Casual
РЦБ.RU

Размер имеет значение: небольшим банкам жить сложнее

Октябрь 2009

Российская банковская система отличается от систем многих восточно-европейских стран большим количеством своих участников. По данным Центрального банка, по состоянию на 1 августа 2009 г. в РФ насчитывалось 1080 действующих кредитных организаций. На протяжении нескольких лет число банков непрерывно сокращалось, при этом очевидно, что данная тенденция сохранится и в будущем, тем более что государство заинтересовано в укрупнении сектора.

В последнее время интерес общественности и Правительства РФ был прикован прежде всего к гигантам российского банковского рынка, а небольшие организации, часто являющиеся ключевыми в отдельных регионах страны, были оставлены без внимания. Ожидать чего-то иного было бы странно: в сложные годы поддержку получают самые мощные структуры, а остальные вынуждены существовать по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Хотя небольшие частные банки, кредитующие мелкий и средний бизнес, при определенных условиях могли бы стать важным звеном в восстановлении российской экономики. Конечно, мелких представителей банковского сектора многие воспринимают как некое подобие «контор по отмыванию средств». Возможно, в ряде случаев это предположение вполне справедливо, однако, на наш взгляд, не стоит распространять данное мнение на все банки за границами второй сотни.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть общие черты небольших российских банков с активами за пределами ТОП-200, проанализировать, насколько государство помогло им в борьбе с кризисом, а также сделать вывод о том, какие способы выживания они будут использовать в случае нового витка финансового кризиса.

Отметим, что официальная статистика нередко приукрашивает реальное положение дел. Так, если верить данным отчетных форм, которые банки отправляют в ЦБ РФ, за первые 7 мес. 2009 г. чистая прибыль не входящих в ТОП-200 банков составляла 7,3 млрд руб. (что не так сильно отстает от результата деятельности крупнейших 20 банков — 18,0 млрд руб.), при этом начисленные резервы по кредитам «съели» только 36,1% их чистых процентных доходов за первую половину года (у банков ТОП-20 — 89,3%). Как следствие, проблем с достаточностью капитала они в настоящий момент не испытывают.

Мы полагаем, что данный феномен связан, с одной стороны, с тем, что маленьким игрокам банковского рынка по определению приходится агрессивнее бороться за существование, поэтому они должны куда активнее хвататься за те «соломинки», которые им предоставляют (в частности, существенные послабления ЦБ в части отражения показателей отчетности). С другой стороны, сама их деятельность порой способствует тому, что итоговые цифры оказываются весьма далекими от общерыночных тенденций.

Банк банку рознь: портрет банков за пределами ТОП-200

Пожалуй, общий портрет небольшого российского банка нарисовать достаточно сложно, поскольку структуры с активами ниже ТОП-200 достаточно разнородны. На наш взгляд, можно выделить как минимум несколько подгрупп.

Во-первых, это мелкие региональные банки со стабильным бизнесом, ограниченным набором клиентов, значительная часть которых лично знакома с руководством банка. Такие банки можно назвать «домашними» для ряда главных клиентов, поскольку последним часто предлагают более выгодные условия, нежели в других организациях. Как правило, банки из данной группы сосредоточены на обслуживании небольшого количества представителей мелкого и среднего бизнеса, а розничные продукты часто сводятся к кредитам сотрудникам данных предприятий.

Основным риском для таких структур является высокая концентрация клиентов как в активной, так и в пассивной части баланса. К тому же они сильно завязаны на краткосрочное фондирование: по нашим подсчетам, на 1 августа 2009 г. почти у 150 банков более 20% депозитов физлицам занимали вложения до востребования, а доля частных вкладов в пассивах порой достигает 50%. Поэтому с переходом данных клиентов к конкурентам, равно как и в случае стихийного и одновременного снятия большого числа депозитов, банк может потерять существенную часть бизнеса и фактически перестать существовать.

