РЦБ.RU
  • Автор
  • Проклов Александр, Вице-президент — старший аналитик Moody’s Investors Service

  • Все статьи автора

Прогноз развития сектора российских региональных и местных администраций: «негативный»

Ноябрь 2009

В настоящее время агентство Moody’s поддерживает рейтинги 21 российской региональной и местной администрации (РМА). Подавляющее большинство их имеют рейтинги категории Ba, за исключением всего 2 эмитентов с рейтингами Baa и 1 — на уровне B (см. таблицу).

Прогноз агентства Moody’s относительно развития сектора российских РМА — «Негативный». Это объясняется чрезвычайной напряженностью в исполнении бюджетов администраций, а также возросшими рисками привлечения заимствований и рефинансирования в условиях спада в экономике и общей дестабилизации рынков. Следует отметить, что эта отраслевая оценка представляет собой мнение Moody's о вероятном развитии кредитных условий в секторе РМА в последующие 12—18 мес. и не является прогнозом повышения или понижения рейтингов отдельных эмитентов или долговых обязательств.

Основные наблюдаемые тенденции и их влияние на рейтинги

Сложные макроэкономические условия усиливают кредитный риск

Анализ кредитоспособности российских субсуверенных эмитентов базируется на центральном макроэкономическом сценарии агентства Moody’s, определяющем период стагнации в мировой экономике и сокращения доли долгового финансирования, который впоследствии сменится болезненным возобновлением экономического роста1. И хотя U-образный сценарий по-прежнему рассматривается в качестве основы нашей рейтинговой оценки, в настоящее время можно говорить о том, что рецессия в мировой экономике продлится дольше, а оздоровление будет проходить медленнее, чем предполагалось ранее. В этих условиях ситуация на российском финансовом рынке и общие тенденции экономического развития страны будут и впредь вызывать озабоченность ввиду затяжного периода нестабильности мировой экономики.

Основные вызовы, с которыми пришлось столкнуться российской экономике, включают: 1) последствия резкого и чрезвычайно стремительного падения цен на ключевые экспортные сырьевые ресурсы (в первую очередь углеводороды, черные и цветные металлы); 2) сохранение неблагоприятных условий доступа на мировые финансовые рынки и 3) повышенное неприятие финансовых рисков. Как известно, все эти факторы в совокупности послужили причиной кризиса ликвидности на отечественном финансовом рынке и сжатия экономики страны. Согласно последнему прогнозу МВФ на 2009 г., валовой внутренний продукт (ВВП) уменьшится на 6,5%, однако правительство страны, как известно, исходит из еще более неблагоприятной динамики (–8—8,5%). Однако даже в условиях рецессии уровень инфляции (12% в 2009 г., по данным Правительства РФ) останется значительным, поскольку скачок потребительских цен будет подталкиваться недавней девальвацией рубля и удорожанием заимствований. Агентство Moody’s отмечает, что ослабление национальной валюты может способствовать частичному восстановлению рентабельности отраслей, ориентированных на экспорт, тогда как сильная инфляция могла бы обусловить рост поступлений по налогу на доходы физических лиц при условии индексации заработных плат.

Сокращение налоговых доходов окажет существенное влияние на российские субсуверенные администрации

В 2009 г. экономический спад и рецессия будут сопровождаться существенным снижением налоговых доходов как на федеральном, так и на субсуверенном уровне. В этих условиях можно говорить о том, что кризис в первую очередь затронул российские региональные администрации, поскольку они в большей степени, чем города, зависят от корпоративных налогов (в частности, от налога на прибыль, налога на имущество организаций и в ряде случаев от налога на добычу полезных ископаемых).

Хотя почти все регионы страны продемонстрировали хорошие показатели исполнения бюджетов в 2008 г., что было связано с высокими налоговыми доходами, полученными ранее в течение года, результаты IV кв. 2008 г. были неутешительны и свидетельствовали о наличии предпосылок для формирования негативных тенденций в будущем. Последовавшее затем в течение первых 6 мес. текущего года уменьшение налоговых доходов, особенно по налогу на прибыль, отрицательно сказалось на региональных бюджетах. Такие результаты объясняются резким сокращением прибыли предприятий и определенными изменениями в режиме уплаты налога на прибыль, введенными правительством страны в ноябре 2008 г. с целью смягчить налоговую нагрузку на национальную экономику.

