Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Гавриленко Анатолий, Председатель совета директоров ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ"

  • Все статьи автора

Биржевой товарный рынок как механизм справедливого ценообразования: миф или реальность?

Июль 2009

Современный биржевой товарный рынок России имеет не столь впечатляющую историю, как рынки экономически развитых зарубежных стран. Поэтому можно смело констатировать, что в настоящее время он находится в стадии активного становления. На биржах России представлены различные системы ценообразования, которые зависят от метода проведения торгов, торгуемого актива, наличия баланса между покупателями и продавцами, метода исполнения поставки товара, сроков расчетов по сделкам, наличия государственного регулирования ценообразования.

По показателю сроков расчетов на биржевом товарном рынке выделяют 3 сегмента:

  • спот-рынок;
  • форвардный рынок;
  • фьючерсный рынок.

По основным характеристикам торгуемого актива с учетом метода осуществления его поставки товарный рынок делят на 2 сегмента:

  • расчетных инструментов без физической поставки актива;
  • поставочных инструментов с физической поставкой актива.

По такому критерию, как наличие госрегулирования ценообразования, можно выделить следующие сегменты:

  • проводимые государством интервенции;
  • присутствие государства в лице Федеральной антимонопольной службы как надзорного органа за ценообразованием монополий и предприятий, владеющих значительной долей рынка.

По методам проведения торгов на биржах различают:

  • аукцион на повышение (аукцион продавца);
  • аукцион на понижение (аукцион покупателя);
  • двойной встречный аукцион.

К общим характеристикам перечисленных сегментов можно отнести следующее:

  • все торги проходят в рамках правил бирж, которые согласованы с регулирующими государственными органами;
  • параметры торгуемых инструментов стандартизированы и однородны, что является отличительной особенностью биржевых товаров;
  • к торгам на всех площадках допущены только законодательно разрешенные участники и их клиенты, прошедшие необходимую процедуру аккредитации;
  • финансовое состояние всех участников торгов, а также соблюдение ими финансовой дисциплины в расчетах регулируется биржей, что обеспечивает проведение расчетов и своевременность поставки (при ее наличии);
  • ценообразование зависит от баланса спроса и предложения на рынке.

Упомянутые характеристики современного российского биржевого рынка соответствуют мировым стандартам. Однако из-за его относительной молодости, особенностей хозяйственного оборота, полученных в наследство от социалистической экономики, и некоторого несовершенства государственного регулирования наш рынок имеет ряд существенных отличий. Их выявление и нивелирование (особенно в части справедливого ценообразования) в настоящий момент видится одним из самых важных двигателей дальнейшего развития этого рынка. Остановимся кратко на вопросах справедливого ценообразования на современных российских биржах.

Наиболее развитой биржевой товарный поставочный спот-рынок, на котором цена формируется на основе двойного встречного аукциона, — рынок валюты Московской межбанковской валютной биржи (Секция валютного рынка ММВБ). Его характеризует широкая линейка инструментов, большое количество участников, значительные ежедневные объемы торгов, он высоколиквиден и живо реагирует на изменение общемировой конъюнктуры валюты. Цену, складывающуюся по итогам торгов, широко используют в своей деятельности регулирующие органы (Центральный банк, Федеральная служба по финансовым рынкам, налоговые и таможенные органы), профессиональные участники рынка (банки, финансовые компании), предприятия, население. Рынок валюты имеет свой срочный сегмент, который представлен расчетными фьючерсами ММВБ, Российской торговой системы (РТС) и Фондовой биржи Санкт-Петербург (ФБ "СПб"). Данные параметры рынка в большей степени зависят от торгуемого актива. Валюта — стандартизированный высоколиквидный товар, который в своей деятельности использует значительное число участников рынка, при поставке не вызывает никаких сложностей, так как обращается и в наличной, и в безналичной форме. К тому же в процессе справедливого ценообразования рынка валюты на этапе его формирования большое участие принимал Центральный банк РФ (как активный участник торгов и регулирующий орган), что обусловило быстрое становление этого рынка в качестве биржевого.

В работе товарного рынка других активов участвует огромное количество находящихся в разных уголках России покупателей и продавцов, которые имеют налаженные производственные связи, сбытовую сеть. При этом на внебиржевом рынке товара всегда присутствовали компании, которые должным образом не выполняли условия контрактов, либо поставляя продукцию ненадлежащего качества, либо при условии предпоставки не выплачивая деньги, либо срывая график и условия поставки. В связи с этим и покупатели, и продавцы старались работать по принципу снижения рисков, касающихся поставки товара, его качества, количества и оплаты, выбирая контрагентов преимущественно по территориальному принципу или на основании сложившихся взаимоотношений. Формировалась целая цепочка посредников, которые перепродавали один и тот же товар по несколько раз. Чтобы дойти до конечного потребителя, продукция могла кочевать со склада на склад, от продавца к покупателю. Каждый посредник закладывал свою долю прибыли в стоимость товара, а цена покупки-продажи оставалась коммерческой тайной, и определить ее справедливое значение было сложно.

