Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Мухаметшин Тимур, Консультант Института современного развития (ИНСОР), канд. юр. наук

  • Все статьи автора

Брокерская деятельность на международном рынке ценных бумаг: современные тенденции и проблемы регулирования

Сентябрь 2009

Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг в понимании ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»1 (далее — Закон «О рынке ценных бумаг») — явление развивающееся. Будучи чувствительной к проблемам последнего времени, она также испытывает изменения качественно-количественного и регулятивного характера. Последнее выражается в принятии новых нормативных правовых актов и внесении корректив в действующее законодательство.

«Квалифицированные» нововведения

С октября 2008 г. Закон «О рынке ценных бумаг» претерпел 7 редакций, которые в различной степени затронули брокерскую деятельность не только на российском, но и на международном рынке ценных бумаг. В редакции от 28 апреля 2009 г. по-новому изложена ст. 51.1, нормы которой, по мнению законодателя, направлены на совершенствование правового регулирования размещения и обращения иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке с целью формирования в Российской Федерации регионального финансового центра. Изменения призваны обеспечить относительно либеральный доступ качественных иностранных ценных бумаг и более сложный механизм допуска иностранных ценных бумаг, являющихся рискованными. Одновременно с этим существенно скорректированы правила совершения сделок купли-продажи иностранных ценных бумаг, обращающихся на зарубежных фондовых биржах.

В соответствии с п. 14 ст. 51.1 Закона «О рынке ценных бумаг», если ценные бумаги иностранных эмитентов не допущены к публичному размещению и/или публичному обращению в Российской Федерации, то на обращение таких ценных бумаг распространяются требования и ограничения, установленные для обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Для осознания кардинальности изменений, внесенных данной нормой в практику брокерской деятельности на международном рынке, важно уяснить используемый здесь понятийный аппарат.

Согласно ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг»:

а) публичное размещение ценных бумаг — размещение путем открытой подписки, в том числе на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

б) публичное обращение ценных бумаг — обращение на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Не является публичным обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

в) обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Институт квалифицированных инвесторов введен в практику российского рынка ценных бумаг в конце 2007 г., но до недавнего времени фактически не применялся. «Квалифицированным инвестором признается лицо, опыт и квалификация которого позволяют ему адекватно оценивать риски и самостоятельно осуществлять инвестиции в те или иные фондовые инструменты на основе таких оценок»2. Юридические и физические лица могут считаться квалифицированными инвесторами в отношении одного или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного или нескольких видов услуг. Статус квалифицированного инвестора присваивается брокером в соответствии с Положением о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами3.

В частности, физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно отвечает любым двум из указанных требований:

  • владеет ценными бумагами и/или иными финансовыми инструментами общей стоимостью не менее 3 млн руб.;
  • имеет опыт работы в российской и/или иностранной организации, которая осуществляла сделки с ценными бумагами и/или иными финансовыми инструментами;
  • совершало не менее 10 сделок с ценными бумагами и/или иными финансовыми инструментами в течение каждого из последних 4 кварталов, совокупная цена которых за указанный период составила не менее 300 тыс. руб., или заключало не менее 5 сделок с ценными бумагами и/или иными финансовыми инструментами в течение последних 3 лет, совокупная цена которых — не менее 3 млн руб.

Для юридических лиц п. 2.2 Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами предусмотрены самостоятельные требования, которые также под силу далеко не каждому инвестору, претендующему на статус квалифицированного.

Следовательно, поскольку никакие ценные бумаги иностранных эмитентов на российских фондовых биржах до последнего времени не размещались и не обращаются4, то совершать сделки купли-продажи с такими ценными бумагами могут только квалифицированные инвесторы, удовлетворяющие вышеуказанным требованиям либо являющиеся таковыми согласно п. 2 ст. 51.2 Закона «О рынке ценных бумаг». Более того, приобретение и отчуждение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также их предоставление (приятие) в качестве обеспечения исполнения обязательств могут осуществляться только через брокеров (п. 3 ст. 27.6). Депозитарии, ведущие учет прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, вправе зачислять указанные бумаги на счет депо владельца, только если последний является квалифицированным инвестором (ст. 7).

Подобные ограничения, с одной стороны, практически монопольно сосредотачивают в руках брокеров крупное направление деятельности — возможность совершения сделок с ценными бумагами иностранных эмитентов, а с другой — создают условия недоступности брокерского обслуживания рядовых инвесторов на международном рынке ценных бумаг.

По неофициальному мнению представителей ФСФР, данные изменения стали ответной мерой на массовые нарушения прав инвесторов и последовавшие затем жалобы на действия профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако такой подход не выдерживает критики. На практике совершение сделок с ценными бумагами не только иностранных, но и российских эмитентов требует от частного инвестора определенных знаний, наличия минимальных навыков, осознанности и самостоятельности в принятии инвестиционных решений. Инвесторы зачастую становятся заложниками собственного попустительства и сами способствуют негативным последствиям в результате: а) нежелания (невозможности) анализа информации; б) доверия рекомендациям брокера при принятии инвестиционных решений; в) подверженности оказываемому давлению со стороны брокера; г) элементарного незнания своих прав5.

