Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Петров Александр, Начальник управления по организации электронных форм торговли газом ООО «Межрегионгаз»

  • Все статьи автора
  • Черный Борис, Начальник отдела торгов управления по организации электронных форм торговли газом ООО «Межрегионгаз»

  • Все статьи автора

Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков

Ноябрь 2009

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОЗДАНИЮ БИРЖЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В ходе двухлетнего эксперимента на электронной торговой площадке «Межрегионгаз» (ЭТП) был отработан порядок проведения продажи/покупки газа в оперативном режиме. С ноября 2006 г. по декабрь 2008 г. совершено 3120 сделок. Количество продавцов составило 14, покупателей — 59. Объем реализации насчитывает более 13,3 млрд куб. м газа (из них 7,5 млрд куб. м — Газпром, 5,8 млрд куб. м — независимые производители) на общую стоимость 20,7 млрд руб. Были опробованы технологии, позволяющие осуществлять продажи и поставки газа в режимах «месяц», «неделя», «сутки».

Фактически эксперимент позволил подготовить необходимую основу для организации в кратчайшие сроки технической инфраструктуры функционирования рынка газа России и создать реальные предпосылки для доведения ее состояния до уровня лидирующих мировых рынков, в частности США и Великобритании. Итоги эксперимента по реализации газа через ЭТП продемонстрировали готовность и возможность российской промышленности приобретать газ по рыночным ценам.

В связи с окончанием срока действия Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2007 г. № 851 «О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 г.» ЭТП прекратила торги. Работа по согласованию проекта Постановления «О реализации газа с использованием биржевых технологий» с октября 2008 г. по июнь 2009 г. не дала положительных результатов из-за отсутствия единой позиции среди государственных ведомств по порядку распределения объемов между ЭТП и Биржей и назначению их координаторов. Поиск путей сближения позиций вызвал необходимость более внимательного изучения условий работы высокоразвитых рынков газа.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКОВ-ЛИДЕРОВ

В целом, поставки физических объемов газа в Великобритании соразмерны с объемами поставок газа на свободном секторе рынка газа России, и составили в 2008 г. 132 млрд куб. м. Меры, предпринимаемые с 1998 г. по повышению стандартизации условий продаж, — внедрение типового договора поставки газа и перевод сделок на Национальный балансовый пункт (НБП) — позволили уже к 2004 г. считать электронную торговлю основной формой продаж и довести долю поставок газа через ЭТП до 36,7% от объема всего рынка (77% от объема продаж внебиржевого сегмента).

Попытки систематизации данных по сегментам продаж и объемам поставок на рынке газа Великобритании регулярно предпринимались аналитиками1, но из-за отсутствия единой методологической базы, позволяющей осуществлять сбор и обработку информации, они не давали четкой картины рынка. Данные, приводимые в табл. 1, носят ориентировочный характер и составлены на основании обработки значительного количества различных источников информации, но сама структура данных, с нашей точки зрения, отвечает требованиям аналитиков.

Биржевая торговля фьючерсами после стагнации в 2004—2006 гг., связанной с ускоренным развитием ЭТП, значительно активизировалась в 2007 г. Данные по бирже ICE Futures Europe представлены в табл. 2.

Росту биржевых объемов способствовало совершенствование всей биржевой инфраструктуры, проведение политики, направленной на сокращение издержек участников биржевых торгов. Результаты торговли в IV кв. 2008—2009 гг. отразили желание контрагентов по сделкам совершать в условиях финансового кризиса операции с более высокой гарантией исполнения обязательств — через биржу. Необходимо также учитывать, что в условиях кризиса был усилен государственный контроль за работой ЭТП. Это повысило надежность их функционирования, но несколько сдержало дальнейший рост объемов сделок в сфере электронной торговли.

Вместе с тем значительный рост торговых операций на бирже не привел к существенному увеличению физических объемов газа, приходящихся к поставке по итогам торгов на бирже (табл. 3).

Анализ представленных данных демонстрирует развитую многоуровневость рынка газа в Великобритании. На практике наблюдается многократное пересечение финансового сегмента рынка и сегмента физических поставок газа, например, ресурс, приобретенный на Бирже, затем перепродают через голосовых брокеров или на ЭТП. Представляется очевидным, что управление этим рынком государственными ведомствами невозможно без комплексного подхода, учитывающего взаимное влияние финансовых и «поставочных» сегментов рынка газа.

Основные функции по государственному регулированию в сфере газоснабжения в Великобритании выполняют Office of Gas and Electricity markets (OFGEM) — в части выработки регламентов работы газотранспортной сети и определения тарифов на транспортировку газа, а также Financial Service Authority (FSA) — в сфере обеспечения конкурентных условий операций по продаже/покупке газа.

Основными направлениями деятельности FSA как регулятора финансового рынка Великобритании являются мониторинг физических и стоимостных объемов продаж не только на бирже ICE Futures Europe, но и на всем рынке энергоресурсов, а также анализ изменения структуры рыночных сегментов, включая биржи, брокерские компании и двухсторонние сделки.

Так, на протяжении последних 7 лет FSA ежегодно собирает информацию у участников энергетического рынка об объемах торговли на рынках форвардов по газу, электроэнергии, углю и выбросов CO2. Консолидация данных о масштабах рынка, предпочтительных способах и проблемах выхода на рынок позволяет объективно оценивать ситуацию и оказывать помощь потенциальным участникам в доступе на рынок. Эта информация позволяет более достоверно оценивать риски для рынков в рамках программ надзора.

