РЦБ.RU

Алкогольная ситуация

Октябрь 2009

В России ситуацию на алкогольном рынке начиная с апреля 2009 г. в целом можно охарактеризовать следующим образом. Наблюдается «относительная стабилизация» негативной ситуации в производстве, импорте, экспорте, оптовых и розничных продажах и потреблении на определенном уровне спада, которая продлится до октября — ноября 2009 г. (до нового этапа кризиса, обещанного государством, — в банковской системе).

Среди важнейших изменений на рынке алкоголя необходимо отметить следующее: достаточно резкий спад легального рынка крепкого алкоголя и рост сегмента нелегального алкоголя (по итогам первого полугодия 2009 г. легальный рынок водки и ЛВИ сократился на 20%, что привело к росту объема нелегального рынка на 30%). Продолжается смещение в структуре потребления населением алкоголя, обусловленное кризисными причинами, в сторону роста потребления крепкого алкоголя, прежде всего нелегального и его суррогатов.

В структуре потребления наблюдается тенденция завершения премиумизации в развитии алкогольного рынка (недавно еще основного тренда) — население переходит на более дешевый алкоголь. Подтверждением тому служит падение импорта виски, рома, джина, текилы, абсента, коньяка, вермута, виноградного вина на 30—40% в среднем. В розничной торговле России практически не продается алкоголь дороже 500 руб. за бутылку. Даже крупнейшие мировые импортеры алкоголя уже поставляют в нашу страну «дешевую» продукцию. Например, компания «Диаджео» объявила о начале поставок в Россию дешевого виски, который будет продаваться по цене до 300 руб. за 0,5 л в рознице.

Алкогольный рынок можно с полной уверенностью отнести к сектору реальной экономики, а потому никаких позитивных изменений за последние несколько месяцев на рынке не произошло. Кредитные средства остаются такими же малодоступными для производителей и импортеров. Банки фактически уравняли условия для получения кредита и банковской гарантии. У импортеров сегодня нет денег на внешнеэкономические операции (западные банки также резко ухудшили условия работы с российскими компаниями). Постоянные обещания со стороны российских чиновников «проведения» банковского кризиса в России не повышают доверия западных компаний к российским импортерам.

Операции по консолидации рынка прекратились после начала кризиса, прежде всего, в связи с тем, что консолидация проходила на заемные средства. Более того, часть крупных компаний, активно проводивших политику консолидации активов, разорились перед самым кризисом и в его процессе (например, такие производители, как «Веда», «Алкогольные заводы «ГРОСС»). Разорились и прекратили работу некоторые крупнейшие дистрибуторы алкоголя федерального уровня. Крупнейшие региональные дистрибуторы федерального уровня («Формула-Ходинг», «Омега») резко сократили свою операционную деятельность. Наиболее активно противостоит кризису одна из крупнейших российских алкогольных компаний — «Синергия» (7 ликероводочных заводов), единственная компания алкогольного рынка России, успевшая до кризиса выйти на IPO. Некоторые сделки по консолидации продолжаются (приобретение неработающих государственных заводов в Красноярском крае частными компаниями за 1—2 млн долл.), но они не способны оказать влияние на алкогольный рынок на федеральном уровне.

Естественно, интерес российских алкогольных компаний к процедуре IPO утерян в период кризиса.

Определенная часть алкогольных активов уже стала и еще станет собственностью банков (перейдет за долги), которые постараются либо продать эти активы другим собственникам (что достаточно сложно в условиях отсутствия спроса); либо управлять компанией, создав собственную команду менеджеров; либо передать активы в управление прежним владельцам под контролем банков. Все это должно привести к сокращению числа операторов алкогольного рынка. Укрупнение оставшихся операторов будет альтернативой процессу консолидации.

Необходимо отметить кризисную активизацию деятельности государственной компании «Росспиртпром», которая в условиях кризиса и при административной поддержке создаваемой профильной Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка может привести к «коммерческой госмонополии» на водочном рынке (до 45% рынка водки может занять ее производство госкомпаниями) в 2010—2012 гг.

В ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего усиления антиалкогольной компании в России, которая приведет к экономическим последствиям: дальнейшему росту ставок акцизов, серьезному росту цен на легальный алкоголь, сокращению объема рынка легального алкоголя и росту рынка нелегального.

Неизбежное усиление политики регионального сепаратизма (закрытие регионов от ввоза аналогичной собственной алкогольной и прочей продукции) может в результате кризиса привести к восстановлению развития регионального производства всех видов алкоголя. С 2000 г. государство проводило активную политику по прекращению деятельности средних и малых операторов алкогольного рынка по всей России в интересах компаний федерального уровня. В результате этой политики в несколько раз упало производство алкоголя в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Кризис остановил эту тенденцию и дал шанс региональным администрациям и бизнесу по возрождению регионального производства алкоголя.

Вместе с тем велика вероятность в регионах реализации следующей схемы работы в условиях сокращения поступлений денежных средств на места из федерального бюджета: регионы постараются максимально закрыть свои территории от «чужой» продукции и «вывоза» денег. В каждом регионе есть администрация, доверенные банки, близкие к ней производители и дистрибуторы алкоголя, а также полностью подконтрольная местным властям розница. Все это может позволить администрациям создать замкнутые циклы: доверенный банк под гарантию администрации дает кредит доверенным производителям и дистрибуторам, произведенная продукция поступает в розницу, реализуется, деньги возвращаются в тот же банк (в условиях оптимальной минимизации привозной алкогольной продукции, например, ввозится только премиальная импортная продукция). Помешать реализации этой схемы может наличие в будущем в каждом регионе отделения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которая, по сути, должна поддерживать деятельность государственного «Росспиртпрома» для открытия границ регионов его продукции.

Поскольку алкогольный рынок в России — один из самых остросоциальных сегментов потребительского рынка (что бы ни говорили и думали по этому поводу чиновники), то дальнейшее развитие ситуации на нем будет целиком зависеть не от бизнеса, а от социально-экономической ситуации в стране и принимаемых, а точнее, не принимаемых государством мер в области алкогольной политики. Большие надежды алкогольный бизнес возлагает на создаваемую Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Изменение объемов российского легального алкогольного рынка помесячно в период кризиса с учетом производства, импорта и экспорта представлено в универсальной таблице, которая позволяет проследить динамику развития кризиса в каждом сегменте алкогольной проду



Содержание (развернуть содержание)
России мешают развиваться высокие цены на нефть
Тандемократия: природа и перспективы
Кто станет президентом в 2012 году?
Ничему новому кризис меня не научил
Россию застроят на китайские деньги
Жадность побеждает здравый смысл
Россия — ОПЕК: виток ходьбы вокруг партнерства
Размер имеет значение: небольшим банкам жить сложнее
Что стоит за желанием ограничить банковские бонусы?
Основные препятствия при реализации проектов ГЧП
Условия финансирования проектов ГЧП: кризисные реалии
Проектное финансирование — вымирающий вид
Инфраструктурные концессии на транспорте в условиях финансового кризиса
Структурирование сделок при организации проектного финансирования
Авария, которая изменила энергомир
Алкогольная ситуация
Диверсификация финансовых источников как фактор конкурентоспособности российской атомной отрасли
Управление рисками VS страхование: PRO или CONTRA
Сколько стоит долг?
Похвала финансовой глупости

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100