Неграмотность отдельных инвесторов, по мнению автора, не должна создавать ограничения для других лиц. Содержание п.14 ст. 51.1 Закона «О рынке ценных бумаг» имеет грубый характер. Существенно сужая круг субъектов, которые могут воспользоваться брокерским обслуживанием для покупки ценных бумаг иностранных эмитентов, законодатель вряд ли исходил из соображений развития отечественных институтов финансового посредничества и популяризации национальных участников рынка.

Вместо этого следовало бы предусмотреть более гибкие, дифференцированные требования к обращению ценных бумаг иностранных эмитентов, например:

  • публичное обращение ценных бумаг у иностранных организаторов торговли;
  • включение организатором торговли ценных бумаг в котировальный список определенного уровня;
  • наличие международного рейтинга у эмитента;
  • уровень рыночной капитализации эмитента;
  • наличие аудированной бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО;
  • отраслевую принадлежность эмитента и др.

Ответственность за несоблюдение подобных требований при совершении сделок целесообразно возложить на самого инвестора, в частности, в виде невозможности его обращения к охранительным нормам, предусмотренным Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»6.

Однако действующее законодательство опирается на другую логику. В ст. 3 Закона «О рынке ценных бумаг» оговариваются последствия совершения брокером сделок с нарушением предусмотренных институтом квалифицированного инвестора требований:

1) возложение на брокера обязанности по приобретению за свой счет у клиента ценных бумаг по требованию клиента и по возмещению клиенту всех расходов, понесенных при совершении указанных сделок, включая затраты на оплату услуг брокера, депозитария, организатора торговли на рынке ценных бумаг;

2) возложение на брокера обязанности по возмещению клиенту убытков, причиненных в связи с исполнением сделок с иными финансовыми инструментами, в том числе всех расходов, понесенных клиентом при совершении указанных сделок.

В первом случае выкуп брокером ценных бумаг осуществляется по наибольшей из следующих цен: стоимости приобретения ценной бумаги или рыночной цены на дату заявления клиентом требования. Иск о применении указанных последствий может быть предъявлен клиентом в течение 1 года с даты получения им соответствующего отчета брокера о совершенных сделках.

Представляется, что подобные меры ответственности, безусловно, заставят брокеров аккуратнее и предусмотрительнее подходить к процедуре квалификации инвесторов. В то же время это может создать атмосферу безынициативности и напряженности в обслуживании клиентов и в целом способно существенно замедлить легальное развитие данного направления деятельности, поскольку на брокеров всегда будет оказывать давление риск применения последствий, предусмотренных п. 6—8 ст. 3 Закона «О рынке ценных бумаг», в том числе из-за недобросовестности самого клиента7.

На деле, как известно, именно клиент поручает своему брокеру совершить сделку с выбранной им ценной бумагой иностранного эмитента. При этом брокер не отвечает за результаты инвестиционных решений своих клиентов.

Кодификация ценных бумаг

Другим нововведением на законодательном уровне является норма, согласно которой иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов при одновременном соблюдении следующих условий:

  • присвоения иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации;
  • квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 1 ст. 51.1 Закона «О рынке ценных бумаг»).

В первом случае речь идет об обязательном наличии у иностранных финансовых инструментов кодов ISIN (International securities identification number) и CFI (Classification of Financial Instruments), присваиваемых согласно международным стандартам ISO 61668 и ISO 109629. Во втором — о необходимости квалификации данных инструментов в качестве ценных бумаг, признаваемых таковыми в соответствии с российским законодательством, что регламентируется Порядком квалификации ценных бумаг10 и Положением о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг11. Последнее предусматривает, что иностранные финансовые инструменты могут быть квалифицированы в качестве ценных бумаг только при наличии соответствующих кодов ISIN и CFI. Брокеры тем не менее вправе совершать гражданско-правовые сделки по приобретению иностранных финансовых инструментов, которые не квалифицированы в качестве ценных бумаг, но только за счет клиентов, являющихся квалифицированными инвесторами.

Отсутствие указанных кодов создает немало трудностей и ограничений на практике.

Во-первых, это может повлечь отказ брокера от совершения сделок с такими инструментами из-за отсутствия полномочий или недостаточной правоспособности клиента (неимения «квалифицированного» статуса). Данное обстоятельство может потребовать внесения изменений в договоры о брокерском обслуживании клиентов, поскольку предметом таких договоров зачастую является оказание брокерских услуг именно с ценными бумагами, а не с абстрактными иностранными финансовыми инструментами.