В целом по итогам 2009 г. потери поступлений по налогу на прибыль, как ожидается, достигнут в некоторых случаях 40—50% по отношению к 2008 г. (рис. 1), а по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) они должны быть в пределах от 0 до 10%. С учетом того, что большинство остальных налоговых доходов будут на уровне 2008 г. или несколько выше, снижение общих налоговых доходов для РМА, имеющих рейтинги, может составить в среднем около 20% в 2009 г., что представляет собой яркий контраст по сравнению с 26%-ным ростом, отмеченным в 2008-м. С учетом федеральных трансфертов и неналоговых доходов общие бюджетные доходы в текущем году могут недополучить в среднем 15%.

Негативное влияние кризиса на рейтингуемые региональные администрации, безусловно, неодинаково. Так, регионы с сильной зависимостью от одной компании-налогоплательщика (Челябинская и Вологодская области, Красноярский край) в полной мере почувствовали на себе последствия падения мировых цен на черные и цветные металлы. Подобным образом регионы с высокой концентрацией налоговых доходов в нефтедобывающей промышленности (например, Татарстан) испытывают существенное давление на доходы бюджета из-за удешевления нефти. Прибыльность экспортоориентированных налогоплательщиков в указанных регионах существенно снизилась начиная с осени прошлого года. Экономический кризис также затронул и другие субъекты РФ, имеющие рейтинги Moody’s, в том числе и регионы с более диверсифицированной налоговой базой, в связи с негативным сопутствующим воздействием на промышленное производство, строительство и сферу услуг. Так, регионы с развитой промышленной базой (например, Самарская и Нижегородская области) сталкиваются сейчас с сокращением объема продаж и новых заказов, в то время как регионы с относительно слабой местной налоговой базой и значительной зависимостью от федеральных трансфертов (Саратовская и Кировская области, Чувашская Республика) несут на себе бремя общего ухудшения экономической конъюнктуры на общенациональном уровне.

Кризис коснулся и муниципальных образований, хотя и в меньшей степени, в связи с отсутствием налога на прибыль в структуре их доходов. После недавней муниципальной реформы в России доходы бюджетов местных органов власти формируются за счет поступлений по НДФЛ в размере 40% от общего объема, налогу на имущество физических лиц и нескольких других небольших налогов. В данный момент ключевой проблемой для местных администраций является уменьшение поступлений от продажи имущества и земельных участков, которые до недавнего времени составляли заметную часть бюджетных доходов. В то же время приток денежных ресурсов по НДФЛ прогнозируются на более или менее устойчивом уровне (см. выше). Ожидается, что муниципальные администрации также столкнутся с существенной минимизацией субсидий и дотаций со стороны региональных администраций.

Необходимо также отметить, что накопленная РМА ликвидность только в нескольких случаях может быть достаточной для покрытия выпадающих доходов в течение всего 2009 г. Некоторые РМА уже потратили к настоящему времени собственные средства, имевшиеся на счете бюджета, и вынуждены обращаться за федеральной поддержкой или банковским финансированием в целях устранения кассовых разрывов.

Плохие результаты исполнения бюджетов требуют значительного сокращения расходов

Опираясь на указанные факторы, Moody’s предполагает, что российским РМА придется балансировать свои бюджеты или справляться с дефицитом посредством сокращения как капитальных, так и текущих доходов; как ожидается, напряженная ситуация с исполнением бюджетов сохранится и в 2010 г. При этом мы считаем, что значительные потери налоговых доходов скорее приведут к необходимости серьезной оптимизации расходов, нежели к новым заимствованиям, учитывая ограниченность доступа на финансовый рынок и по-прежнему высокую стоимость заимствований (см. следующий раздел).

На наш взгляд, основными направлениями снижения затрат станут капитальные расходы на строительство дорог и жилья, капремонт, субсидии местным предприятиям и капитальные трансферты муниципалитетам. В конце прошлого года РМА уже начали корректировать свои капитальные программы, однако дополнительное урезание инвестиционных расходов будет предпринято и в текущем году с учетом немалой доли выпадающих доходов.

Многие российские региональные и местные органы власти также объявили о минимизации текущих расходов (включая сокращение госслужащих, оптимизацию бюджетной сферы и ограничение в части индексации заработной платы) с целью смягчения напряженной бюджетной ситуации. Тем не менее возможности РМА в этом плане лимитированы, причем такие действия не всегда могут быть оперативными, что обусловлено динамикой расходов, а также инфляционным давлением, особенно в отношении заработной платы, социальных выплат и текущих закупок, финансируемых за счет бюджета.

