступление налоговых доходов. Регионы с сильной зависимостью от налоговых выплат, особенно от налога на прибыль, являются самыми уязвимыми, поскольку драматическое снижение финансовых результатов предприятий привело к резкому сжатию налогооблагаемой базы.
  • Способность контролировать операционные расходы ограничивается из-за существенной доли негибких расходов, относящихся главным образом к социальным трансфертам населению и затратам на оплату труда.
  • В большинстве регионов происходит урезание капитальных расходов, преимущественно самостоятельно финансируемых из региональных бюджетов. Это еще активнее блокирует гибкость расходов и сужает возможности субъектов Федерации по дальнейшей их корректировке, если ухудшение экономической ситуации продлится дольше, чем предполагают аналитики.
  • Сохранение ограниченного доступа к рынкам капитала для регионов с низкой кредитоспособностью может способствовать падению ликвидности ввиду потребностей в рефинансировании обязательств с наступающими сроками погашения, особенно если ожидаются крупные единовременные погашения.

В то же время негативную тенденцию в области кредитоспособности сглаживают следующие факторы:

  • Сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации частично компенсируется ростом финансовой поддержки из федерального бюджета. В 2009 г. Минфин РФ был вынужден добавить к запланированному объему дотаций в 374 млрд руб., предоставляемых субъектам РФ, еще 140 млрд руб.
  • Ограниченный доступ к внешнему финансированию частично покрывается за счет незначительной долговой нагрузки российских регионов, а также кредитованием из федерального бюджета с низкой процентной ставкой (1/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ) и сроками погашения до 3 лет.

Воздействие экономического спада на налоговые доходы

Тенденция увеличения бюджетных доходов, которая началась в 2003 г., прервалась осенью 2008 г., когда уже в ноябре доходы агрегированного бюджета российских регионов2 сжались на 9% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Экономическая ситуация продолжила ухудшаться в первой половине 2009 г. Основные экономические индикаторы опустились в большинстве российских регионов: в целом в первом полугодии 2009 г. промышленное производство сократилось на 14,8% от аналогичного периода 2008 г., а спад в строительном секторе составил 19,3%. Менее восприимчивой к замедлению экономики оказалась розничная торговля (–3%). Безработица подскочила до 9,5% в феврале 2009 г. (по методологии Международной организации труда) с минимального уровня в 5,4% в мае 2008 г., а в 10 субъектах РФ она превышала 15%. Экономическая ситуация также существенно различалась в зависимости от конкретного региона. 11 субъектов Федерации испытали резкое снижение промышленного производства — более чем на 25%. Их экономика в основном ориентирована на перерабатывающие предприятия, поставляющие продукцию на внутренний рынок. В то же время в 16 регионах был зафиксирован подъем промышленности по итогам первого полугодия 2009 г., хотя многие из них были недостаточно развитыми и демонстрировали динамику даже не со среднего стартового уровня. Следует, однако, отметить, что падение по основным макроэкономическим показателям во II кв. 2009 г. было менее стремительным, чем в I кв., в связи с чем можно предположить, что пик пришелся именно на начало года, а уже со II кв. 2009 г. появились признаки стабилизации экономики, улучшилась конъюнктура на международных сырьевых рынках. Все это позволяет надеяться, что во втором полугодии 2009 г. (по отношению к первому) будет наблюдаться рост экономической активности и темпы сокращения ВРП по результатам года окажутся менее значительными, чем в I кв. 2009 г.

В целом в первом полугодии 2009 г. доходы агрегированного бюджета субъектов РФ сжались на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а налоговые доходы — на 18%, что связано главным образом с уменьшением налога на прибыль организаций. В течение первого полугодия 2009 г. в бюджеты российских регионов поступило 505,3 млрд руб. дохода от налога на прибыль предприятий, тогда как в первом полугодии 2008 г. — 848,5 млрд руб., или –40% в абсолютном выражении. Потенциальное снижение налога на прибыль организаций за полный 2009 г. может составить до 30% от уровня 2008 г. Вместе с тем снижение поступлений от налога на прибыль существенно различалось по субъектам РФ. Так, наиболее пострадали регионы с традиционно высокой долей данного налога в доходах (рис. 1, 2). Кроме того, в связи с авансовой системой уплаты налога на прибыль бюджеты были вынуждены вернуть налогоплательщикам значительную часть налога, собранного в конце 2008 г. Это обусловило отрицательную динамику поступлений от налога на прибыль организаций в некоторых регионах в I кв. 2009 г.

