Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Феденев Александр, Заместитель губернатора — начальник департамента финансов Томской области

  • Все статьи автора
  • Сергейчик Михаил, Помощник начальника департамента финансов Томской области

  • Все статьи автора

Государственный долг Томской области

Сентябрь 2009

Кризис серьезно отразился на долговой политике регионов и муниципальных образований страны. В конце осени прошлого года рынок долговых ценных бумаг прекратил свое существование, рынок банковских кредитов сузился до минимально заметного уровня. Томскую область, как и всех участников финансового рынка, данный кризис затронул напрямую, повлиял на реализацию ранее намеченных мероприятий.

Подойдя к началу кризиса с достаточно высоким, по сравнению со средним значением по стране, уровнем долговой нагрузки (рис. 1), Томской области приходится серьезное внимание уделять рынку заимствований и отношениям с инвесторами. Тем не менее, имея несколько сценариев развития ситуации, регион смог достаточно быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

Первое, что было предпринято, — уменьшен горизонт планирования новых заимствований. Раньше мы рассматривали займы сроком от 4 лет и более. Трезво оценивая текущую ситуацию, мы понимали, что в настоящее время заимствования на такой срок нам недоступны. В этой связи мы перестроили временную структуру долга на срочность новых заимствований от 1 года до 3 лет. Кризис заставляет нас быть более гибкими при выборе инструментов заимствований. Если текущая ситуация складывается в пользу какого-то инструмента, администрация области пытается подготовиться заранее, чтобы незамедлительно предложить данный инструмент инвесторам. Это заставляет нас продумывать развитие ситуации на несколько шагов вперед и держать все виды долговых обязательств в «разогретом» состоянии. Так, впервые в истории Томской области был подготовлен выпуск краткосрочных облигационных займов.

Также одной из примет кризиса стало привлечение бюджетного кредита из федерального бюджета на сумму 500 млн руб., чего не происходило на протяжении многих лет. Ставка по данному кредиту ( ставки рефинансирования) несколько стабилизировала рост расходов на обслуживание долга.

Понимая риски, которые несут инвесторы, приобретающие как новые, так и ранее размещенные ценные бумаги нашего региона, мы в начале 2009 г. законодательно ограничили на региональном уровне максимальный уровень долга на уровне 50% собственных доходов. Это позволило инвесторам составить более детальное представление о развитии долговой ситуации в регионе в ближайшие годы.

ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК

Одним из направлений в сфере заимствований, на котором во время кризиса был сделан определенный акцент, стало развитие внутрирегионального рынка заимствований. В начале 2008 г. все усилия департамента финансов Томской области были сконцентрированы на продвижении внутренних облигационных займов среди населения и предприятий на территории трех областей: Томской, Кемеровской и Новосибирской. Причины, побудившие обратить внимание на данный сегмент, были следующие:

  • положительный мировой опыт данных заимствований — во многих странах большая доля накоплений домохозяйств вложена в региональные (муниципальные) займы;
  • потенциальный объем рынка заимствований — на депозитах физических лиц, только на территории Томской области хранятся сбережения, которые в сумме превышают годовой объем собственных доходов региона;
  • диверсификация рынка заимствований для бюджета региона. Физические лица являются более консервативными кредиторами по сравнению с профессиональными инвесторами. Мы надеемся, что, завоевав стабильные позиции на внутреннем рынке, мы получим в лице жителей региона надежных инвесторов.

ИСТОРИЯ ВЫПУСКА ВНУТРЕННИХ ОБЛИГАЦИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Впервые Томская область предложила населению внутренние облигации в 2002 г. — документарные облигации на предъявителя. В соответствии с нормативными документами бланки государственных облигаций обязательно изготавливаются на предприятиях Гознака. В связи с большой загрузкой на данных предприятиях срок печати бланков составлял 3—4 мес. Это сильно влияло на скорость размещения новых выпусков облигаций, так как после регистрации эмиссионных документов нельзя было своевременно предложить инвесторам новый выпуск. Тем не менее данные облигации в тот период времени были наиболее востребованы на внутреннем рынке — уровень финансовой грамотности у населения не позволял доверять бездокументарной форме выпуска. Еще у всех в памяти были негативные события 1998 г., а также череда финансовых пирамид. В течение первого года внутренние облигации приобрело около 300 человек, объем выпуска облигаций составил 100 млн руб.

Документарные облигации на предъявителя в Томской области выпускались до 2006 г., так как объективно данная форма выпуска имеет много недостатков: владельцы облигаций несли большие риски в связи с их незащищенностью по отношению к неправомерным действиям третьих лиц. Восстановление прав на документарные ценные бумаги на предъявителя — сложный процесс с неизвестным финалом. Вместе с тем непросто формировалась логистическая система по доставке бланков облигаций агентам.

