Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Домбровский Александр, первый заместитель главы муниципального образования г. Краснодар, директор департамента финансов

  • Все статьи автора

Антикризисное управление социально-экономическими процессами

Июнь 2009

Социально-экономическое состояние Краснодара

Сегодня эффективность и оперативность реализации антикризисных мер на федеральном, региональном и местном уровнях является важнейшим условием сохранения социальной стабильности в России.

Негативные тенденции конца 2008 г., сформировавшиеся под влиянием мирового финансового кризиса, плавно перетекли и в 2009-й. Особенно это отразилось на деятельности предприятий промышленности и строительного комплекса.

Так, в г. Краснодаре объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним промышленным предприятиям в I кв. 2009 г. составил в действующих ценах 16,9 млрд руб., что на 0,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г. В обрабатывающих отраслях значительное уменьшение объемов отгруженной продукции отмечено на предприятиях, занятых обработкой древесины и изготовлением изделий из дерева (56,3%), в производстве машин и оборудования (45,8%), нефтепродуктов (35,3%), строительных материалов (37,2%), швейном производстве (32,2%). На предприятиях по добыче полезных ископаемых этот показатель достиг 44%, в обрабатывающих производствах — 12,4%.

Объем подрядных работ в строительном комплексе увеличился лишь на 1,3% и составил 8,4 млрд руб. Крупные и средние строительные организации Краснодара сдали работ на сумму 3,9 млрд. руб., то есть на уровне I кв. прошлого года. В эксплуатацию введено 170,2 тыс. кв. м жилья, что всего на 17% больше, чем в I кв. 2008 г.

В нестабильной экономической ситуации у большинства предприятий промышленности и строительного комплекса существенно удлиняются производственный и финансовый циклы, растет дебиторская задолженность, сокращаются объемы реализации и, соответственно, уменьшается выручка. Падает спрос на продукцию местных производителей на российском и региональном рынках, а также существенно затоваривается торговая сеть. Данные обстоятельства в большей мере негативно повлияли на предприятия, которые финансировали инвестиционную деятельность не за счет денежного потока от операционной деятельности, а за счет привлечения "коротких" банковских кредитов. При этом в I кв. 2009 г. объем кредитования промышленности Краснодара стал вдвое меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г. Также отрицательную динамику демонстрируют организации с низким уровнем диверсификации каналов сбыта, для которых потеря нескольких ключевых клиентов означает катастрофу. В перерабатывающей промышленности города отмечаются серьезные трудности с пополнением оборотных средств, и эти вопросы уже сложно решить с помощью кредитов в банках, как было раньше.

Наиболее ярко данные проблемы проявляются в строительном комплексе. Ряд компаний Краснодара осуществляли строительство за счет привлеченных средств, в том числе заемных банковских, доля которых доходила до 90%, а также средств инвесторов-дольщиков. В I кв. 2009 г. кредитование жилищного строительства сократилось на четверть по отношению к тому же периоду 2008 г. В условиях снижения цен на недвижимость, приостановления ипотечных программ банков и падения спроса на жилье многие, даже крупные, строительные организации сталкиваются с проблемой финансирования начатых проектов и вынуждены их замораживать. Объемы ипотечного жилищного кредитования населения в I кв. 2009 г. уменьшились на 85%. Темпы строительства замедляются, сроки сдачи объектов затягиваются. В целом строительство жилья не отвечает ранее намеченному плану и составляет около 6%.

Комплекс указанных проблем усугубил положение убыточных предприятий: потери возросли в 5 раз, снизился сальдированный финансовый результат. По состоянию на 1 марта 2009 г. крупные и средние организации Краснодара получили сальдированную прибыль в размере 2,8 млрд руб. (53,6% к январю — февралю 2008 г.). Доля убыточных предприятий увеличилась с 23 до 29%.