Способность сохранять положительные текущие балансы, а также сдерживать необходимость новых заимствований за счет соответствующих и своевременных бюджетных решений станет весьма важным фактором, позволяющим избежать негативных рейтингов в последующие 12—18 мес. Особое внимание Moody’s будет уделять готовности и умению субсуверенных администраций справиться со своими расходными обязательствами таким образом, чтобы это соответствовало получаемым бюджетным доходам и исключало существенное ухудшение сбалансированности бюджетов. Мы отмечаем, что масштаб бюджетных проблем в некоторых случаях может оказаться столь огромным, что обойти кризис ликвидности не удастся, несмотря на самые серьезные усилия, предпринимаемые РМА.

Доступ на рынок сильно ограничен; цена заимствований остается чрезвычайно высокой

Продолжающийся финансовый кризис значительно ограничил доступ на рынок для российских субсуверенных администраций. Процентные ставки достигли 15—25% и поднялись практически вдвое по сравнению с показателями годичной давности. В результате многие региональные и местные администрации были вынуждены отложить выпуск новых облигаций, номинированных в рублях, а также сократить количество новых банковских кредитов. Федеральное правительство приняло многочисленные меры, чтобы сгладить ситуацию, в том числе сделало весомые вливания ликвидности в банковский сектор. Тем не менее, согласно рыночной информации, во втором полугодии 2008 г. и в начале 2009 г. большинство номинированных в рублях кредитов и облигационных эмиссий были привлечены или размещены в соответствии с соглашениями, заранее достигнутыми с банками и организаторами выпусков. В дальнейшем, несмотря на некоторое улучшение ситуации на рынке, лишь несколько РМА смогли притянуть новые инвестиции посредством выпуска облигаций, хотя объемы банковского кредитования все же расширились. Таким образом, растущие потребности в заимствованиях для покрытия бюджетного дисбаланса в 2009 г., в некоторых случаях в сочетании с жестким графиком выплат по долгу, подвергают РМА немалым рискам, связанным как с финансированием дефицита бюджета, так и с рефинансированием долга.

Тем не менее, несмотря на чрезвычайно нестабильный кредитный рынок и ограниченность доступа на него, Moody’s отмечает, что среди имеющих рейтинги РМА до настоящего времени только Московская область (B3/негативный прогноз) столкнулась с серьезными проблемами при исполнении своих прямых и непрямых обязательств. Указанные затруднения привели к снижению рейтинга области во второй половине 2008 г.

Федеральное правительство увеличивает поддержку РМА

По мнению Moody’s, финансовое состояние российских РМА все больше будет зависеть от прямой и непрямой поддержки, оказываемой федеральным правительством. Чтобы смягчить падение налоговых доходов на субсуверенном уровне, правительство страны решило выделить 150 млрд руб. дотаций на сбалансированность региональных бюджетов и дополнительно 150 млрд руб. в качестве бюджетных кредитов (т. е. правительственных кредитов с процентной ставкой в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка), которые должны быть распределены среди российских РМА в течение 2009 г. Правительство также пролонгировало ряд уже выданных бюджетных кредитов и объявило, что предоставит регионам еще 44 млрд руб. на реализацию программ содействия занятости в 2009 г. Кроме того, крупные государственные банки расширили заимствования региональным и местным администрациям, что даст возможность РМА справиться с существенными кассовыми разрывами и частично умерить риски, связанные с рефинансированием долга. Moody’s полагает, что при всей важности такой поддержки она не может автоматически гарантировать своевременность платежей по долгу, и ее эффективность еще предстоит оценить в ближайшие месяцы. Кроме того, объем федеральной помощи, даже несмотря на ее размеры, несопоставим с общим объемом налоговых доходов, недополученных РМА, и подобные трансферты и бюджетные кредиты не смогут в полной мере компенсировать потери в результате сокращения налоговых сборов. Moody’s также отмечает, что в дальнейшем степень и порядок предоставления федеральной поддержки будут в основном обусловлены финансовым положением самого федерального бюджета, который, как ожидается, останется высокодефицитным.

Сравнительно низкая долговая нагрузка и незначительная подверженность валютным рискам являются смягчающими факторами

В целом подверженность финансовым рискам рейтингуемых Moody’s российских РМА в течение последних лет постепенно ослабевала, что было вызвано устойчивым ростом бюджетных доходов. В конце 2008 г. среднее отношение прямого долга к доходам бюджета составляло 10,5% для рейтингуемых РМА, что считается низким показателем по международным стандартам (рис. 2). Среди регионов, имеющих рейтинги, прямая долговая нагрузка варьировалась почти от 0% для Челябинской и Вологодской областей до более 60% для Московской области на конец 2008 г. Срочность долга в основном является средней, хотя в отдельных случаях, когда (ре)финансирование успешно осуществлялось в течение последних месяцев, заимствования у российских банков были привлечены на более короткий срок. Такая тенденция создает дополнительную подверженность рискам, связанным с рефинансированием, которые способны усугубиться, если полноценные финансовые операции не восстановятся в приемлемые сроки.