В этой связи показательна ситуация с банком «Северная казна», имевшая место осенью 2008 г. Напомним, что против этого учреждения велась активная PR-кампания, направленная на его дискредитацию. В частности, клиентам рассылались сообщения о плохом финансовом состоянии банка и рисках, связанных с вложениями в его депозиты. В результате банк столкнулся с массовым оттоком средств со своих счетов и испытал серьезные проблемы с ликвидностью. Впоследствии он был санирован и сменил акционеров. Отметим, что банк был достаточно крупным: на начало сентября 2008 г. он занимал 69-е место по активам в России. На наш взгляд, аналогичный случай вполне может произойти и с любым из мелких региональных банков, при этом события будут развиваться гораздо стремительнее, чем у «Северной казны», к тому же нет гарантий, что спасение этих банков будет интересно более крупным организациям.

Во вторую группу можно включить так называемые «карманные» банки участников бизнеса либо банки, используемые крупными промышленными компаниями для каких-то конкретных целей. Это совершенно не означает, что такие структуры ведут какую-либо незаконную деятельность. Их работа сильно лимитирована определенным набором операций. Яркий пример — банки известных на рынке автодилеров, посредством которых последние выдают автокредиты физическим лицам. Сюда же можно отнести банки, находящиеся под контролем инвестиционных компаний и не ведущие классический банковский бизнес.

В третью группу входят все остальные банки, деятельность которых часто расплывчата и которые большую часть времени могут существовать фактически на бумаге, лишь изредка осуществляя отдельные операции. Полагаем, что именно на такие учреждения должно быть направлено самое пристальное внимание контролирующих органов.

В то же время, к какой бы категории ни принадлежал мелкий банк, для нас очевидно, что в условиях кризиса его риски, а следовательно, и риски его клиентов, исключительно высоки.

Государство не поддерживает мелкие банки

Осенью 2008 г. Правительством РФ был введен комплекс мер по поддержке банковского сектора, направленных на противостояние мировому финансовому кризису. Рассмотрим, какие из них могли и могут быть использованы небольшими банками.

Субординированные кредиты ВЭБа предоставлялись банкам с рейтингом не ниже B–/B3 по международной шкале или BBB–/Baa3 по национальной. По нашим оценкам, около 130 российских банков имели соответствующие рейтинги, из них банков с активами за пределами ТОП-200 было не более 20-ти. На данный момент ни один из мелких банков не воспользовался данной программой, к тому же лимит средств, определенных ее рамками, уже практически полностью выбран.

Беззалоговые аукционы на протяжении последнего года были исключительно популярным источником поддержания ликвидности многих банков, однако и здесь желающим участвовать в них приходилось сталкиваться с требованиями по рейтингам. Очевидно, что и эта мера не оказала существенного влияния на финансовое состояние небольших банков.

Компенсация убытков по межбанковским кредитам (доступна для банков с рейтингом не ниже BB–/Ba3) также не принесла значительных выгод банкам, так как крупные игроки не стремились активно предоставлять межбанковские кредиты, а ставки по ним были слишком высоки. Фактически, межбанковский рынок в России с осени 2008 г. до конца весны 2009 г. едва функционировал.

Размещение средств Минфина: и опять требование рейтингов BB–/Ba3, автоматически перекрывающее доступ небольшим банкам.

Предоставление кредитов ЦБ РФ под залог облигаций с рейтингом не ниже B–/B3 либо под гарантию крупного банка, на наш взгляд, теоретически могло оказать некоторую поддержку мелким компаниям банковского сектора, но на практике ввиду отсутствия у них значительных объемов обеспечения не имело большого эффекта.

Общие меры, такие как повышение гарантированной суммы по вкладам до 700 тыс. руб. для банков, участвующих в системе страхования вкладов, и сжатие норматива резервирования до 0,5% каждой категории резервируемых обязательств, стали, по нашему мнению, одними из наиболее действенных мер в поддержку мелких банков. Отметим, однако, что в последнее время Банк России начал отменять введенные ранее послабления для организаций, в частности нормативы резервирования постепенно выходят на докризисный уровень. Так, по состоянию на 1 сентября 2009 г. норматив отчислений составлял уже 2,5%.

