Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Александр Ермаков, Заместитель генерального директора, начальник управления технологий и развития ООО «Депозитарий Иркол»

  • Все статьи автора

Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России

Ноябрь 2009

ПРЕДПОСЫЛКИ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЭДО

В рамках правительственной Программы по преодолению кризиса на 2009 г. особое внимание уделяется оказанию государственных услуг в электронной форме[1]. Программой предусмотрена работа по автоматизации и упрощению взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. Основные направления Федеральной целевой программы «Информационное общество 2011—2018 гг.» — развитие государственных автоматизированных информационных систем и реализация ведомственных программ развития информационного общества.

Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (Стратегия развития)» определяет приоритетные направления деятельности госорганов в сфере регулирования финансового рынка, в частности затрагивает вопросы стандартизации и унификации электронного взаимодействия участников рынка. Данный документ устанавливает основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам ЭДО рынке.

В конце 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. № 334-ФЗ [2], который предусматривает обязательное использование при взаимодействии участников рынка коллективных инвестиций [3] документов в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью. Однако в настоящее время не все участники рынка перешли на взаимодействие с использованием электронных документов.

На финансовом рынке действуют корпоративные системы электронного документооборота (СЭД), организаторами которых являются, как правило, инфраструктурные организации. Каждая СЭД характеризуется своими, присущими только ей правилами электронного документооборота (ЭДО). В связи с этим непосредственное информационное взаимодействие корпоративных СЭД, как правило, невозможно.

Всего по состоянию на 1 апреля 2009 г. на рынке коллективных инвестиций представлено около 6 тыс. организаций (включая организации, вовлеченные в процесс взаимодействия). В период кризиса наметилась тенденция к сокращению количества участников рынка.

Согласно результатам национального рейтинга, публикуемого СРО ПАРТАД [4], специализированные депозитарии (представители инфраструктуры рынка коллективных инвестиций), входящие в пятерку лидеров, обслуживают более 70% УК, 75% НПФов; на их долю приходится более 30% от общего объема проводимых операций. При этом финансовый кризис практически не уменьшил количество проводимых специализированными депозитариями операций и, очевидно, не уменьшил объем обрабатываемых документов.

Исходя из анализа положений законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, можно сделать вывод, что необходимая нормативная база для применения юридически значимого электронного документооборота существует, но она не достаточна для оптимального взаимодействия участников рынка. Так, законодательными и нормативными актами не конкретизированы порядок и правила взаимодействия при использовании электронных документов, не затронуты аспекты перехода от бумажного к электронному документообороту. По мнению экспертов СРО ПАРТАД, «электронный документооборот является ключевой IT-технологией, необходимой для развития рынка капитала России на современном этапе его развития» [5].

Основные проблемы организации и осуществления ЭДО на финансовом рынке следующие:

  • отсутствие единого нормативного регулирования правил взаимодействия в электронной форме;
  • отсутствие единого, признанного и используемого всеми субъектами рынка интерфейса взаимодействия и форматов электронных документов;
  • отсутствие единых, признанных и используемых в практической деятельности метаданных [6] для описания электронных документов.

Цель статьи — показать оптимальные применимые концепции, методики и стандарты для создания единой системы ЭДО на финансовом рынке России на текущем этапе его развития.

КОРПОРАТИВНЫЕ СЭД И СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ

Автором проведен анализ ряда действующих корпоративных СЭД (СЭД специализированных и расчетных депозитариев). В рамках существующих СЭД производится обмен формализованными (структурированными) и неформализованными (неструктурированными) документами. При описании структуры документов в настоящее время стандартом де-факто является применение языка XML (eXtensible Markup Language). В качестве транспорта для передачи электронных документов, как правило, используется Интернет.

Многие СЭД для передачи документов используют электронную почту, но наметилась тенденция к использованию web-доступов к корпоративным информационным системам.

Основными тенденциями на международных финансовых рынках является консолидация расчетных систем и стандартизация ЭДО с целью сокращения расчетных издержек и перехода на «сквозную обработку информации». В качестве примера можно назвать стандарт ISO 20022[6] UNIFI (Universal financial industry message scheme), предназначенный для обеспечения взаимодействия финансовых организаций. Но в силу ряда объективных и субъективных причин, международный стандарт ISO 20022 в настоящее время не применим на российском рынке. Для его использования потребуется внесение значительных изменений в законодательные и нормативные акты, регулирующие российский финансовый рынок.

