Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Бежаев Олег, Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации

  • Все статьи автора

Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса

Июнь 2009

В результате совершенствования бюджетного законодательства и в целях развития экономики в предшествующие годы были созданы предпосылки формирования и исполнения бюджетов различных уровней в текущем году.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ

Среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в последние годы превышали показатели инфляции в 2 раза. Этому способствовал рост экономики страны, что обеспечило положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в целом за 2008 г. в сумме 4 912,4 млрд руб. с приростом в 27% относительно 2007 г. (рис. 1).

В I—III кв. 2008 г. сохранилась положительная динамика роста показателей экономического развития субъектов РФ. Однако вследствие мирового финансового кризиса в середине IV кв. 2008 г. произошло значительное сокращение поступлений в региональные и местные бюджеты от налога на прибыль организаций и снижение темпов роста налога на доходы физических лиц, которые являются основными доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации. Эти тенденции продолжаются и в текущем году (рис. 2, 3).

Между тем накопленный запас прочности 3 кварталов 2008 г. обеспечил увеличение большинства показателей по сравнению с предыдущим годом. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2008 г. по доходам составило 6192,2 млрд руб., что выше уровня 2007 г. на 1 369,2 млрд руб., или на 28%.

В прошлом году темпы поступления средств от доходов в 3 регионах РФ превысили аналогичные показатели 2007 г. — на 10%, в 47 субъектах — на 10—30%, в 31 субъектах — на 30—50%, в 1 субъекте — свыше 1,5 раза (рис. 4).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили в сумме 6246,7 млрд руб., или выше уровня 2007 г. на 30,6% (рис. 5).

В минувшем году дефицит консолидированных бюджетов регионов был равен 54,5 млрд руб. С дефицитом в 135,4 млрд руб. исполнены бюджеты 45 субъектов РФ. Для сравнения: в 2007 г. с дефицитом исполнили бюджеты 36 субъектов Федерации. В 28 регионах дефицит бюджета за 2007 г. составил менее 5% от общей суммы доходов, в 17 регионах — от 5 до 10%. В 39 субъектах Российской Федерации бюджеты за 2008 г. исполнены с профицитом в сумме 80,9 млрд руб.

Основными источниками покрытия дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации были:

  • государственные (муниципальные) ценные бумаги (69,0 млрд руб.);
  • кредиты кредитных организаций (38,7 млрд руб.);
  • бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (8,9 млрд руб.);
  • иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (36,6 млрд руб.).

Вполне благополучно складывалась ситуация в регионах с кредиторской задолженностью. По состоянию на 1 января 2009 г. ее общий объем составил 57,9 млрд руб., или 0,9% от общего объема доходов консолидированных бюджетов регионов, что соответствует аналогичному показателю за 2007 г. (рис. 6).

Важно отметить, что кредиторская задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы практически ликвидирована. На 1 января 2009 г. она составила 14,5 млн руб. (менее 0,01% от среднемесячного фонда оплаты труда), сокращение по сравнению с началом 2008 г. — 64,3 млн руб. Наличие задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы отмечается только в 5 субъектах РФ, при этом в 4 из них кредиторская задолженность в начале 2008 г. отсутствовала.

Значительную роль в экономическом развитии регионов играют межбюджетные трансферты. Их доля, направленная из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в общей сумме доходов равна 1127,2 млрд руб., или 18,2% от общего объема доходов консолидированных бюджетов регионов (рис. 7).

В условиях роста дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и доходной базы их бюджетов возрастает роль Российской Федерации по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов с целью выполнения обязательства государства по обеспечению предоставления на территории Российской Федерации государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются основным видом межбюджетных трансфертов. В 2008 г. предусматривался объем указанных дотаций, позволяющий не снижать по сравнению с 2007 г. минимальный уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В прошлом году объем дотаций составил 328,6 млрд руб. с ростом относительно 2007 г. на 26,2%.

В 2008 г. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности получали 72 субъекта Российской Федерации, против 68 в 2007 г. Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме собственных доходов регионов занимает всего 5,5%. При этом доля дотации составляет менее 20% в 52 субъектах Федерации, от 20 до 40% — в 16, и более 40% в 4 субъектах Федерации.

Значительный объем поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в виде обусловленной финансовой помощи — в форме субсидий. Общий объем субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов составил в 2008 г. 435,3 млрд руб., что выше уровня 2007 г. на 33% или на 107,3 млрд руб.

Основными направлениями предоставления субсидий в 2008 г. являлись софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами, объектами федеральной адресной инвестиционной программы, дорожного хозяйства, государственной поддержки сельского хозяйства, здравоохранения и образования, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Экономическая ситуация, в условиях которой предстоит исполнять региональные бюджеты, не позволяет надеяться на продолжение таких темпов роста показателей региональных и местных бюджетов, которые сложились в 2007—2008 гг.

Результаты исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывают снижение темпов роста против 2008 г., но сохраняется рост против показателей 2007 г. В целом налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов снизились за I кв. 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,1%. В региональные бюджеты в I кв. поступило налоговых и неналоговых доходов на 133 млрд руб. меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Основное снижение темпов роста налоговых поступлений наблюдается по налогу на прибыль, который является основным доходным источником бюджетов большинства регионов. Поступления налога на прибыль сократились на 136,0 млрд руб., или 34%. Темпы поступления другого основного доходного источника региональных бюджетов — налога на доходы физических лиц — также значительно снизились, но в I кв. имел место рост поступления доходов от уплаты этого налога на 5% против соответствующего периода прошлого года.

Надо отметить, что снижение налоговых и неналоговых доходов наблюдается не во всех регионах. В 21 субъекте Российской Федерации за I кв. 2009 г. зафиксирован рост доходов против соответствующего периода прошлого года, а в 16 регионах — снижение поступления доходов более 20%.