С учетом того, что налог на прибыль занимал 32% в общих доходах регионов (в 2008 г.), именно резкое сужение данного источника пополнения бюджетов в первую очередь неблагоприятно сказалось на общих показателях доходов в первой половине 2009 г. Два других основных источника — налог на доходы физических лиц (НДФЛ, 23% общих доходов в 2008 г.) и трансферты из федерального бюджета (23%) — были менее уязвимыми. Средства от НДФЛ были достаточно равномерно распределены между российскими регионами и демонстрировали разнонаправленные тенденции. Почти все субъекты Федерации столкнулись с сокращением налоговой базы по НДФЛ в связи со уменьшением заработной платы и ростом безработицы в частном секторе. В то же время инфляционное давление и повышение окладов в госсекторе поддерживали выплаты НДФЛ. Две эти тенденции практически компенсировали друг друга в первой половине 2009 г., когда доходы от НДФЛ увеличились на 1% относительно первого полугодия 2008 г. В дальнейшем негативные веяния будут преобладать, однако существенных потерь от поступлений данного налога по итогам 2009 г. не предвидится.

Трансферты из федерального бюджета — основной фактор поддержки

В текущих обстоятельствах менее развитые регионы, жизнеспособность которых находится в прямой зависимости от федеральных трансфертов, оказались более устойчивыми. В 2008 г. около 30 субъектов РФ получали свыше 40% всех доходов в форме различных трансфертов из федерального бюджета, и в 2009 г. значимость таких дотаций еще больше возросла из-за стагнации налоговых выплат. В течение первого полугодия 2009 г. трансферты из федерального бюджета составили +36% в сравнении с первым полугодием 2008 г., что во многом покрывало снижение налоговых доходов и в целом привело к профициту агрегированного бюджета регионов в 219 млрд руб. по итогам 6 мес. 2009 г.

Помимо дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 374 млрд руб., изначально заложенных в федеральном бюджете на 2009 г., Минфин РФ вынужден был выделить дополнительные средства на сбалансированность региональных бюджетов. Так, в августе 2009 г. между 55 субъектами РФ было распределено около 70 млрд руб. добавочных трансфертов в качестве финансовой поддержки в условиях кризиса. При этом существенную поддержку получили сильные в промышленном отношении регионы. Лидером стал Красноярский край — ему направлено более 9 млрд руб., Челябинской и Московской областям перечислено по 4,6 млрд руб., Омской, Вологодской и Липецкой областям — свыше 2 млрд руб. каждой. В октябре 2009 г. ожидается второй транш федеральной помощи в объеме, близком к первому.

Существующая система предоставления федеральных дотаций основана на достаточно сложной формуле с большим весом экономических показателей за предыдущие годы, и текущая кризисная ситуация выявила отсутствие автоматических внутренних корректирующих механизмов в условиях резкого сокращения налоговых поступлений. Сегодняшний опыт указывает на необходимость изменения системы межбюджетных отношений в сторону большей устойчивости региональных бюджетов, что может включать в себя как перераспределение налогов на субфедеральный уровень, так и возможность аккумулировать бюджетные средства в благоприятные годы для их дальнейшего использования. Также следует добиваться дальнейшего выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, в частности посредством перечисления части избыточных доходов сверхприбыльных регионов в федеральный бюджет. Казахстан, например, уже применяет в этих целях подобную схему, которая к тому же позволяет контролировать волатильность бюджетных доходов. Результат — мягкое прохождение кризиса казахстанскими регионами.

В целом Fitch предполагает, что доходы бюджетов российских регионов в 2009 г.в абсолютном выражении, вероятно, приблизятся к фактическим итогам 2008 г. или немного уменьшатся. В то же время их изменение среди субъектов РФ будет происходить весьма неравномерно РФ, и в отдельных регионах доходы могут составить –20% от уровня 2008 г. Это послужит толчком к более равномерному распределению бюджетных доходов на душу населения между субъектами РФ, поскольку снижение доходов в наибольшей степени затронет богатые регионы.