Попытки стандартизации форматов электронных документов на российском финансовом рынке предпринимались неоднократно, в том числе СРО ПАРТАД в документах «Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев» и «Форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций», которые формально согласованы с ФСФР России. Финансовые организации используют форматы электронных платежных документов, разработанные Банком России, Федеральная налоговая служба — ведомственные форматы электронных документов, применяемые участниками их СЭД.

Перечисленные проблемы ведут к росту затрат субъектов информационного взаимодействия (внедрение и сопровождение множественности программных средств разных СЭД) на интеграцию СЭД с корпоративными информационными системами.

СТАНДАРТЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СЭД

Из-за отсутствия единых национальных стандартов систем электронного документооборота для организации ЭДО между участниками рынка целесообразно использовать «Типовые требования к системам управления электронными документами», утвержденные Еврокомиссией в начале 2008 г. (MoReq2). Указанные требования характеризуются высокой адаптивностью под потребности участников электронного документооборота, а также возможностью применения в рамках существующего в России нормативного регулирования финансовых рынков. Применение MoReq2 должно осуществляться с учетом особенностей ЭДО российского финансового рынка.

Для организации работ по созданию единой СЭД на финансовых рынках наиболее адекватной является методология внедрения информационных систем Accelerated Value Method (AVM), разработанная компанией Lotus. Названная методология, в отличие от традиционных методов, в процессе разработки и внедрения информационных систем учитывает возможные изменения и эволюцию, постоянно адаптируя требования к возникающим потребностям. В рамках методологии предусмотрено выделение этапов работы с измеримым результатом (Value Frame) в виде конкретных программно-технологических решений изначально поставленных проблем. В силу своей гибкости и нацеленности на результат применение AVM позволит создать единую СЭД финансовых рынков с минимальными затратами и сроками.

АРХИТЕКТУРА СЭД

Автором разработана обобщающая классификация систем ЭДО, на ее основе определено понятие «Система электронного документооборота финансовых рынков» (СЭД ФР) (рис. 1).

СЭД ФР — система ЭДО, состоящая из информационного, программного, технического, организационного, правового и лингвистического обеспечения, предназначенная для автоматизации строго регламентированного и контролируемого движения финансовых электронных документов на основе информационных и коммуникационных технологий, участниками которой является ограниченный круг лиц в силу заключенных соглашений между ними и организаторами корпоративных СЭД.

Формирование единой СЭД ФР преследует достижение следующих целей:

  • снижение транзакционных издержек информационного взаимодействия участников финансового рынка;
  • повышение прозрачности рынка для финансовых институтов, частных инвесторов и контролирующих организаций;
  • минимизация рисков, связанных с информационным взаимодействием участников рынка.

Создание любой информационной системы должно начинаться с разработки архитектуры системы. Архитектура СЭД ФР (рис. 2) разработана исходя из определения: «Архитектура системы — основная организация системы, воплощенная в ее компонентах, их взаимосвязях между собой и с окружением, и принципы, управляющие ее конструированием и эволюцией»[7].

Для описания архитектуры СЭД ФР использована концепция интеграции приложений Enterprise Application Integration (EAI). В качестве таких компонентов системы рассматриваются существующие корпоративные СЭД. Из 4 составляющих концепции EAI акцент следует сделать на необходимости реализовать и/или утвердить Стандарты интеграции форматов электронных документов (Standards of Integration) на базе XML и начать интеграцию (совместное распространение и использование) данных (Data Integration) между существующими корпоративными СЭД. На последующих этапах (возможно) осуществляется интеграция бизнес-процессов и приложений в целом. Применение выбранной концепции позволит поэтапно (Value Frame) интегрировать в единую систему существующие корпоративные СЭД, не разрушая их.

В качестве Стандарта интеграции возможно использование «Стандарта взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления», разработанного Гильдией управляющих документацией [8], или SOAP (Simple Object Access Protocol), который взят на вооружение Федеральным центром управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем в рамках «Электронного правительства». В качестве форматов документов целесообразны «Форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций», разработанные СРО ПАРТАД.

Итак, что же возможно сделать сейчас с максимальной пользой для участников рынка? Исходя из стратегии развития финансовых рынков и разработанной архитектуры СЭД ФР, необходимо начать электронное взаимодействие по предоставлению отчетности участниками рынка в ФСФР России. На рис. 3 приведена разработанная схема нормативного регулирования (уровень бизнес-правил) при информационном взаимодействии участников финансового рынка с ФСФР России.

Требования к порядку и правилам обмена электронными документами (далее — Требования) целесообразно разрабатывать в рамках СРО участников рынка и утверждать в виде нормативного акта ФСФР России. Требования должны унифицировать содержание Типового соглашения об обмене электронными документами, содержание и формат сертификата электронно-цифровой подписи, общие требования к метаданным и конкретные требования к протоколу обмена электронными документами и т. п. В дальнейшем Требования станут основой бизнес-правил и правил интеграции электронного взаимодействия участников финансовых рынков.