Во-вторых, это оказывает влияние на депозитарную деятельность, тесно сопряженную с брокерской, а именно: диктует необходимость ведения обособленного депозитарного учета иностранных финансовых инструментов с указанием, что они не квалифицированы в качестве ценных бумаг. Согласно Положению о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг депозитарий не может совершать операции по переходу прав на такие иностранные финансовые инструменты, по обременению их обязательствами по поручению клиентов и другие инвентарные операции, за исключением глобальных операций, а также связанных с принятием на учет и снятием с учета иностранных финансовых инструментов в целях их перевода на счета клиентов и/или иных лиц, открытые в иностранных организациях, осуществляющих учет прав на такие финансовые инструменты.

В-третьих, это делает невозможным применение налоговым агентом (брокером) к сделкам клиента — физического лица норм ст. 214.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги». Это означает, в частности, отсутствие возможности сальдирования финансового результата по операциям с ценными бумагами и иностранными финансовыми инструментами, поскольку они относятся к различным объектам налогообложения.

Нюансы фискальной политики

В случае с налогообложением операций клиентов, совершаемых в рамках брокерского обслуживания на международном рынке с ценными бумагами иностранных эмитентов, интерес вызван теми различиями, которые закреплены в положениях НК РФ для физических и юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 280 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
  • если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение 3 лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
  • если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.

Под национальным здесь понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).

При этом, по мнению Министерства финансов РФ, ценную бумагу иностранного эмитента следует относить к той категории, к которой она определена законодательством иностранного государства, где она приобреталась. При продаже этой же ценной бумаги на территории другого государства нужно руководствоваться законодательством страны, где производится реализация. Таким образом, одна и та же ценная бумага может быть причислена в момент покупки и продажи к разным категориям (обращающаяся/необращающаяся) в зависимости от законодательных норм государства, на территории которого совершается сделка12. Между тем в соответствии с п. 8 ст. 280 НК РФ налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) рассчитывают налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке.

Как следует из ст. 214.1 НК РФ гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, относятся бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли, имеющих лицензию федерального органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг. Под федеральным органом здесь понимается федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время это Федеральная служба по финансовым рынкам). Следовательно, ценные бумаги, не допущенные к обращению у организаторов торгов, имеющих лицензию ФСФР, в целях исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) относятся к необращающимся ценным бумагам вне зависимости от их обращения на зарубежных биржах. На практике для клиентов, одновременно работающих в рамках договоров о брокерском обслуживании на российском и международном рынках, это будет, например, означать, что убыток от совершенных в налоговом периоде операций с ценными бумагами, купленными на ФБ «ММВБ», не уменьшит налоговую базу по операциям купли-продажи бумаг, купленных на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange), и наоборот.

Заключение

Все вышесказанное имеет отношение к брокерской деятельности на международном рынке ценных бумаг, осуществляемой в соответствии с российским законодательством. Как уже отмечалось, действующие нормы способны существенно ограничить развитие отечественного финансового посредничества и снизить количество потенциальных инвесторов. Можно также предположить, что указанные ограничения будут стимулировать непрозрачные схемы брокерской деятельности на международном рынке, в рамках которых клиентам будет предложено заключать договоры, подчиненные праву иностранных государств, с брокерами-нерезидентами. Это в свою очередь повлечет массовый уход от уплаты налогов, неподконтрольность и непрозрачность таких финансовых услуг для российских регулирующих органов, нарушения прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и другие проблемы.

Стремление создать в России международный финансовый центр, по мнению автора, не должно затруднять процесс цивилизованного (читай — легального) выхода к другим иностранным финансовым центрам. Законодательное регулирование здесь должно соответствовать принципам открытости и конкуренции, политика налогообложения — незначительным уровням сложности и высокой эффективности. Доступность финансовых услуг должна отражать степень интегрированности в глобальные рынки капитала.


Содержание (развернуть содержание)
Правонарушение и наказание...
Время для реформ опять упущено
Инвесторы рискуют за пределами Северной Америки и Западной Европы
Девальвация: аргументы, риски, иллюзии
Россию накроет вторая волна кризиса
«Вторая волна» и другие экономические катаклизмы
Инвестиции в зарубежную недвижимость: перспективы и основные риски
Что приходит на смену офшорам?
Московский рынок коммерческой недвижимости: текущее состояние и прогнозы
Сырьевая стагнация
Станут ли после кризиса на российском рынке популярны commodity derivatives?
Перспективы появления CFD (Contract for difference) на российском фондовом рынке
Брокерская деятельность на международном рынке ценных бумаг: современные тенденции и проблемы регулирования
Кризис и займы Москвы
Государственный долг Томской области
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Кредитное качество региональных и местных органов власти РФ
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения в законодательном регулировании предельного объема долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100