Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Шадрин Артем, Заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ

  • Все статьи автора

Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

Июнь 2009

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА

По итогам 2008 г. консолидированный региональный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов были сведены с дефицитом в размере 48,7 млрд руб., или 0,12% ВВП. Указанный дефицит возник впервые с 2003 г., после которого территориальные бюджеты сводились с профицитом (табл. 1). Так, в 2007 г. профицит территориальных бюджетов и внебюджетных фондов составил 38,5 млрд руб., или 0,12% ВВП.

В 2008 г. бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов были сведены с дефицитом в 38,2 млрд руб., городских округов — с дефицитом в 13,2 млрд руб., внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга — с профицитом в 0,1 млрд руб., муниципальных районов — с дефицитом в 2,7 млрд руб., городских и сельских поселений — с профицитом в 5,2 млрд руб.

В 2007 г. бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов были сведены с профицитом почти в 25,2 млрд руб., городских округов — с профицитом в 12,0 млрд руб., внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга — с профицитом в 0,4 млрд руб., муниципальных районов — с дефицитом в 0,3 млрд руб., городских и сельских поселений — с профицитом в 3,1 млрд руб.

По состоянию на 1 января 2009 г. с дефицитом был сведен консолидированный бюджет в 45 субъектах РФ (в 2006 г. в 37 регионах)1,суммарный объем которого составил 132,7 млрд руб., или 3,1% от доходной части их бюджетов (в 2007 г. 89,0 млрд руб., или –5%).

Медианный уровень бюджетного дефицита составил 3,8% к доходам соответствующего бюджета 22. Наибольшее отношение бюджетного дефицита к доходной части бюджета было достигнуто в Архангельской области — 6,9%, Ульяновской области — 6,8% и Камчатском крае — 6,7%. Около половины (45,0%) суммарного дефицита пришлось на 3 субъекта Федерации: Москву — 19,5%, или 25,9 млрд руб., Московскую область — 12,9%, или 17,1 млрд руб., и Санкт-Петербург — 12,6%, или 16,7 млрд руб.

С профицитом в 2008 г. был сведен консолидированный бюджет в 39 субъектах Российской Федерации (по сравнению с 50 в 2007 г.). Суммарный объем бюджетного профицита в этих регионах составил 84,0 млрд руб., или 3,9% от величины доходной части их бюджетов (в 2007 г. — 126,1 млрд руб., или 4,1%). Медианное значение бюджетного профицита составило 2,4% доходной части бюджета (табл. 2).

Наибольшее отношение профицита к уровню доходов консолидированного бюджета было достигнуто в Республике Ингушетия — 30,5%, Сахалинской области — 14,1%, Пермском крае — 13,3%, Ямало-Ненецком АО — 8,5%, Республике Башкортостан — 7,6%. Так, 39,6% суммарного профицита консолидированного регионального бюджета обеспечили 3 субъекта Федерации: Пермский край — 18,2%, или 15,2 млрд руб., Республика Башкортостан — 11,1%, или 9,3 млрд руб., и Сахалинская область — 10,4%, или 8,7 млрд руб.

Изменение структуры накопленного долга

Величина накопленного долга консолидированного регионального бюджета по осуществляемым заимствованиям увеличилась в 2007 г. до 118 049,2 млн руб., или 0,29% ВВП (табл. 3). Внешняя задолженность региональных консолидированных бюджетов сократилась на 559 млн руб., внутренняя возросла на 118 608,2 млн руб.

Структура заимствований

Общий объем заимствований регионального консолидированного бюджета в 2008 г. составил 409 669,4 млн руб., из них внешние заимствования — 591,0 млн руб. Единственным регионом — получателем внешних займов, как и в 2007 г., стала Республика Башкортостан.

Суммарный объем внутренних заимствований регионов и муниципалитетов составил 409 078,4 млн руб. Крупнейшими заемщиками на внутреннем рынке стали: Москва — 96,3 млрд руб., Московская область — 91,7 млрд руб., Омская область — 34,6 млрд руб., на которые суммарно пришлось 54,4% заимствований. По сравнению с 2007 г. объем внутренних заимствований в номинальном выражении вырос на 146,8 млрд руб., или на 35,3%.

В общем объеме внутренних заимствований консолидированного регионального бюджета на эмиссию ценных бумаг пришлось 43,7%, на ссуды из вышестоящих бюджетов — 5,0%, на прочие заимствования (в первую очередь банковские кредиты) — 51,4%.

Более чем на 11 процентных пунктов повысился уровень секьюритизации заимствований субъектов Российской Федерации, составив 51,9%. В то же время более чем на 5 процентных пунктов сократился уровень заимствований муниципальных образований. В условиях преобладания в структуре заимствований консолидированного регионального бюджета заемных средств субъектов Федерации (344,0 млрд руб. по сравнению с 65,1 млрд руб. заимствований муниципальных образований) уровень секьюритизации регионального бюджета повысился более чем на 11 процентных пунктов и достиг 43,7% (табл. 4).

Наибольшее отношение чистых заимствований к доходам бюджета продемонстрировали Московская область (14,3%), Астраханская область (8,9%), Архангельская область (6,8%), Самарская область (6%) — табл. 5.

Крупнейшими заемщиками стали: Московская область — 45,1 млрд руб., Москва — 25,4 млрд руб., Самарская область — 6,9 млрд руб.

В наибольшей степени накопленный долг сократили: Санкт-Петербург — на 4,5 млрд руб., Ямало-Ненецкий АО — на 2,3 млрд руб., Ханты-Мансийский АО — 1,5 млрд рублей, Республика Башкортостан — 1,0 млрд руб. Амурская область — 1,0 млрд руб.

(Продолжение следует.)





Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100