Кредиторская задолженность на 1 марта 2009 г. составила 115,5 млрд руб., в том числе просроченная — 2,8 млрд руб.; дебиторская задолженность — 92,1 млрд руб. (на 23,4 млрд руб. ниже кредиторской), просроченная — 6,2 млрд руб.

На этом фоне все острее ощущается серьезный спад положительной динамики поступления доходов в местный бюджет в сравнении с минувшим годом. По итогам работы за I кв. 2009 г. приходится констатировать минимальный рост налоговых поступлений по отношению к аналогичному периоду 2008 г. Пополнение городской казны за I кв. 2009 г. составило 1,7 млрд. руб., или 104% к уровню прошлого года, тогда как в I кв. 2008 г. этот показатель достигал 130% к уровню 2007 г.

Несмотря на наличие системных проблем, основным фактором замедления социально-экономических процессов в Краснодаре является сбой в функционировании финансового рынка города с центральным звеном — банковским сектором. По итогам I кв. текущего года в работе банков отмечен ряд негативных моментов.

Валюта баланса банков с начала 2009 г. сократилась на 14,9 млрд руб. (на 3%) и составила 482,4 млрд руб. Кредитный портфель увеличился на 10,6 млрд руб. и достиг 310,8 млрд руб. (+103,5%). Просроченная ссудная задолженность возросла на 3,6 млрд руб. (в 3,5 раза к тому же периоду 2008 г.) и составила 7,5 млрд руб. (+192%). Доля просроченной задолженности в общем кредитном портфеле краснодарских банков — 2,4%. В среднем по России данный показатель — 3,3%.

Объем привлеченных кредитных ресурсов в экономику муниципального образования город Краснодар в I кв. 2009 г. достиг 37,3 млрд руб. (–21,8 млрд руб., или 37%, к 2008 г.).

Размер кредитов, выданных юридическим лицам, составил 34,6 млрд руб., что на 19 млрд руб., или 35%, меньше, чем в прошлом году.

Физическим лицам предоставлены кредиты на сумму 2,6 млрд руб. (в 2 раза меньше уровня 2008 г.), в том числе потребительских — 1,4 млрд руб. (–60%), предпринимателям — 0,5 млрд руб. (–60%).

Основным приоритетным направлением в кредитовании экономики города является кредитование малого бизнеса. Однако сегодня оно не удовлетворяет потребности: субъектам малого и среднего бизнеса в I кв. 2009 г. выдано 6,6 млрд. руб. (–65%).

Средняя процентная ставка по кредитам юридическим лицам в зависимости от срока кредитования значительно возросла и составила от 20 до 31%. Многие предприятия обращаются за кредитом, предполагая покрыть издержки. Однако в текущей ситуации банки стремятся не столько выдать деньги, сколько их не потерять. Если еще год назад банк предоставлял кредит в размере 70—80% рыночной стоимости залога, то теперь даже под такое "жесткое" обеспечение, как недвижимость, оборудование и автомобили, удается получить всего 30—50%. То есть под каждый кредит требуется двойной залог.

Таким образом, в условиях торможения социально-экономических процессов и сбоя функционирования финансового рынка Краснодара необходимо ускоренное и качественно новое решение возникших системных проблем. Это дальнейшая диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг местных производителей, сохранение рабочих мест, объемов производства, инвестиций, кредитного портфеля, уровня доходов бюджета. Помимо этого муниципалитету нужно решать вновь обострившиеся вопросы занятости населения.

С этих позиций в муниципальном образовании город Краснодар разработан План антикризисных мер, который включает такие направления, как:

  • поддержка финансовой устойчивости финансового и фондового рынков;
  • реализация инвестиционных проектов и поддержка малого бизнеса;
  • поддержка отраслей экономики;
  • стабилизация ситуации на рынке труда и социальная поддержка граждан.

Поддержка финансовой устойчивости финансового и фондового рынков

Администрация Краснодара ведет постоянный мониторинг кредитования юридических и физических лиц с целью оказания помощи гражданам и организациям в подборе оптимальных условий кредитования.