Данные FSA также подтверждают, что доля продаж газа через электронные платформы (ЭТП) доминирующая в Великобритании. При этом рост объемов электронных торгов в течение 10 лет сопровождался значительным сокращением количества брокерских торговых площадок — с 12 до 3 (Spectron, Tullett Prebon, ICAP). Комплексные данные о параметрах рынков в августе 2007 г. — июле 2008 г. представлены в табл. 4.

Как показано в таблице, FSA, не ограничиваясь контролем над объемами торгов на бирже ICE Futures Europe (Лондон) и обоснованно считая, что финансовым рынком в сфере энергоресурсов является вся совокупность торговых операций, принимает как должное доминирование продаж газа через электронные платформы. Между тем она предъявляет к ним все более высокие требования. Благодаря данным подходам FSA обеспечивает высокий уровень компетентности по управлению рынками энергоресурсов, а ее отчеты о состоянии этих рынков имеют важное значение для работы государственных ведомств, определяющих экономическую политику страны.

ЭТП + БИРЖА ГАЗА = ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ГАЗА

Мировая практика развитых рынков убедительно подтверждает, что организацию Биржи газа и дальнейшее совершенствование ЭТП на постоянной основе необходимо рассматривать как создание двух рыночных инструментов, дополняющих друг друга. Основные задачи ЭТП — торговля физическими объемами газа, Биржи — торговля фьючерсами и опционами с возможностью поставок (по желанию участников) физических объемов газа при наступлении срока исполнения контракта.

На ЭТП сроки исполнения контрактов — «на следующий день», «на следующую декаду», «на следующий месяц», на Бирже — «на следующий месяц», «на следующие 1—36 мес.». ЭТП регистрирует цены спотового рынка для коммерческой балансировки газа на рынке и в ГТС. Биржа дает прогноз цены на период до 36 мес. и индикаторы цены для взаиморасчетов на последующий месяц по долгосрочным договорам.

В условиях успешного освоения на ЭТП в 2007—2008 гг. биржевой технологии по аукционной продаже и поставке в спотовом режиме физических объемов газа наиболее актуальной задачей для российского рынка является не перенос поставок физических объемов газа на создаваемую Биржу газа, а развитие на ней технологии продажи фьючерсных контрактов с поставкой физических объемов газа при наступлении сроков их исполнения (по желанию участников). При этом для обеспечения объективности ценовых индикаторов целесообразно осуществить акционирование действующей ЭТП с привлечением ведущих участников рынка газа и организацией конкуренции между этими двумя площадками.

В III кв. 2009 г. подразделения ОАО «Газпром», используя данные о тенденциях на зарубежных рынках газа, продолжили работу по развитию биржевых форм торговли в РФ. Принято решение об усилении практической работы по подготовке участников рынка и организации товарной Биржи газа. С этой целью сделано следующее:

1) продолжена работа по совершенствованию программно-аппаратного комплекса в части повышения автоматизации документооборота биржевых торгов;

2) завершена работа по организации обучения практическим навыкам торговли производными финансовыми инструментами на газ на базе НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром». Занятия первого потока запланированы на первую декаду декабря текущего года;

3) подготовлен бизнес-план проекта Биржи газа с расчетом инвестиций, срока их окупаемости и с определением рисков, которые могут ему сопутствовать;

4) подготовлена Программа действий ОАО «Газпром» по совершенствованию рынка газа, направленная на развитие биржевой и электронной форм торговли газом;

5) определены конкретные мероприятия по организации биржевой торговли газом. Подготовлены предложения потенциальным участникам торгов по основным условиям их функционирования;

6) составлена схема акционирования торговой части ЭТП.

Представленный в настоящей статье материал отражает сложность процесса становления биржевого рынка газа в России и тенденции, существующие на развитых рынках газа за рубежом, а также особенности их государственного регулирования. Проводимые ОАО «Газпром» практические мероприятия по совершенствованию рынка и созданию Биржи газа, расширение круга заинтересованных участников биржевой торговли позволяют надеяться на то, что это ускорит согласование постановления. Вместе с тем необходим поиск путей совершенствования управления энергетическими рынками со стороны государственных ведомств.




Содержание (развернуть содержание)
Бесполезный кризис
Россия: бег вперед или вновь на месте?!
«Ожидания по поводу ожиданий оказались хуже ожиданий», или Что лежит в основе колебаний валютных курсов
Новые льготы — вопрос времени
Дефолт и банкротство эмитента. Что делать владельцам облигаций?
Кредитные фонды: точки доходности НПФов, управляющих и банков
Особенности проведения собрания владельцев инвестиционных паев при смене управляющей компании ЗПИФа
Кто заплатит регистратору?
Пенсионная система: какие проблемы выявил кризис и как их нужно решать?
Нормативы финансовой устойчивости: очередной виток регулирования
Давайте собираться у стола…
О кнопке «Распечатать» как не единственном враге эффективного электронного документооборота для инфраструктуры РКИ
Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России
Новые услуги ЗАО НДЦ — приоритетные направления
Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков
Клиринг на биржевом товарном рынке: от обслуживания спот-рынка к централизованному клирингу по срочным контрактам
Использование модели SMART на товарных рынках
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Прогноз развития сектора российских региональных и местных администраций: «негативный»
Кредитование субъектов российской федерации в современных условиях
Основные риски кредитоспособности российских регионов: волатильность бюджетных доходов и короткий профиль погашения долга
Относительная кредитоспособность регионов РФ
Рейтинг кредитоспособности регионов по версии НРА по итогам первого полугодия 2009 года

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100