Для анализа количественных показателей эффективности внедрения и функционирования единой СЭД могут применяться следующие ключевые индикаторы результативности:

1. «Коэффициент распространенности СЭД», %

где К уч.сэд — количество участников финансового рынка, работающих в рамках СЭД ФР; К уч. — общее количество участников финансового рынка.

2. «Коэффициент прозрачности», %

где К отч. икт — количество подотчетных участников рынка, осуществляющих взаимодействие с ФСФР РФ исключительно с использованием информационно-коммутационных технологий; К отч — всего количество подотчетных ФСФР РФ организаций.

3. «Коэффициент распространенности ЭДО», %

где N эд — количество документов, передаваемых участником финансового рынка в электронной форме; N д — общее количество документов, передаваемых участником рынка.

Критическим фактором успеха создания единой СЭД будет достижение значений указанных коэффициентов 80%.

Для сбора данных и расчета значений ключевых индикаторов результативности, по мнению автора, необходимо использовать богатый опыт саморегулируемых организаций финансового рынка, в первую очередь ПАРТАД, по сбору информации о деятельности участников СРО.

ВЫВОДЫ

Требования к единой СЭД ФР, помимо применения концепций и методик в области информационных технологий, носят нормативно-организационный и технологический характер, а успешность создания СЭД ФР в значительной степени зависит от взаимодействия участников рынка в рамках саморегулируемых организаций и государственных регулирующих органов.

Главными мотивирующими факторами создания СЭД ФР являются снижение транзакционных издержек участниками рынка и повышение прозрачности финансового рынка для финансовых институтов, частных инвесторов и государственных регулирующих органов.

При условии использования «Типовых требований к системам управления электронными документами» (MoReq2), методики внедрения Accelerated Value Method (AVM), концепции построения архитектуры информационных систем Enterprise Application Integration (EAI) и утвержденных ФСФР России «Требований к порядку и правилам обмена электронными документами» представляется возможным создать единую децентрализованную систему ЭДО финансового рынка. На сегодня это оптимальное решение для технологии электронного взаимодействия как механизма реализации стратегии развития финансовых рынков.

Использованные источники

1. http://www.government.ru/content/governmentactivity/antikrizismeriprf/.

2. Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об инвестиционных фондах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Здесь и далее рынок коллективных инвестиций рассматривается как сегмент финансового рынка, отражающий тем или иным образом все аспекты функционирования финансового рынка.

4. www.partad.ru, http://www.safedepo.ru/index.php.

5. Саморегулируемая организация Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев (СРО ПАРТАД) // Инфраструктурное обозрение. 2008.

6. Определение метаданных см. MoReq2 (Европейские типовые требования к автоматизированным системам электронного документооборота), http://www.gdm.ru/projects/moreq/index.php.

7. ANSI/IEEE Std 1471-2000.

8. www.gdm.ru.





Содержание (развернуть содержание)
Бесполезный кризис
Россия: бег вперед или вновь на месте?!
«Ожидания по поводу ожиданий оказались хуже ожиданий», или Что лежит в основе колебаний валютных курсов
Новые льготы — вопрос времени
Дефолт и банкротство эмитента. Что делать владельцам облигаций?
Кредитные фонды: точки доходности НПФов, управляющих и банков
Особенности проведения собрания владельцев инвестиционных паев при смене управляющей компании ЗПИФа
Кто заплатит регистратору?
Пенсионная система: какие проблемы выявил кризис и как их нужно решать?
Нормативы финансовой устойчивости: очередной виток регулирования
Давайте собираться у стола…
О кнопке «Распечатать» как не единственном враге эффективного электронного документооборота для инфраструктуры РКИ
Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России
Новые услуги ЗАО НДЦ — приоритетные направления
Создание биржевых механизмов рынка газа в России и доминирующие тенденции мировых рынков
Клиринг на биржевом товарном рынке: от обслуживания спот-рынка к централизованному клирингу по срочным контрактам
Использование модели SMART на товарных рынках
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Прогноз развития сектора российских региональных и местных администраций: «негативный»
Кредитование субъектов российской федерации в современных условиях
Основные риски кредитоспособности российских регионов: волатильность бюджетных доходов и короткий профиль погашения долга
Относительная кредитоспособность регионов РФ
Рейтинг кредитоспособности регионов по версии НРА по итогам первого полугодия 2009 года

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100