Несмотря на снижение поступления доходов, в I кв. текущего года отмечается рост расходов субъектов Российской Федерации на 9,3%. Это стало возможным только за счет использования остатков бюджетных средств, сложившихся на начало года.

МЕРЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СРФ

Действующая экономическая ситуация и складывающийся прогноз исполнения бюджетов регионов выводят на первый план в финансовой политике государства обеспечение устойчивого функционирования бюджетов. Решение этой проблемы требует внедрения новых подходов к управлению бюджетным процессом.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ АДМИНИСТРАЦИЕЙ СРФ

Большое значение имеет своевременное принятие антикризисных мер субъектами Российской Федерации. Наравне с поддержкой реального сектора экономики с целью сохранения налогового потенциала необходимо принять меры по корректировке региональной бюджетной политики.

Первоочередной задачей является пересмотр бюджетов с учетом нового макропрогноза развития экономики и итогов исполнения бюджетов за I кв. Приведение расходных обязательств в соответствие с реальными доходными источниками является гарантией сохранения платежеспособности регионов, недопущения роста кредиторской задолженности и срыва исполнения долговых обязательств.

Основные усилия региональных и местных органов власти должны быть направлены на сохранение налогового потенциала. В этой связи необходимо провести анализ обоснованности и эффективности установленных налоговых льгот и принятия мер по их оптимизации. Есть реальные резервы увеличения поступлений доходов бюджетов субъектов Российской Федераций и муниципальных образований от уплаты региональных и местных налогов прежде всего благодаря выявлению неучтенных объектов налогообложения. Другим резервом сохранения налогового потенциала является поддержка значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, включающая меры по использованию гарантийных механизмов и осуществление субсидирования процентных ставок по кредитам банков, предоставляемых предприятиям этих отраслей.

Кардинально должны быть пересмотрены бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части расходных обязательств. С этой целью необходимо провести инвентаризацию и оптимизацию их публичных обязательств. Немалые резервы оптимизации расходов на содержание бюджетной сферы заложены в реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг. Также есть значительные резервы оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления.

В период кризиса потребуется сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. В этот период целесообразно осуществлять финансирование капитальных вложений только по объектам с высокой степенью готовности, а также ввести ограничения на проведение расходов, связанных с приобретением оборудования.

Перед органами государственной власти в регионах и органами местного самоуправления стоит задача обеспечения жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направляемых на оказание социально-значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов.

Таким образом, основными условиями исполняемости региональных и местных бюджетов в 2009 и 2010 гг. являются разработка антикризисных мероприятий, осуществление пересмотра бюджетов с учетом нового макропрогноза и итогов исполнения бюджетов за период с начала года, приведение расходных обязательств в соответствие с реальными доходными источниками, недопущение образования кредиторской задолженности.

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА Из ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Решениями федеральных органов власти предусмотрено проведение мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ и оказания финансовой помощи регионам в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Для этих целей в 2009 г. общий объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации увеличен на 300 млрд руб.

В федеральном бюджете предусмотрены также бюджетные кредиты на покрытие дефицита региональных бюджетов в объеме 150 млрд руб. Срок предоставления таких кредитов — до 3 лет, а не на 1 год, как это предусмотрено по кредитам на покрытие кассового разрыва.

Также в федеральном бюджете выделены дотации на поддержание мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 150 млрд руб. Предоставление дотаций будет осуществляться субъектам РФ, в которых поступление налоговых и неналоговых доходов складывается темпами, не позволяющими обеспечить финансирование социально значимых расходных обязательств регионов. Условием предоставления указанных дотаций предусматривается отсутствие просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходным обязательствам.

Кроме того, при определении получателей дотаций будут учитываться меры, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ по оптимизации расходной части региональных бюджетов.

Предложения по распределению дотаций рассмотрит Рабочая (трехсторонняя) группа по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации. По итогам ее работы соответствующие предложения будут внесены Министерством финансов РФ в Правительство РФ. Распределение дотаций предполагается произвести в 2 этапа: первый — по итогам исполнения местных бюджетов за полугодие, второй — по итогам исполнения бюджетов за 9 мес.

В целях содействия субъектам Российской Федерации в получении банковских займов для покрытия возникающего бюджетного дефицита Министерство финансов Российской Федерации направляет в соответствующие банки "комфортные письма", подтверждающие одобрение действий субъекта Российской Федерации по привлечению финансирования. Такие письма предоставляются субъектам Российской Федерации после оценки реальности их бюджетов как по доходам, так и по расходам.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ

Использование новых механизмов повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и расширение ряда их источников потребовали корректировку уровней предельных объемов дефицита бюджетов и долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установленных БК РФ. На период до 2013 г. дефицит бюджета субъекта Федерации и муниципальных образований, а также государственный и муниципальный долг могут превышать установленный Бюджетным кодексом уровень на сумму кредитов, полученных от вышестоящих бюджетов.

Также до 2012 г. приостановлены нормы Бюджетного кодекса, устанавливающие ограничения на предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации в пределах 10% от общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета региона.

Бюджетным кодексом предусмотрено право субъектов Российской Федерации на формирование резервных фондов в целях обеспечения исполнения расходных обязательств в случае резкого снижения поступления доходов в бюджет. Однако в случае ухудшения экономической ситуации предполагается установить требования об обязательном формировании в таких субъектах Федерации резервных фондов.

В ближайшее время предполагается принятие Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

В соответствии с указанной концепцией развитие межбюджетных отношений в ближайшие годы должно быть направлено на решение следующих задач:

  • установление особенностей организации бюджетного процесса в регионах и муниципалитетах в условиях экономического кризиса;
  • создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях;
  • корректирование механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
  • совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы;
  • дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.



Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100