Осуществляется мониторинг организаций реального сектора экономики (строительной отрасли, промышленности, торговли), испытывающих потребность в кредитах, — на данный момент их 1226 единиц. Сформирован перечень социально значимых и бюджетообразующих предприятий, нуждающихся в кредитных ресурсах. Общая сумма запрашиваемых ими кредитов составляет 98,8 млрд руб., в том числе по отраслям и сферам экономики:

  • торговля — 80 млрд руб.;
  • транспорт и связь — 3,5 млрд руб.;
  • строительство — 2,9 млрд руб.;
  • промышленность — 1,3 млрд руб.;
  • АПК — 1,1 млрд руб.;
  • другие отрасли — 10 млрд руб.

Выявлены основные проблемы кредитования реального сектора: потенциальные заемщики и кредиторы не располагают информацией друг о друге, на уровне исполнителей — тотальное недопонимание, а первые лица не могут встретиться. В связи с этим высокую эффективность показали так называемые встречи "10 на 10" с участием руководителей предприятий и банковских структур по вопросам предоставления кредитных ресурсов для приоритетных отраслей экономики. Их главная задача — не только помочь промышленным, строительным и торговым организациям Краснодара получить необходимый кредит, но и ускорить сроки рассмотрения заявок, недопустить необоснованного отказа в его предоставлении. Трети предприятий — участников таких встреч дано согласие на оформление кредита.

Администрация Краснодара уже второй год подряд ежемесячно проводит выставку-семинар "Финансовые услуги для населения и бизнеса". Ее цель — повышение финансовой и правовой грамотности граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства. Краснодарцы имеют возможность сравнить условия предлагаемых финансовых услуг и особенности жилищных проектов, проконсультироваться со специалистами в области банковских вкладов и пластиковых карт, потребительского кредитования и кредитования малого бизнеса, брокерского и депозитарного обслуживания, доверительного управления активами, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольных видов страхования.

Во время мартовской выставки-семинара состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в сфере развития финансового и фондового рынка между Дойче Берзе АГ и администрацией Краснодара. Данная кооперация направлена на привлечение инвестиций в экономику города на основе инструментов фондового рынка и повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций Краснодара.

Биржа планирует регулярные семинары для граждан и руководителей предприятий. Уже прошли два обучающих семинара для населения, и они вызвали большой интерес. Организованы встречи с руководством крупных краснодарских предприятий, на которых обсуждались возможные механизмы привлечения финансовых ресурсов. Сейчас ведется серьезная подготовительная работа по приведению финансовой отчетности и корпоративных стандартов в соответствие с международными. Со стабилизацией ситуации на финансовых рынках мы рассчитываем на рост эмиссионной активности предприятий города.

Реализация инвестиционных проектов и поддержка малого бизнеса

В 2009 г. продолжится реализация крупных инвестиционных проектов по строительству 9 жилых комплексов и 4 торгово-развлекательных центров. Общий объем инвестиций по этим объектам в текущем году составит 79,1 млрд руб.

В настоящее время на федеральном уровне очень своевременно принят ряд законодательных актов в поддержку малого и среднего предпринимательства. Существующая сейчас относительная стабильность налоговых поступлений муниципалитетов обеспечена именно устойчивым положением малого и среднего бизнеса. Обязанность государства и муниципалитета — помочь ему адаптироваться к условиям экономического кризиса. Значительная часть предпринимателей, как правило, не имеет профильного экономического образования и глубоких знаний экономики. Наша задача — способствовать формированию малого и среднего бизнеса, который хочет и умеет платить налоги, правильно ориентируется в экономической ситуации.

В Краснодарском крае разработана целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2009—2012 годы". Объем ее финансирования за счет средств краевого бюджета в 2009 г. — 70 млн руб., 85% бюджетных денег, выделенных на реализацию программы, будет направлено на оказание прямой финансовой помощи предпринимателям. Создается краевой гарантийный фонд поддержки субъектов малого бизнеса Краснодарского края.