Корректировка бюджетных расходов

Высокая стоимость заемных средств на финансовом рынке и мощное давление на бюджетные доходы вызвали необходимость ужесточения контроля над расходами. Однако оперативное урезание операционных расходов региональных бюджетов существенно затруднено, так как они относятся главным образом к обязательствам в социальной сфере, а также включают трансферты в местные бюджеты. Расходы на заработную плату сотрудникам госсектора, льготы пенсионерам, детские пособия и другие субсидии населению не могут быть сокращены, более того, они обычно индексируются в связи с ростом цен. Общая доля негибких затратных статей — это 62% всех расходов субъектов Федерации в первом полугодии 2009 г., а в 57 регионах — 70% и более. Следует отметить, что в первом полугодии 2008 г. негибкие расходы региональных бюджетов занимали 50% всех расходов. Их увеличение в 2009 г. косвенно отражает процесс оптимизации расходной части бюджетов за счет уменьшения капитальных затрат, а также расходов на приобретение товаров и услуг, безвозмездных перечислений организациям.

Ввиду ограниченных возможностей для маневра в части операционных расходов большинство российских регионов скорректировали свои инвестиционные программы, особенно там, где они реализуются за счет собственных средств. Все большую значимость приобретают трансферты из федерального бюджета как способ финансирования капитальных затрат и, в более широком плане, как источник покрытия бюджетного дефицита. В 2009 г. регионы продолжают получать капитальные дотации из федерального бюджета, что поддерживает определенный уровень инвестиций субъектов РФ.

Итоги первого полугодия 2009 г. показывают, что подавляющее число регионов сумели удержать расходы под контролем: снижение совокупных бюджетных расходов субъектов РФ — 8% относительно первого полугодия 2008 г. Однако их структура претерпела изменения. Так, в первом полугодии 2009 г. увеличились социальные выплаты населению и отчисления во внебюджетные фонды (+51% к аналогичному периоду прошлого года), а также расходы на оплату труда (+19%). Незначительно (на 4%) возросли трансферты местным органам власти. Инвестиции в основной капитал упали на 7%, а вот безвозмездные перечисления организациям составили –91% (!).

Стоит подчеркнуть, что сокращение инвестиционных расходов усугубляет негибкость региональных бюджетов. В случае продолжающегося давления на доходы бюджетов и ограниченности заемных ресурсов регионы столкнутся с необходимостью дальнейшей минимизации/лимитирования расходов. Этот этап будет связан с корректировкой расходов на трансферты местным бюджетам и ряда социальных выплат, сдерживание роста заработной платы. Все это потребует серьезных усилий в области повышения качества бюджетного управления, эффективности бюджетных расходов и оптимизации бюджетной сферы в целом.

Разумный подход к расходам и помощь федерального бюджета оказались весьма действенными мерами, и, несмотря на уменьшение налоговых доходов, по итогам 6 мес. региональные бюджеты были исполнены с профицитом в 10% от общих доходов. В абсолютном выражении это 219 млрд руб., или +30 млрд руб. к аналогичному показателю первого полугодия 2008 г. Более того, регионов с дефицитным бюджетом стало 18 (на 1 июля 2009 г.) против 38 годом ранее. Основная часть дефицита была профинансирована за счет кредитов из федерального бюджета и собственных резервов без существенного влияния на рыночный долг регионов.