В итоге можно заключить, что государство не было заинтересовано в широкомасштабной помощи небольшим банкам и фактически оставило их на произвол судьбы.

Подчеркнем, что и новая мера поддержки, предполагающая докапитализацию через ОФЗ, также не коснется небольших банков. Ожидается, что в программу будут допущены организации с активами выше 30 млрд руб. Сейчас этому требованию удовлетворяют около 85 крупнейших игроков.

Еще одним из механизмов, направленных на укрупнение банковского сектора, является инициатива государства о введении порога минимального капитала в 90 млн руб. с 1 января 2010 г., а с 1 января 2012 г. он будет равен уже 180 млн руб. По состоянию на 1 августа 2009 г., банков с капиталом менее 90 млн руб., по нашим оценкам, насчитывалось около 125. Мы предполагаем, что не все банки, находящиеся сегодня в зоне риска, смогут в течение ближайших нескольких месяцев привлечь достаточные средства от акционеров, а значит, на начало 2010 г. число участников банковского рынка снова сократится.

Где искать помощь

При возникновении проблем с достаточностью капитала у небольших банков, помимо поддержки акционеров, которая часто весьма ограниченна, в текущих условиях есть лишь одна возможность — обратиться за помощью к более крупному игроку, в том числе и продав ему значительный пакет акций. В прошлом году рынок M&A в банковском секторе пережил настоящий бум: с сентября 2008 г. сильные российские банки, спасая небольших региональных игроков, совершили более 15 сделок (см. таблицу).

На наш взгляд, укрупнение активов и покупка мощными структурами из ТОП-30 мелких региональных банков продолжится. Очевидно, что ведущим московским банкам, не имеющим широкой филиальной сети, для расширения бизнеса потребуется экспансия в регионы. Для ряда крупных банков осуществление контроля над небольшими конкурентами в период кризиса также является неплохим шансом переманить к себе региональных клиентов, причем без существенных денежных вложений. Так, многие банки (в частности, Промсвязьбанк, Альфа-Банк, НОМОС-Банк) при взаимодействии с АСВ в рамках программы по санации фактически бесплатно получили контроль над региональными игроками.

В общем и целом мы по-прежнему осторожно оцениваем финансовое состояние небольших банков. Зачастую подобные организации предоставляют достаточно ограниченный объем надежной информации относительного своего финансового положения, структуры акционеров или конкретных операций, что делает перспективы их деятельности слишком непредсказуемыми.

Конечно, во вторую волну кризиса сейчас верится все меньше, однако напоминаем, что в последнее время ЦБ РФ активизировал работу по отзыву лицензий у банков с активами ниже ТОП-200: в частности, за 7 мес. 2009 г. 25 банков из данной категории потеряли свои лицензии, в то время как за весь 2008 г. — 29. Для нас пока отнюдь не очевидно, что мировые финансы обрели стабильность, что некоторое улучшение показателей российской банковской системы является устойчивым или что рубль избежит новой девальвации. Поэтому советуем помнить о рисках и вести себя консервативно: в конце концов, разве кризис не повлиял на желание инвесторов и вкладчиков рисковать?



Содержание (развернуть содержание)
России мешают развиваться высокие цены на нефть
Тандемократия: природа и перспективы
Кто станет президентом в 2012 году?
Ничему новому кризис меня не научил
Россию застроят на китайские деньги
Жадность побеждает здравый смысл
Россия — ОПЕК: виток ходьбы вокруг партнерства
Размер имеет значение: небольшим банкам жить сложнее
Что стоит за желанием ограничить банковские бонусы?
Основные препятствия при реализации проектов ГЧП
Условия финансирования проектов ГЧП: кризисные реалии
Проектное финансирование — вымирающий вид
Инфраструктурные концессии на транспорте в условиях финансового кризиса
Структурирование сделок при организации проектного финансирования
Авария, которая изменила энергомир
Алкогольная ситуация
Диверсификация финансовых источников как фактор конкурентоспособности российской атомной отрасли
Управление рисками VS страхование: PRO или CONTRA
Сколько стоит долг?
Похвала финансовой глупости

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100