РЦБ.RU
  • Автор
  • Шадрин Артем, Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ

  • Все статьи автора

Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

Сентябрь 2009

ВНУТРЕННИЕ ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ

В 2008 г. были зарегистрированы проспекты эмиссии облигационных займов 24 субъектов Федерации и 7 муниципальных образований (по сравнению с 27 региональными и 12 муниципальными займами в 2007 г.).

Общий объем размещаемых облигаций составил в 2008 г. 178,6 млрд руб., по сравнению с 84,2 млрд руб. годом ранее (рост в номинальном выражении на 94,4 млрд руб., или в 1,9 раза в реальном выражении). За год объем эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций снизился с 0,26 до 0,43% ВВП (табл. 1).

Проспекты эмиссии в Минфине РФ в 2008 г. зарегистрировали: Чувашская республика, Республика Саха (Якутия), Республика Карелия, Республика Коми, Удмуртская республика, Красноярский, Ставропольский края, Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская, Томская, Московская, Ярославская, Липецкая, Нижегородская, Тверская, Самарская, Калужская, Пензенская, Ивановская, Ульяновская, Белгородская, Курганская области, Томск, Липецк, Магадан, Красноярск, Волгоград, Братск, Новороссийск.

Крупнейшие размещения ценных бумаг осуществили: Москва — 96,2 млрд руб., или 53,9% от объема суммарной эмиссии территорий; Московская область — 53,1 млрд руб., или 29,7%; Самарская область — 8,3 млрд руб., или 4,6%; Томская область — 3,5 млрд руб., или 2,0%. Таким образом, на 4 крупнейших эмитента пришлось 90,2% от общего объема выпусков размещенных региональных и муниципальных облигаций.

Также крупные объемы эмиссии разместили Тверская область и Республика Саха (Якутия) — по 2,5 млрд руб., Санкт-Петербург — 2,1 млрд руб. (табл. 2).

К настоящему времени высокий уровень секьюритизации наблюдается преимущественно у наиболее крупных эмитентов: Москва — 99,9% и Самарская область — 94,0%. Исключительно в форме эмиссии ценных бумаг заимствования осуществляет Санкт-Петербург — 100% и Липецкая область.

Суммарный объем чистых заимствований на рынке региональных ценных бумаг, составил в 2008 г. 73,0 млрд руб., увеличившись в 2,7 раза по сравнению с 2007 г. (23,7 млрд руб.) в реальном выражении. В то же время, вследствие трехкратного сокращения размещения ценных бумаг муниципальными образованиями, объем средств, идущих на погашение муниципальных облигаций, трехкратно превысил объем размещаемых ценных бумаг (табл. 3).

Большинство регионов, выпускающих долговые ценные бумаги на регулярной основе, продолжили их эмиссию и в 2008 г. С 1999 г. ежегодные эмиссии облигаций проводят Санкт-Петербург, Чувашская республика, Волгоградская область, с 2000 г. — Томская обл., с 2001 г. — Иркутская область (табл. 4).

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ

В условиях мирового финансового кризиса международные кредитные рейтинговые агентства понизили страновой кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте: по шкале агентств Standard & Poor's и Fitch ВВВ (прогноз «Негативный») по сравнению с уровнем ВВВ+ (прогноз «Позитивный»), сохранявшимся еще в первом полугодии 2008 г. В то же время кредитный рейтинг России по шкале агентства Moody’s остается на прежнем уровне — Baa1, достигнутом в первом полугодии прошлого года.

Соответственно, до уровня ВВВ были снижены по классификации Standard & Poor's и Fitch рейтинги Москвы и Санкт-Петербурга. В то же время остался без изменений кредитный рейтинг инвестиционного уровня ВВВ–, присвоенный в апреле 2008 г. агентством Fitch Республике Татарстан.

Вследствие неисполнения в декабре 2008 г. Московской областью оферты в объеме 5,2 млрд руб. по облигациям, выпущенным Московским областным ипотечным агентством, на 100% принадлежащим правительству области, агентство Standard & Poor's понизило долгосрочные кредитные рейтинги Московской области с В– до SD, что указывает на выборочный дефолт.

Дефолт был вызван решением суда заморозить все платежи по выпуску — как часть процедуры расследования против третьей стороны — организатора выпуска. Кроме того, суд заморозил все сделки по этому выпуску, включая платежи по нему. По информации Standard & Poor's, если запрет на сделку с Московским областным ипотечным агентством будет снят и область погасит задолженность, рейтинг Московской области может быть пересмотрен (табл. 5).






Содержание (развернуть содержание)
Правонарушение и наказание...
Время для реформ опять упущено
Инвесторы рискуют за пределами Северной Америки и Западной Европы
Девальвация: аргументы, риски, иллюзии
Россию накроет вторая волна кризиса
«Вторая волна» и другие экономические катаклизмы
Инвестиции в зарубежную недвижимость: перспективы и основные риски
Что приходит на смену офшорам?
Московский рынок коммерческой недвижимости: текущее состояние и прогнозы
Сырьевая стагнация
Станут ли после кризиса на российском рынке популярны commodity derivatives?
Перспективы появления CFD (Contract for difference) на российском фондовом рынке
Брокерская деятельность на международном рынке ценных бумаг: современные тенденции и проблемы регулирования
Кризис и займы Москвы
Государственный долг Томской области
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Кредитное качество региональных и местных органов власти РФ
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения в законодательном регулировании предельного объема долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100