В городе внедряется механизм прямого доступа к информации о муниципальном заказе, размещаемом среди субъектов малого бизнеса. Чтобы полнее донести данную информацию до предпринимателей, в мае 2009 г. пройдет выставка "Муниципальный заказ — 2009". В дальнейшем она станет ежемесячной. В выставке примут участие поставщики товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, муниципальные заказчики, представители органов государственной и муниципальной власти.

Со II кв. 2009 г. намечается проведение конкурсов и аукционов, в которых участниками размещения заказа (20% от общего объема) станут субъекты малого бизнеса.

Поддержка отраслей экономики

Для поддержки отраслей экономики будет продолжено формирование на территории Краснодара отраслевых кластеров в соответствии с разрабатываемой в настоящее время кластерной политикой Российской Федерации, Концепцией долгосрочного развития и пересматриваемой стратегией развития ЮФО до 2025 г.

Сегодня в условиях кризиса администрация Краснодара уделяет большое внимание продвижению на рынок местных товаропроизводителей. В каждом районе города по выходным проходят продовольственные ярмарки, где производители сами продают свою продукцию.

Для обеспечения продовольственной безопасности города принимаются меры по увеличению до 70% доли продукции кубанских товаропроизводителей в объеме реализуемых товаров предприятий розничной торговли, и прежде всего — в ассортименте социально значимых товаров. При этом для повышения спроса на местные товары торговые организации используют не административные, а рыночные рычаги, такие как конкурентная цена, традиционно более высокое качество местной продукции.

Особое значение придается презентационной деятельности потенциала города. В выставочном центре "КраснодарЭкспо" запланированы ежемесячные мероприятия: мебельный и деревообрабатывающий салон, выставка оснащения пищевых и перерабатывающих производств, оптовая продовольственная ярмарка, специализированная выставка продукции легкой промышленности, специализированная выставка парфюмерно-косметической продукции.

В I кв. 2009 г. местные товаропроизводители разместили муниципальный заказ на сумму 1,6 млрд руб., или 91% от его общего объема.

В качестве поддержки местных товаропроизводителей налажена работа по освещению в средствах массовой информации результатов их деятельности.

Стабилизация ситуации на рынке труда и социальная поддержка граждан

В сфере занятости населения уровень регистрируемой безработицы по-прежнему остается 0,3%, что превышает показатель соответствующего периода прошлого года на 0,2%. Статус безработного получили 1187 человек, что в 2,8  раза больше, чем в январе—марте 2008 г.

Администрация Краснодара приняла специальные меры по снижению социальной напряженности, и в режиме немедленного реагирования они в первую очередь реализуются на рынке труда:

  • осуществляется еженедельный мониторинг увольнений;
  • пресекаются незаконные сокращения;
  • под особым контролем администрации находится дальнейшее трудоустройство незанятого населения.

С начала года организовано 19 ярмарок — вакансий рабочих мест. Общее количество представленных на них вакансий составило 74 536 единиц. Данное мероприятие посетили 20 143 человека, трудоустроились 230.

Важно заметить, что несмотря на наличие безработных граждан, в Краснодаре имеется несколько тысяч вакансий по рабочим специальностям. Дефицит рабочих вызван тем, что в городе не хватает учреждений начального профессионального образования.

Для обеспечения приоритетного права россиян на трудоустройство на свободные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 г. в Краснодарском крае в два раза снижены квоты на привлечение иностранных граждан.

В соответствии с целевой программой "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2008 — 2010 годы" и муниципальной целевой программой "Об организации общественных работ в муниципальном образовании город Краснодар на 2009 год" организуются и проводятся общественные работы. Для этого с предприятиями города заключен 71 договор и создано 336 рабочих мест со статусом "общественные". Всего в общественных работах приняли участие 82 человека.