Долговая нагрузка невелика, профиль долга краткосрочный

Долговая нагрузка российских регионов в конце 2008 г. не вызывала беспокойства, так как большинство из них проводили консервативную долговую политику. Общая долговая нагрузка субъектов РФ остается умеренной и в настоящий момент. Так, на 1 июля 2009 г. совокупный прямой долг достигал 581,7 млрд руб., или немногим более 10% ожидаемых доходов региональных бюджетов в 2009 г. Однако настораживает тот факт, что в структуре долга большинства регионов преобладают краткосрочные обязательства, что несет определенный риск рефинансирования в 2009—2011 гг. Если исключить из анализа Москву, долг которой на 1 июля был около 191 млрд руб. и в основном представлен долгосрочными облигационными займами, то 37% долга прочих субъектов РФ занимают банковские кредиты (146,5 млрд руб.), подавляющее большинство которых относится к краткосрочной задолженности. Еще 72 млрд руб. (18%) — это кредиты из федерального бюджета, оставшиеся 172 млрд руб. (44%) — ценные бумаги. На начало 2009 г. срок погашения значительной части региональных облигаций не превышал 3-летний горизонт. Так, на 2009 г. приходилось погашение (без Москвы) на сумму 35 млрд руб.; на 2010—2011 гг. — около 83 млрд руб., или примерно 63% от общей задолженности по облигациям субъектов РФ на 1 января 2009 г. Таким образом, на начало текущего года более 80% задолженности регионов (исключая Москву) имело срочность 3 года и менее, что, безусловно, является негативным рейтинговым фактором (рис. 3).

В абсолютном выражении выплаты регионов по задолженности в 2009—2011 гг. не являются критичными и составляют не более 45 млрд руб. ежегодно. Они будут частично покрываться за счет положительного операционного баланса, другим источником рефинансирования станут кредиты из федерального бюджета. При этом Минфин РФ увеличил срочность выдачи кредитов до 3 лет, а их стоимость гораздо ниже рыночного уровня — 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Такие условия очень выгодны регионам, и определение лимитов кредитования для конкретного субъекта РФ является непростой, а для внешнего наблюдателя и непрозрачной процедурой. Федеральные власти уже активно используют этот инструмент: объем запланированных кредитных средств на 2009 г. — 170 млрд руб., из них 20 млрд руб. пойдет на ликвидацию временного кассового разрыва, 125 млрд руб. — на сбалансированность бюджетов регионов, 25 млрд руб. — на строительство дорог. За первые 7 мес. 2009 г. федеральные бюджетные кредиты выделены 51 субъекту РФ в размере 57,7 млрд руб., максимальные объемы предоставлены Республике Татарстан (11,1 млрд руб.), Московской (8,2 млрд руб.) и Кемеровской областям (4 млрд руб.). В 2010 г. практика кредитования регионов из федерального бюджета сохранится и будет альтернативой прямой финансовой помощи, особенно в случае временных затруднений с доходной частью бюджета у потенциально сильных регионов.

* * *

В целом, несмотря на сложности в бюджетной сфере, изменение кредитоспособности субъектов РФ в среднесрочной перспективе в большей степени будет зависеть от способности региональных властей проводить сбалансированную политику по корректировке расходных обязательств в условиях ограниченности бюджетных доходов. Как 2009 г., так и начало 2010 г. будет непростым и с финансовой, и с экономической точки зрения, однако Fitch ожидает, что регионы, которым удастся поддержать баланс между текущими бюджетными доходами и расходами и успешно рефинансировать существующие обязательства с близкими сроками погашения, сохранят свой уровень кредитоспособности.






Содержание (развернуть содержание)
Бесполезный кризис
Россия: бег вперед или вновь на месте?!
«Ожидания по поводу ожиданий оказались хуже ожиданий», или Что лежит в основе колебаний валютных курсов
Новые льготы — вопрос времени
Дефолт и банкротство эмитента. Что делать владельцам облигаций?
Кредитные фонды: точки доходности НПФов, управляющих и банков
Особенности проведения собрания владельцев инвестиционных паев при смене управляющей компании ЗПИФа
Кто заплатит регистратору?
Пенсионная система: какие проблемы выявил кризис и как их нужно решать?
Нормативы финансовой устойчивости: очередной виток регулирования
Давайте собираться у стола…
О кнопке «Распечатать» как не единственном враге эффективного электронного документооборота для инфраструктуры РКИ
Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России
Новые услуги ЗАО НДЦ — приоритетные направления
Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков
Клиринг на биржевом товарном рынке: от обслуживания спот-рынка к централизованному клирингу по срочным контрактам
Использование модели SMART на товарных рынках
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Прогноз развития сектора российских региональных и местных администраций: «негативный»
Кредитование субъектов российской федерации в современных условиях
Основные риски кредитоспособности российских регионов: волатильность бюджетных доходов и короткий профиль погашения долга
Относительная кредитоспособность регионов РФ
Рейтинг кредитоспособности регионов по версии НРА по итогам первого полугодия 2009 года

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100