Возможно, производители продукции хотели избавиться от "лишних звенья" в цепочке сбыта, однако зачастую боялись тем самым ослабить свои позиции на рынке перед конкурентами, привести к частичной остановке производства, разрушить сбытовую сеть. При этом наиболее крупные покупатели и продавцы "задавали тон" рынку, неоправданно занижая или завышая цены на продукцию, которые могли значительно отличаться в зависимости от региона; препятствовали перемещению товара в другие регионы, устанавливая административные барьеры. После развала советской системы планирования продавцы и покупатели не задумывались о планировании деятельности — главным приоритетом современной российской рыночной экономики была погоня за прибылью, а не вопросы справедливого ценообразования.

Перечисленные недостатки в ценообразовании со временем нивелируются посредством законов рыночной экономики, спроса и предложения. Однако время, потерянное на устранение подобных "перекосов" естественным путем, стоит очень дорого, поскольку позволяет странам с более развитой экономикой и логистикой занимать лидирующие позиции в различных отраслях мирового хозяйства. Западные компании давно оценили возможность торговли товарами через биржу и вместо торговли реальным товаром ввели в обращение финансовые инструменты (фьючерсы и опционы) на базовый актив, сделав шаг вперед в развитии биржевой торговли. В дальнейшем это позволило хеджировать бизнес от изменения цен, а значит, с помощью рыночного механизма планировать свою будущую деятельность и минимизировать рыночные риски.

Наличие на биржевом рынке большого количества участников помогает в формируемой на торгах цене учитывать все возможные факторы, на нее влияющие, — делать цену товара справедливой. На биржевом срочном товарном рынке присутствуют как хеджеры — организации, которые страхуют риски изменения цен на товары, так и спекулянты, которые берут на себя риски и в зависимости от сложившейся ситуации перепродают фьючерсные контракты друг другу и хеджерам, чем формируют цепочку посредников. Уникальность такой цепочки состоит в том, что товар не покидает склада, а просто перепродается до конечного потребителя, что снижает логистические затраты и приводит к справедливому ценообразованию.

Биржа как организатор торгов следит за тем, чтобы риски участников рынка по оплате и поставке товара были минимальными, для чего совершенствует правила торгов, параметры обращающихся инструментов, вводит эффективные системы риск-менеджмента. В конечном счете биржевой товарный рынок способен быстро и эффективно аккумулировать спрос и предложение, а значит, создавать эффективную сбытовую сеть и формировать справедливую цену.

Несмотря на очевидные преимущества наличия в экономике любого государства такого института, как развитой биржевой товарный рынок, становление его в России происходит медленно и существующая на данный момент структура во многом не соответствует потребностям экономики. Первоисточник всех проблем российского биржевого рынка товаров заключается в законодательном регулировании. Фактически единственным документом, регулирующим рынок, является Закон РФ от 20 февраля 1992 г. №2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле". Нормативной базы явно недостаточно. Отсюда вытекает и неопределенность с принципами государственного регулирования, и проблема налогового законодательства в отношении производных финансовых инструментов с товарным базовым активом. Тем не менее нельзя не отметить постоянно растущий интерес со стороны государства, исполнительной и законодательной власти, а также крупных товаропроизводителей (в том числе и сырьевых) к товарным биржевым инструментам.

За последние несколько лет значительно увеличились объемы торгов реальным товаром на Московской фондовой бирже (МФБ), где осуществляются спот- и форвардные сделки на основе биржевых аукционов. В 2006—2008 гг. на бирже реализовано более 13 млн тонн товара на сумму более 52 млрд руб. На Национальной товарной бирже (НТБ) запущен проект по торговле стандартными фьючерсными контрактами на зерновые, зернобобовые и технические культуры. На регулярной основе проходят торги в рамках государственных интервенций на рынке зерна. На ФБ "СПб" организованы аукционы по закупке нефтепродуктов. Активно торгуются на бирже РТС срочные расчетные инструменты на такие товарные активы, как золото, платина. В обращение запущены поставочные фьючерсы на сахар и дизельное топливо. На рынке расчетных фьючерсов отмечены высокие объемы торгов, большое количество участников. Как и рынок валюты, эти рынки высоколиквидны и имеют ценовую корреляцию с ведущими западными биржевыми площадками. Возможно, стадия становления, в которой сейчас находятся рынки поставочных фьючерсов, продлится несколько дольше, чем формирование рынка расчетных инструментов, что обусловлено особенностями их обращения.

Следует отметить, что первичную ликвидность, а соответственно, и тон в ценообразовании на таких рынках задают маркетмейкеры и крупные участники. ФАС России разработала и предложила ряд мер по предотвращению случаев злоупотребления компаниями-монополистами своим доминирующим положением на рынке. Сегодня государственные структуры предоставляют доминирующим субъектам выбор:

  • согласовывать отпускную цену на свою продукцию с ФАС (что может иметь негативные последствия, т.к. данный способ ценообразования не является понятным и прозрачным для рынка и привносит некий субъективный фактор в оценку);
  • выставить свою продукцию на биржевые торги и позволить рынку определять цену (субъект, выставляющий свою продукцию на аукцион, может влиять на цену только в момент, когда устанавливается стартовая цена на продукцию).