В целях обеспечения дополнительных гарантий Центр занятости населения предложил гражданам, испытывающим трудности с трудоустройством, временную работу. Участниками такой программы стали уже 10 человек.

Также осуществляются мероприятия по содействию в организации предпринимательской деятельности граждан, ищущих работу, и безработных. В январе—марте 2009 г. 12 человек получили консультацию по вопросу открытия собственного дела. С начала года собственный бизнес организовали 6 человек.

Социальная поддержка безработным в период активного поиска работы оказывается в форме выплат соответствующих пособий. В январе—марте 2009 г. из средств краевого бюджета на это выделено 5,2 млн руб. Средний размер пособия в марте 2009 г. составил 3161 руб.

В администрации Краснодара действуют 11 телефонов "горячей" линии, по которым жители города могут сообщить о нарушениях по оплате труда. По каждому факту руководители налоговых органов проводят профилактическую беседу, которой, как правило, бывает достаточно, чтобы предприятие начало нормально платить зарплату и налоги. Через печатные и электронные СМИ доводится информация об ущербе, который наносят подобные "серые" и "черные" схемы бюджетной системе, внебюджетным фондам, самим работникам. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля 2009 г. достигла 20,9 млн руб., но благодаря принятым мерам она сократилась на 14,4 млн руб., т. е. до 6,4 млн руб.

В Краснодаре упрощена процедура оформления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: с начала года 1400 многодетных семьей получили 5,54 млн руб.; 5309 малоимущих семьей — 4,15 млн руб.; 32 почетных гражданина — 284,6 тыс. руб.

Комплекс неотложных мероприятий позволит оказать помощь местным товаропроизводителям в наращивании объемов производства и реализации продукции, повышении их конкурентоспособности на российском и международном рынках. Но приоритетной в антикризисных программах все же является поддержка малого и среднего бизнеса, поскольку именно он формирует в России так называемый средний класс.

Предложения по совершенствованию законодательства

Однако вышеперечисленных мер недостаточно. В ближайшее время необходимо решить следующие вопросы.

На федеральном уровне:

  • уточнить понятие "малый бизнес", рассмотреть вопрос о включении в эту категорию предприятий с численностью работающих до 400—500 человек;
  • создать систему страхования рисков невозврата по кредитам малому бизнесу, изменить правила резервирования средств кредитными организациями при кредитовании малого бизнеса;
  • упростить систему взыскания и реализации залога, сделав ее прозрачной и максимально быстрой. Из-за сложной и заорганизованной системы реализации залога сегодня существуют и проблемы с его оценкой в 30—50% от реальной стоимости;
  • внести изменения в ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусмотрев возможность заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого бизнеса, минуя процедуры конкурса или аукциона, из-за которых предприниматели должны платить за право заключения договора аренды. Такие же коррективы предлагается внести в Земельный кодекс Российской Федерации в отношении предоставления земельных участков для размещения производственных объектов малого бизнеса;
  • ввести мораторий на усиление налоговой нагрузки для малых и средних предприятий на ближайшие пять лет.

На региональном и местном уровне:

  • провести адресную работу с населением и субъектами предпринимательства, направленную на повышение финансовой грамотности, обучение основам предпринимательства, взаимоотношению с кредитными организациями;
  • при формировании генеральных планов населенных пунктов предусмотреть участки для размещения бизнес-инкубаторов;
  • установить двух-трехлетний льготный период для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса по уплате арендной платы и земельного налога;
  • развивать систему профессионального образования по рабочим специальностям.

Безусловно, все эти меры необходимо принимать сбалансированно, с учетом бюджетных интересов. Должна быть найдена "золотая середина", что не позволит недобросовестным предпринимателям злоупотреблять льготами.

В заключение следует подчеркнуть, что каждый рубль, вложенный непосредственно или через льготы в развитие малого и среднего бизнеса, в итоге даст гораздо больший бюджетный и социальный эффект.


Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100