Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Пахомов Сергей, Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы

  • Все статьи автора

Кризис и займы Москвы

Сентябрь 2009

Нарастание кризисных явлений и дестабилизация финансовых и долговых рынков в России осенью прошлого года, несомненно, внесли серьезные коррективы в долговую политику Москвы. Уже в первой половине 2008 г. ощущалось нарастание кризисных явлений, которое отразилось, прежде всего, на уровне процентных ставок на долговом рынке и на ситуации с ликвидностью в российском банковском секторе. «Замораживание» международных долговых рынков закрыло для российских банков возможность фондирования за рубежом. Результаты проведения аукционов по размещению облигационных займов Москвы в январе—мае 2008 г. хорошо иллюстрируют эту ситуацию. От аукциона к аукциону нам приходилось предлагать рынку все более краткосрочные выпуски и идти на повышение доходности, а спрос на облигации и объемы размещения падали.

Сохраняющаяся благоприятная тенденция в формировании бюджетных доходов, особенно в связи с крупными поступлениями сверхплановых доходов от завершения процесса приватизации РАО ЕЭС, а также все более неблагоприятная ситуация на рынке долга обусловили принятие в августе 2008 г. решения Правительства Москвы о сокращении городской программы заимствований. Осенью 2008 г., в наиболее острый кризисный период, Москва отсутствовала на долговом рынке. Тем не менее городу удалось привлечь в бюджет более 27,7 млрд руб. по средней доходности в 7,17% и срочности размещенного долга от 1,5 до 9,5 лет. Положительное значение имел проведенный в начале 2007 г. обмен облигаций Москвы с погашением в 2007—2008 гг. на более долгосрочные выпуски. Это значительно облегчило долговую нагрузку на минувший год, поскольку практически весь долг был рефинансирован на благоприятных условиях. По итогам 2008 г. объем поступлений доходов в городской бюджет достиг 1,3 трлн руб., а отношение объема долга к годовым доходам бюджета составило около 10% (рис. 1). Можно сказать, что Москва находилась в тот момент на пике своей кредитоспособности, что и нашло отражение в высоких кредитных рейтингах. Москва осталась единственным субъектом Федерации, сохранившим международный кредитный рейтинг на уровне суверенного рейтинга страны.

Принятый Закон о бюджете Москвы на 2009 г. предусматривал программу заимствований в общем объеме 54 млрд руб. К январю текущего года стало ясно, что для заимствований на внутреннем рынке наступил трудный период. Процесс плавной девальвации рубля вызвал переток банковской ликвидности в валютные активы. Было очевидно, что предложение рублевых облигаций Москвы рынку не вызовет у его участников особого интереса. Тем не менее руководство города приняло решение разместить облигации, скорректировав свою стратегию с учетом крайне неблагоприятной обстановки.

Прежде всего мы попытались создать максимально комфортный режим участия в аукционах по размещению облигаций Москвы. Были пересмотрены процедуры ценообразования путем перехода к «голландской системе» проведения аукционов. Теперь цена отсечения является единой ценой размещения облигаций для всех участников, в том числе и для выставивших заявки по более низкой доходности. Это устранило излишнюю нервозность участников рынка, поскольку исчезла вероятность получения некоторыми из них отрицательной переоценки портфеля немедленно после аукциона.

Также были предприняты все возможные усилия, чтобы в максимально короткие сроки после проведения аукциона размещенный выпуск был включен в Ломбардный список ЦБ РФ и котировальный список ЗАО ФБ ММВБ «А» 1-го уровня. Это повысило интерес банков к приобретению облигаций Москвы и расширило круг потенциальных инвесторов, среди которых все больше стали появляться управляющие компании. Естественно, нам пришлось пересмотреть доходность размещения московских облигаций в сторону значительного ее повышения и начать аукционы с размещения самого короткого, фактически годового выпуска. Мы избрали тактику регулярного (каждые 2—3 нед.) проведения аукционов и в ходе аукционных размещений предлагали один и тот же выпуск вплоть до его полного размещения. Одновременно, в случае благоприятной конъюнктуры, велось размещение выпуска в ходе вторичных торгов.

Тем не менее ожидания дальнейшей девальвации рубля фактически блокировали масштабное размещение облигаций Москвы до середины марта 2009 г. Рост цен на нефть и повышение курса рубля резко возродили интерес российских банков к качественным рублевым активам, к каковым, безусловно, относятся облигации города. Март и апрель 2009 г. характеризовались активным спросом на московский долг как на проводимых нами аукционах, так и на вторичном рынке. В середине апреля первоначально запланированная программа заимствований в 54 млрд руб. оказалась полностью выполненной, при этом удалось разместить все выпуски облигаций, погашаемых уже в 2011 и 2012 гг. Стабилизировалась доходность московских облигаций, размещение больших объемов долга по рыночным ценам привело к возникновению активного ликвидного рынка, возродилась кривая доходности, которая вновь стала служить эталоном при определении доходности выпусков корпоративных и региональных эмитентов на внутреннем рынке.

Вместе с тем значительное снижение поступлений налоговых доходов в бюджет Москвы вынудили Правительство города пересмотреть параметры Закона о бюджете в сторону сокращения более чем на 300 млрд руб. прогноза бюджетных доходов с одновременным увеличением программы заимствований на 35 млрд руб. для частичной компенсации сокращения государственных инвестиционных расходов (табл. 1). В июне в ходе проведения 2 аукционов и размещения облигаций на вторичных биржевых торгах эта задача была успешно решена путем размещения 2 эталонных крупных выпусков облигаций с погашением в 2013 и 2014 гг. (рис. 2, 3). Политика финансовой стабилизации, укрепление рубля и снижение ставок РЕПО ЦБ РФ привели к возникновению устойчивой тенденции к снижению доходности и по облигациям Москвы.

Успешная реализация расширенной программы заимствований и стремление Правительства Москвы увеличить государственные инвестиционные расходы, служащие одним из основных способов преодоления кризисных явлений в российской экономике, скорее всего, будут способствовать новой корректировке бюджета текущего года и изменению программы заимствований как минимум на 20 млрд руб. При условии сохранения текущего уровня конъюнктуры на рынке российского внутреннего долга эти цели являются вполне достижимыми. Долг Москвы в текущем году значительно вырастет, однако это не нанесет ущерба кредитоспособности города благодаря запасу прочности, созданному в результате проведения консервативной долговой политики в предыдущие годы (рис. 4). Долговая нагрузка по-прежнему будет равномерно распределенной (рис. 5), ее показатели по отношению к планируемым годовым доходам бюджета остаются на низком уровне (табл. 2).





Содержание (развернуть содержание)
Правонарушение и наказание...
Время для реформ опять упущено
Инвесторы рискуют за пределами Северной Америки и Западной Европы
Девальвация: аргументы, риски, иллюзии
Россию накроет вторая волна кризиса
«Вторая волна» и другие экономические катаклизмы
Инвестиции в зарубежную недвижимость: перспективы и основные риски
Что приходит на смену офшорам?
Московский рынок коммерческой недвижимости: текущее состояние и прогнозы
Сырьевая стагнация
Станут ли после кризиса на российском рынке популярны commodity derivatives?
Перспективы появления CFD (Contract for difference) на российском фондовом рынке
Брокерская деятельность на международном рынке ценных бумаг: современные тенденции и проблемы регулирования
Кризис и займы Москвы
Государственный долг Томской области
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Кредитное качество региональных и местных органов власти РФ
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения в законодательном регулировании предельного объема долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100