Затем мы переориентировались на документарные облигации с глобальным сертификатом. Данный вид облигаций нивелировал основные минусы облигаций предыдущего вида, однако и он не был для нас идеальным. Каждый агент размещал часть выпуска внутри своего депозитария, в связи с чем было практически невозможно сформировать единое учетное пространство облигаций, когда владелец, независимо от места приобретения ценных бумаг, мог бы их реализовать любому из агентов. Также из-за специфики депозитарного учета нам пришлось отказаться от возможности выплаты дохода и погашения облигаций в наличной форме для физических лиц.

Учитывая перечисленные выше недостатки, мы разработали схему размещения внутренних облигаций в форме именных бездокументарных ценных бумаг, учет по которым осуществляется в одном месте — у уполномоченного реестродержателя (рис. 2). Данная схема существует и в настоящее время. Благодаря изменению системы учета и распространения облигаций удалось объединить всех агентов в единое учетное пространство, предложить покупателям облигаций возможность выбора формы выплаты дохода и погашения ценных бумаг: наличная или безналичная.

Приобретая внутренние облигации Томской области, клиент не несет никаких дополнительных издержек — услуги реестродержателя, агентов по размещению, платежных агентов и прочее оплачивает эмитент. Благодаря наработанной системе взаимодействия с профессиональными участниками рынка ценных бумаг размер комиссии остается на достаточно низком уровне — например, комиссия агентов за размещение оставляет 0,6% от номинальной стоимости размещенных облигаций.

Участники схемы размещения: уполномоченный реестродержатель — профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию ФСФР на ведение реестра; агентами по размещению выступают банки, имеющие развитую филиальную сеть на территории региона. Продажа облигаций осуществляется по цене, которая определяется на каждый день исходя из номинальной стоимости, а также накопленного купонного дохода на день продажи. Координацию между всеми субъектами, вовлеченными в схему работы внутреннего рынка, осуществляет ведущий организатор — государственное учреждение «Томская расчетная палата».

Схема покупки физическим лицом примерно выглядит следующим образом: покупатель обращается к одному из агентов, действующему от имени департамента финансов Томской области на основании выданной доверенности, для заключения договора купли-продажи облигаций и заполняет анкету зарегистрированного лица для открытия счета у уполномоченного реестродержателя. На основании заключенного договора агент предоставляет уполномоченному реестродержателю передаточное распоряжение на перевод ценных бумаг на счет нового владельца. После чего владельцу (по его желанию) направляется выписка о количестве облигаций на его лиц евом счете. Каждые 3 мес. происходит фиксация списка владельцев облигаций, которые получают купонный доход. Фиксация списка происходит с одновременным приостановлением операций с облигациями, после выплаты дохода обращение облигаций возобновляется.

При обращении облигаций большое внимание уделяется вторичному рынку: помимо агентов, которые осуществляют выкуп облигаций на вторичном рынке, департамент финансов предложил населению выкуп облигаций по номинальной стоимости в любой период обращения ценных бумаг, за исключением периода приостановки операций. Это позволило облигациям получить сильное конкурентное преимущество по сравнению с другими инструментами сбережения, что повлияло на увеличение количества покупателей облигаций. По прошествии полугода с начала действия данного предложения можно констатировать, что для населения это является важным фактором при принятии решения о приобретении облигаций. Однако это не привело к неконтролируемому увеличению оборотов вторичного рынка, когда люди приобретают ценные бумаги на очень непродолжительный срок. Средний объем вторичных операций не превышает 5% от суммы размещенных ценных бумаг.

Увеличение объемов продаж происходит очень сдержанно. И проблема по большей части не в размере процентной ставки по облигациям, а в общей финансовой грамотности, а точнее, в менталитете населения. Поэтому на территории области мы разрабатываем Программу финансовой грамотности населения, которую планируем реализовывать совместно с ФСФР, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, банками и образовательными учреждениями. Надеемся, что постепенно уровень понимания финансов и рынка начнет возрастать.




Содержание (развернуть содержание)
Правонарушение и наказание...
Время для реформ опять упущено
Инвесторы рискуют за пределами Северной Америки и Западной Европы
Девальвация: аргументы, риски, иллюзии
Россию накроет вторая волна кризиса
«Вторая волна» и другие экономические катаклизмы
Инвестиции в зарубежную недвижимость: перспективы и основные риски
Что приходит на смену офшорам?
Московский рынок коммерческой недвижимости: текущее состояние и прогнозы
Сырьевая стагнация
Станут ли после кризиса на российском рынке популярны commodity derivatives?
Перспективы появления CFD (Contract for difference) на российском фондовом рынке
Брокерская деятельность на международном рынке ценных бумаг: современные тенденции и проблемы регулирования
Кризис и займы Москвы
Государственный долг Томской области
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Кредитное качество региональных и местных органов власти РФ
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения в законодательном регулировании предельного объема долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100