Одно из последних нововведений товарных бирж, а именно МФБ, — отмена 20%-ного ценового коридора в рамках одной торговой сессии. Это правильное решение, и оно положительно сказалось на ценообразовании. Цена, сформированная в результате торговой сессии, является справедливой рыночной ценой. В течение последних нескольких лет данный способ реализации продукции успешно применялся такими компаниями, как "Евроцемент" и "ФосАгро". Несмотря на то что на биржевом рынке монополия продолжает оставаться монополией, занимаемый компанией сегмент рынка в принципе дефицитен и стоимость продукции может вырастать в разы, образованная в ходе торгов цена — результат конкуренции и отражает готовность участников торгов заплатить за определенный продукт рыночную цену, а не воспринимать ее как факт, навязанный извне. Оценивая кратный рост цены в ходе биржевых торгов более разносторонне, нельзя не заметить значительный положительный эффект, оказываемый на отрасли и производства, продукция которых выводится на биржевые площадки. Обоснованное, рыночное повышение цены стимулирует инвестиционные процессы, которые, в свою очередь, должны в дальнейшем привести к увеличению конкуренции, насыщению рынка, ослаблению позиций компании-монополиста и в перспективе к снижению цен. При этом создается абсолютно прозрачная база для налогообложения.

Нашей стране необходимо двигаться в направлении организации биржевых торгов, прежде всего сырьевыми ресурсами, чтобы в дальнейшем обеспечить прозрачность налогообложения и ценообразования всей производственной цепочки и одновременно создать собственный внутренний индикатив, страхуя себя от внешних колебаний цен на ресурсы. Главное — это политика государства в данном направлении, создание полноценной правовой базы, условий для развития инфраструктуры, конкуренции и заинтересованности потенциальных участников рынка, формирование единого регулятора для товарного рынка, контролирующего весь рынок в целом, отвечающего за правовое обеспечение и наделенного в этом отношении максимальными полномочиями. Возможен ввод льгот налогового характера, стимулирующих предприятия для участия в торгах.

Биржа — это площадка сведения большого количества продавцов и покупателей, в том числе крупных, которые публично задают тон рынку. Однако необходимо сделать оговорку по поводу манипулирования ценами фьючерсных контрактов со стороны крупных участников рынка. Поскольку фьючерс — это финансовый инструмент, то, покупая или продавая его в неограниченных количествах, спекулянты могут серьезно повлиять на цену, тем самым убедить хеджеров в изменении рыночной ситуации. В связи с этим на саммите "Большой двадцатки" российская сторона внесла предложение разработать и принять международное соглашение, определяющее глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе — Standard Universal Regulatory Framework (SURF). Соглашение должно включать в себя стандарты Организации экономического сотрудничества и развития, единый стандарт финансовой отчетности (с дополнительным исследованием целесообразности единого стандарта бухгалтерского учета), единые критерии определения "неблагонадежных" юрисдикций и контрмер в их отношении, правила регулярного обмена максимально полной информацией о финансовых институтах и сделках (в том числе и в рамках надзорных коллегий), имитационное моделирование взаимодействия надзорных органов в условиях кризиса, учет национальных требований к базовым активам при обращении производных инструментов на зарубежных рынках, а также стандарт деятельности рейтинговых агентств.

Стоящие перед биржевыми товарными рынками цели актуальны для России на современном этапе, и для государства чрезвычайно важно реализовать следующие задачи:

  • создание объективной системы ценообразования в стране;
  • прозрачная налогооблагаемая база;
  • механизм регулирования деятельности монополий для производителей/потребителей продукции;
  • возможность хеджирования ценовых рисков;
  • возможность планирования движения денежных средств;
  • формирование более гибкой сбытовой политики для спекулянтов;
  • возможность диверсификации портфелей.

Содержание (развернуть содержание)
Россия — слабое звено кризиса
Россия нащупала дно
Текущее состояние рынка нефти
Главный антигерой финансового кризиса
Дайте свободу Анжеле Дэвис
Пенсионная система нуждается в срочном реформировании
Биржевой товарный рынок как механизм справедливого ценообразования: миф или реальность?
Платина и палладий в РТС
Роль маркетмейкера на рынке металлов платиновой группы
Использование торгуемых сырьевых фондов на рынке товаров
Фонды товарных рынков в России: тенденции и перспективы
Товары на все времена
Хеджирование в России: мираж или ступень развития?
Инструменты товарного рынка — механизм хеджирования рисков
Хеджирование рисков предприятий с использованием инструментов срочного товарного рынка
Возможности слияний и поглощений в металлургии
Консолидация телекоммуникационного рынка России
Управление проблемной задолженностью через паевые фонды

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100