Несмотря на недавнюю девальвацию рубля (примерно 25% по отношению к евро-долларовой валютной корзине с ноября 2008 г.), подверженность российских РМА валютным рискам в основном минимальная. В подавляющем большинстве случаев долг номинирован в рублях, и лишь несколько регионов имеют долги в иностранной валюте.

Объем забалансовых обязательств большинства РМА остается низким

Положительным фактором является в целом небольшой объем непрямого долга российских РМА с рейтингами Moody’s, что повышает предсказуемость выполнения ими своих обязательств по выплате долга. Непрямой долг — это, как правило, госгарантии и задолженность государственных предприятий и акционерных обществ. Обязательства РМА по проектам государственно-частных партнерств незначительны, поскольку структуры ГЧП в России пока еще не играют сколько-нибудь заметной роли.

Финансовые долговые обязательства ГУПов и АО невелики по сравнению с бюджетами их собственников — РМА — и состоят обычно из краткосрочных банковских кредитов и облигационных займов (для некоторых АО). Отдельные региональные администрации поддерживают умеренные гарантии, предоставляемые в основном самофинансируемым организациям или муниципальным образованиям для облегчения их доступа к рынку. Как правило, гарантированный долг обслуживается получателями гарантии самостоятельно, хотя в некоторых случаях это изначально предполагается делать за счет РМА. Единственный эмитент, имеющий значительный объем забалансовых обязательств, — Московская область: в 2008 г. негарантированный долг связанных с областным правительством предприятий составил приблизительно 9% текущих доходов региона. Ряд других региональных администраций (например, Москва и Санкт-Петербург) также имеют некоторые забалансовые долговые обязательства (долг аффилированных компаний), хотя они невысоки относительно размера региональных бюджетов.

Заключение

Мы полагаем, что сокращение доходов бюджетов, вызванное экономическим спадом, ограниченная ликвидность и проблемы с доступом на финансовый рынок могут стать причиной усиления бюджетного дисбаланса и ухудшения положения с ликвидностью для российских РМА, несмотря на планы по жесткой минимизации расходов.

В этих непростых условиях прогноз агентства Moody’s относительно развития сектора РМА является «негативным», что отражает ослабление собственной способности российских РМА справляться со значительно возросшим давлением на их бюджеты. Хотя изменение прогноза развития сектора на «негативный» не влечет за собой автоматическое падение существующих рейтингов, тем не менее в последующие 12—18 мес. отдельные рейтинговые действия возможны. Следует отметить, что с осени 2008 г. прогнозы рейтингов нескольких регионов России были переведены в категорию «Негативный», а в некоторых случаях рейтинги были понижены.

Агентство Moody’s продолжит анализ кредитоспособности эмитентов и конкретных условий деятельности каждого из них. Рейтинговые действия наиболее вероятны в отношении тех эмитентов, которые больше всех пострадают от негативного воздействия экономического кризиса и (или) не смогут сохранить финансовое равновесие из-за неэффективности антикризисных мер, и это отрицательно скажется на способности РМА обслуживать свои долговые обязательства.




Содержание (развернуть содержание)
Бесполезный кризис
Россия: бег вперед или вновь на месте?!
«Ожидания по поводу ожиданий оказались хуже ожиданий», или Что лежит в основе колебаний валютных курсов
Новые льготы — вопрос времени
Дефолт и банкротство эмитента. Что делать владельцам облигаций?
Кредитные фонды: точки доходности НПФов, управляющих и банков
Особенности проведения собрания владельцев инвестиционных паев при смене управляющей компании ЗПИФа
Кто заплатит регистратору?
Пенсионная система: какие проблемы выявил кризис и как их нужно решать?
Нормативы финансовой устойчивости: очередной виток регулирования
Давайте собираться у стола…
О кнопке «Распечатать» как не единственном враге эффективного электронного документооборота для инфраструктуры РКИ
Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России
Новые услуги ЗАО НДЦ — приоритетные направления
Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков
Клиринг на биржевом товарном рынке: от обслуживания спот-рынка к централизованному клирингу по срочным контрактам
Использование модели SMART на товарных рынках
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Прогноз развития сектора российских региональных и местных администраций: «негативный»
Кредитование субъектов российской федерации в современных условиях
Основные риски кредитоспособности российских регионов: волатильность бюджетных доходов и короткий профиль погашения долга
Относительная кредитоспособность регионов РФ
Рейтинг кредитоспособности регионов по версии НРА по итогам первого полугодия 2009 года

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100